О внесении изменений в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2021 г. № 1832
МОСКВА
О внесении изменений в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2024 № 1878)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 21, ст. 3583) .
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 октября 2021 г. № 1832
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2024 № 1878)
1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:
"СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса в части вовлеченности земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация.
1. В отношении земель сельскохозяйственного назначения.
За период с 2010 по 2020 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 400 млн. гектаров до 382, 4 млн. гектаров, то есть на 17, 6 млн. гектаров, или на 4, 6 процента. Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель свидетельствуют о том, что за 2020 год по сравнению с 2019 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения (пашни) увеличилась на 736, 6 тыс. гектаров. По состоянию на 1 января 2021 г., по данным субъектов Российской Федерации, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются около 19, 4 млн. гектаров пашни (5, 1 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения в стране) .
Критическим фактором, в значительной мере повлиявшим на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим сотрудникам таких хозяйств. Следствием этого процесса становится большое количество невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. В 2020 году количество невостребованных земельных долей, по данным субъектов Российской Федерации, достигает 1, 5 млн. единиц, их площадь - 14, 2 млн. гектаров, что составляет 31, 6 процента всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43, 4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий) .
Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254, 1 млн. гектаров на 1 января 2021 г. разграничено лишь 33, 5 млн. гектаров, или 13 процентов) .
В 2020 году в структуре форм собственности не происходит значительных изменений. Большая часть земель остается в государственной собственности, причем значительная часть таких земель не разграничена (220, 6 млн. гектаров, или 57, 7 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности) .
Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют. Фактически вновь возникают ранее решенные проблемы чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний. Как следствие, на таких землях сельскохозяйственные товаропроизводители недополучают существенный объем продукции растениеводства.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.
При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.) , культуртехническому состоянию.
Назревает необходимость формирования достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о количественных и качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с последующим внесением сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В мелиоративной отрасли.
По состоянию на 1 января 2021 г. мелиоративный фонд Российской Федерации составляет 9, 47 млн. гектаров, из которых:
4, 69 млн. гектаров - орошаемые земли, из которых в сельскохозяйственном производстве фактически используются 3, 96 млн. гектаров;
4, 78 млн. гектаров - осушенные земли, из которых в сельскохозяйственном обороте используются 3, 24 млн. гектаров.
В ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и оперативном управлении учреждений по мелиорации земель находятся 38, 5 тыс. сооружений федеральной собственности, включая 30, 9 тыс. гидротехнических сооружений, в том числе сооружений 280 водохранилищ, 200 прудов, 38, 7 тыс. километров водоподводящих и сбросных каналов, 3, 2 тыс. километров защитных дамб и др.;
450 гидротехнических сооружений (плотины водохранилищ, гидроузлы, защитные дамбы) относятся к опасным объектам, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
На мелиорированных землях, занимающих 7, 9 процента площади всех пахотных земель, производится до 50 процентов овощной, бахчевой продукции и картофеля, весь объем риса, около 20 процентов кормов для животноводства, а также другие виды продукции.
Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов. Особое внимание следует уделять улучшению технического состояния опасных при паводковой ситуации сооружений.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации сформулированы в следующих основополагающих документах:
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р (далее - Стратегия) ;
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В соответствии с такими документами в качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
наращивание экспорта продукции агропромышленного комплекса;
обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией.
Дополнительно определены следующие задачи развития мелиоративно-водохозяйственного комплекса:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
развитие землеустройства, в том числе создание информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения;
развитие мелиоративного комплекса.
Реализация Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - Государственная программа) оказывает влияние на достижение такой национальной цели, как достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в части влияния на целевой показатель "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек".
Вклад в достижение этого целевого показателя будет обеспечен в основном в рамках мероприятий федерального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения". К 2030 году планируется ввести в оборот 13234, 8 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, что потребует создания 60700 дополнительных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Достижение целевого показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК".
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в состав Государственной программы (далее - правила) , и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно - соглашения, субсидии) . Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (процентов) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:
включение мероприятий и результатов предоставления субсидий, обозначенных в правилах и соглашениях, в состав региональных программ развития агропромышленного комплекса;
формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до момента заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;
достижение результатов предоставления субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
выполнение субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями.
Участие субъектов Российской Федерации предусмотрено в рамках реализации федерального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения", а также в рамках реализации федерального проекта "Экспорт продукции АПК".
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией.
Основные задачи Государственной программы.
Задачей 1 является проведение оценки состояния плодородия неиспользуемой пашни, включающей сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований, вовлечение которой необходимо для отрасли растениеводства, в отношении не менее чем 8856, 4 тыс. гектаров до конца 2025 года, предусматривающей сбор и обобщение результатов агрохимического, эколого-токсикологического и почвенного обследований.
Задачей 2 является вовлечение к концу 2030 года в оборот 5000 тыс. гектаров выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий, предусматривающей:
расчистку земель от сорной древесно-кустарниковой растительности, пней и погребенной древесины;
расчистку земель от травянистой растительности, кочек и мха;
расчистку земель от камней и иных предметов;
землевание, пескование, глинование;
рыхление, плантаж почвы и прочие работы.
Задачей 3 является защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения известкования кислых почв, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий к концу 2030 года на площади не менее 2895, 2 тыс. гектаров, предусматривающей:
защиту и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, 624 тыс. гектаров;
создание защитных лесных насаждений, полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищно-защитных фитомелиоративных насаждений;
известкование кислых почв на пашне на площади до 2271, 2 тыс. гектаров;
химическую мелиорацию кислых почв, с внесением в них известковых удобрений - кальцита, доломита, известняка, отходов сахарного производства, гашеной извести.
Задачей 4 является выполнение к концу 2030 года гидромелиоративных мероприятий на площади 853, 5 тыс. гектаров на землях сельскохозяйственного назначения, предусматривающей реконструкцию, техническое перевооружение и строительство новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.
Задачей 5 является предотвращение от выбытия из сельскохозяйственного оборота и сохранение в сельскохозяйственном обороте мелиорированных земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации (нарастающим итогом с 2020 года) к концу 2030 года на площади не менее 2956, 3 тыс. гектаров.
Задачей 6 является защита от водной эрозии, затопления и подтопления за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации (нарастающим итогом с 2020 года) к концу 2030 года на площади не менее 732, 3 тыс. гектаров.
IV. Задачи Государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Основными задачами Государственной программы и ее структурных элементов, определенными в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации, установленными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", являются:
устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости на основе принципов научно обоснованного планирования;
увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
создание к 2024 году сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизненного цикла проекта по экспорту продукции агропромышленного комплекса;
увеличение численности работников в субъектах малого и среднего предпринимательства.
V. Задачи по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
В настоящее время Правительством Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы установлена задача по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Необходимо предусмотреть для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, плановые значения важнейших показателей, необходимых для развития регионов Дальневосточного федерального округа, на уровне выше среднероссийского уровня и обеспе