ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 декабря 2021 г. № 3581-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее - Программа) .
2. Федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Минтруд России отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
6. Минтруду России утвердить до 31 марта 2022 г. показатели реализации Программы по субъектам Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 14 декабря 2021 г. № 3581-р
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА содействия занятости молодежи на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 г. № Пр-1096.
II. Положение молодежи на рынке труда
Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54 процентов до 49, 8 процента, а в группе 15 - 24 года с 29, 6 до 26, 7 процента, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского значения - 58, 4 процента в 2020 году.
При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет (в 2017 - 2020 годах он более чем в 1, 44 и 1, 41 раза соответственно превышал среднероссийский уровень занятости населения) . За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15 - 34 лет выше среднероссийского уровня занятости населения. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы) . При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 4, 8 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и 48 процентов в возрастной группе 20 - 24 года) .
Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29, 1 процента всех занятых в этом виде деятельности) , деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27, 8 процента) , деятельность финансовая и страховая (26, 7 процента) , торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23, 6 процента) , государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22, 7 процента) .
В молодежном сегменте рабочей силы доминируют занятые в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (19, 9 процента всех занятых в возрасте 15 - 29 лет) , обрабатывающих производствах (12, 7 процента) , государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (8, 6 процента) .
В 2017 - 2020 годах наблюдалась тенденция снижения доли молодежи среди занятых в неформальном секторе (23, 5 процента в 2017 году, 21 процент - в 2019 году и 19, 7 процента - в 2020 году) . Численность занятых в неформальном секторе среди молодежи сократилась по всем возрастным группам - 15 - 19 лет на 31 тыс. человек, или на 16, 7 процента, и 20 - 29 лет на 556 тыс. человек, или на 17, 5 процента.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года почти в 3 раза выше среднероссийского уровня безработицы населения, в то время как в возрастной группе 15 - 34 лет он превышает среднероссийский уровень безработицы менее чем в 1, 5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8, 6 процента, а в возрастной группе 15 - 24 года - 17, 3 процента по отношению к среднероссийскому уровню 5, 8 процента.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 28, 4 процента - в 2017 году до 24, 7 процента - в 2019 году) , то в 2020 году увеличился до 27, 2 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 14, 4 до 16, 2 процента) . Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 - 29 лет (рост с 5, 6 до 7, 4 процента) , 30 - 34 года (рост с 4, 4 процента до 6 процентов) .
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27, 5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;
относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
III. Основные цели и задачи Программы
(Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (профориентация обучающихся, упрощение трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, содействие занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет) ;
содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы (адресное трудоустройство таких категорий, повышение конкурентоспособности на рынке труда молодежи в возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование молодежи, содействие в получении образования и занятости лицам, находящимся в местах лишения свободы) ;
организация процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций (совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема, взаимодействие органов службы занятости и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализация профессиональных возможностей через участие в мероприятиях молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды";
развитие цифровых систем в сфере труда и занятости молодежи (развитие подсистемы мониторинга трудоустройства выпускников, совершенствование механизмов прохождения и организации производственной практики, организация целевого обучения на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России") ;
содействие профессиональному развитию молодых работников (реализация всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства, подготовка предложений по формам занятости в целях предоставления возможностей для профессионального развития молодежи, реализация проекта "Больше, чем работа", стимулирование трудовой мобильности молодежи, определение понятия "наставник" и порядка осуществления наставничества, мониторинг уровня безработицы молодежи, проведение всероссийского конкурса лучших практик трудоустройства молодежи) .
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью, а также будут востребованы на рынке труда ввиду нехватки кадров.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий Программы. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 45-р)
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении № 1.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении № 2.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 17 января 2024 г. № 45-р)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года
Наименование мероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Ответственные исполнители | |
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | |||||
I. Содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет | |||||
1. | Профессиональная ориентация обучающихся 6 - 11-х классов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья | докладв Правительство Российской Федерации | охват профориентационными мероприятиями не менее 1, 5 млн. обучающихсяв 2024 году | 31 января2025 г.,далее - ежегодно | Минпросвещения России, Фонд Гуманитарных Проектов, Минтруд России, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
2. | Оптимизация процедуры трудоустройства несовершеннолетних гражданв возрасте от 14 до 18 лет | докладв Правительство Российской Федерации | увеличение численности трудоустроенных подростков | 15 февраля2024 г. | Минтруд России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
3. | Содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на базе структурных подразделений Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых"и молодежной общероссийской общественной организации "Российские Студенческие Отряды" | отчетв Минтруд России | организация временной трудовой занятости | 30 декабря2024 г.,далее - ежегодно | исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых", молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды" |
4. | Подготовка и направление методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации по определению перечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов | методические рекомендации | методические рекомендации исполнительным органам субъектов Российской Федерациипо определениюперечня работ, рекомендуемых для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей-инвалидов | 1 июня 2024 г.,далее - ежегодно | Минтруд России, Минпросвещения России, Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых", Общероссийское объединение работодателей "Российскийсоюз промышленников и предпринимателей", федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Общероссийский союз "Федерация Независимых Профсоюзов России", молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды", исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
5. | Содействие в обеспечении занятости необучающихся и неработающих несовершеннолетних граждан, в том числе в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихпроводится индивидуальная профилактическая работа | отчетв Минтруд России | организация обучения и содействие трудоустройству необучающихсяи неработающих несовершеннолетних граждан | 30 марта 2024 г., далее - ежегодно | Минпросвещения России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации |
II. Содействие трудоустройству отдельных категорий молодежи, испытывающей трудности в поиске работы | |||||
6. | Содействие в повышении конкурентоспособностина рынке труда молодежив возрасте до 30 лет, включая лиц с инвалидностью | доклад в Правительство Российской Федерации | расширение возможностейдля трудоустройства | 1 февраля 2024 г., далее - ежегодно | Минтруд России, исполнительные органысубъектов Российской Федерации |
7. | Содействие адресному сопровождению в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятостив рамках жизненных ситуаций, в том числе адаптация инвалидов при трудоустройстве | отчетв Минтруд России | сокращениек 2030 году в 2 раза доли лиц в возрастедо 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных | 31 января 2024 г., далее - ежегодно | исполнительные органысубъе |