Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2021 г. № 1661
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2440, от 20.05.2022 № 924, от 11.08.2022 № 1405, от 09.11.2022 № 2019, от 15.12.2022 № 2314, от 24.06.2023 № 1029, от 08.12.2023 № 2078, от 15.12.2023 № 2168, от 09.08.2024 № 1069, от 24.09.2024 № 1302, от 23.11.2024 № 1617, от 13.12.2024 № 1773, от 21.12.2024 № 1849)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
2. Министерству спорта Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 сентября 2021 г. № 1661
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2440, от 20.05.2022 № 924, от 11.08.2022 № 1405, от 09.11.2022 № 2019, от 15.12.2022 № 2314, от 24.06.2023 № 1029, от 08.12.2023 № 2078, от 15.12.2023 № 2168, от 09.08.2024 № 1069, от 24.09.2024 № 1302, от 23.11.2024 № 1617, от 13.12.2024 № 1773, от 21.12.2024 № 1849)
Приоритеты и цели государственной политики в сферегосударственной программы Российской Федерации"Развитие физической культуры и спорта"
I. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации
Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, и характеризуется следующими результатами.
По итогам 2023 года численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации, составила 75, 8 млн. человек, из которых 16, 4 млн. человек - в сельской местности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Ежегодно проводится до 13, 5 тыс. официальных физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе Всероссийская спартакиада между субъектами Российской Федерации, Всероссийские спортивные соревнования школьников, в том числе "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", и иные массовые физкультурно-спортивные мероприятия.
Действует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания (по итогам 2023 года зарегистрированы 22, 1 млн. человек, работают 2, 6 тыс. центров тестирования) . Создана сеть спортивных клубов (более 64, 5 тыс. клубов, включая сеть школьных (около 36, 7 тыс. единиц) и студенческих спортивных клубов (2481 единица) . В сельской местности действуют 55, 1 тыс. физкультурно-спортивных организаций. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Общее количество спортивных сооружений в 2023 году достигло 362 тыс. объектов, включая 121 тыс. объектов - в сельской местности и 115 тыс. объектов - для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Активно развивается индустрия спорта. Объем рынка фитнес-услуг увеличен до 213, 6 млрд. рублей, объем рынка спортивной индустрии в 2023 году составил около 844, 4 млрд. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
В Российской Федерации организованы и проведены на высоком уровне исторически значимые мероприятия: XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры, XVIII Сурдлимпийские зимние игры, Всемирные игры колясочников и ампутантов IWAS, всемирные летняя 2013 года и зимняя 2019 года Универсиады, чемпионаты мира по футболу FIFA 2018 года, водным видам спорта, по легкой атлетике 2013 года, гонки "Формула-1", конвенты "Спорт аккорд", Международный мультиспортивный турнир "Игры будущего" 2024 года, Международное мультиспортивное мероприятие "Спортивные игры стран БРИКС" 2024 года, Международный фестиваль университетского спорта и другие. В результате Россия завоевала авторитет организатора соревнований самого высокого уровня. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Ежегодно в Российской Федерации проводятся международные спортивные мероприятия, в том числе уровня чемпионатов мира, чемпионатов Европы, этапов Кубка мира, соревнований гран-при. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Принятые меры способствовали распространению среди граждан устойчивого положительного отношения к ведению здорового образа жизни. Общий уровень удовлетворенности граждан условиями, созданными для занятий физической культурой и спортом, по итогам 2023 года достиг 63, 8 процента. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (48, 1 процента и 24, 3 процента соответственно) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Только 50, 9 процента юношей призывного возраста имеют необходимый уровень физического развития.
Отмечается недостаточность спортивной инфраструктуры, все более актуальной становится необходимость приведения объектов спорта в нормативное состояние.
Необходимо стимулировать развитие инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта, в том числе развитие предпринимательства и развитие государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.
Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:
возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;
увеличение числа граждан, нуждающихся в оздоровлении средствами физической культуры и спорта; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности вооруженных сил;
наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;
рост глобальной конкуренции в спорте высших достижений и использование нового технологического уклада, углубленных знаний, передовых цифровых технологий и лучших практик как приоритетных направлений спортивного лидерства;
политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;
недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта, в том числе системы профессионального образования;
сокращение реально располагаемых доходов, экономия граждан на занятиях физической культурой и спортом;
сохранение международного давления на Российскую Федерацию. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
К основным рискам реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Программа) относятся:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей Программы.
Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 70 процентов населения страны, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Существенно повысится конкурентоспособность российского спорта на международной спортивной арене, что позволит российским спортсменам стабильно побеждать на крупнейших международных спортивных соревнованиях, включая Олимпийские игры.
В то же время успехи российских спортсменов на международных соревнованиях создают предпосылки для проведения этих соревнований на территории Российской Федерации, что способствует развитию экономического потенциала соответствующих регионов России, увеличению туристических потоков, распространению и стимулированию передовых технологий, привлечению долгосрочных инвестиций. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Программа реализуется в качестве комплексной программы и направлена на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - национальные цели) :
сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
комфортная и безопасная среда для жизни;
цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Показателями, характеризующими достижение национальных целей, являются уровень удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц) , интегрированных в единую цифровую среду.
К числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относятся: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;
развитие детско-юношеского спорта; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
совершенствование политики развития видов спорта в зависимости от уровня их массовости, вклада в обороноспособность государства; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
развитие инновационных видов спорта (компьютерный спорт, гонки дронов (беспилотных воздушных судов) , фиджитал спорт, спортивное программирование, лазерный бой и пр.) ; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
содействие организациям, проводящим массовые физкультурные и спортивные мероприятия, с целью увеличения числа участников таких мероприятий; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
развитие системы военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания юных спортсменов; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
интеграция субъектов Российской Федерации (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область) в систему физической культуры и спорта; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
вовлечение в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом ветеранов специальной военной операции и членов их семей, оказание физкультурно-оздоровительных услуг ветеранам специальной военной операции, нуждающимся в физической реабилитации и абилитации; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
создание и совершенствование цифровых систем учета субъектов физической культуры и спорта; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;
повышение доступности объектов спорта, в том числе на сельских территориях и в сельских агломерациях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включая развитие системы спортивных школ по адаптивному спорту; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
формирование новых подходов к развитию спорта высших достижений и профессионального спорта в условиях внешнего санкционного давления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система показателей.
Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.
Решение поставленных задач и достижение значений показателей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2022 № 1405)
Комплексный характер Программы определяет необходимость повышения уровня межведомственного взаимодействия. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Реализацию Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (отдельных мероприятий) , на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам Программы.
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
III. Задачи государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способы их эффективного решения
Программой предусмотрено достижение следующих целей к 2030 году:
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;
вхождение олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете;
увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и чемпионатах Европы, до 50 процентов.
Для достижения цели Программы по увеличению доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, Программой предусмотрены следующие задачи государственного управления:
создание условий для привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
создание эффективной системы физического воспитания различных категорий и групп населения;
повышение доступности спортивной инфраструктуры для всех категорий и групп населения;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта;
совершенствование нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта;
обеспечение безопасности при проведении физкультурно-массовых мероприятий.
Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", не включенными в национальные проекты федеральными проектами "Развитие физической культуры и массового спорта", "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт) " и комплексом процессных мероприятий "Проведение физкультурных мероприятий, организационно-методическое сопровождение сферы массового спорта". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1302)
Для достижения целей Программы по вхождению олимпийской команды России в тройку лидеров в неофициальном общекомандном зачете и увеличению доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и чемпионатах Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общем