ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2021 г. № 2587-р
МОСКВА
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. № 576-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 16, ст. 2396; 2020, № 31, ст. 5222; № 46, ст. 7318) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 16 сентября 2021 г. № 2587-р
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет"
План мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 3 апреля 2018 г. № 576-р(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 16 сентября 2021 г. № 2587-р)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет"
I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")
1. Предмет плана мероприятий ("дорожной карты")
Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Реализация "дорожной карты" направлена на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", одобренным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол № 3 от 24 июня 2016 г., раздел II) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
Ответственными за реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") являются указанные в разделе II "дорожной карты" федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", состав которой утвержден решением межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 июня 2017 г. № 3 (далее - рабочая группа "Аэронет") .
2. Цели плана мероприятий ("дорожной карты")
В числе основных проблем, требующих решения в целях интенсивного развития российскими компаниями сферы беспилотных авиационных систем и низкоорбитальных систем малой космической авиации, сфер геодезической и картографической деятельности, использования пространственных данных, а также в целях развития внутреннего рынка и выхода на международный рынок, следует выделить следующие:
недостаточное регулирование в рамках законодательства Российской Федерации деятельности, связанной с производством, эксплуатацией и использованием гражданских беспилотных авиационных систем, авиационно-космических систем и малых космических аппаратов, применительно к сфере геодезической и картографической деятельности;
недостаточная отработка и учет правовых и экономических предпосылок для формирования благоприятных нормативных условий в целях развития рынка "Аэронет";
стандартизация технологий с недоказанной технической и экономической эффективностью, влекущей блокирование инициатив развития инновационных подходов и технологий к интеграции беспилотных гражданских воздушных судов в воздушное пространство;
отсутствие необходимых регулятивных условий для применения беспилотных авиационных систем в таких сферах экономической деятельности, как геодезия, картография, кадастровая деятельность, использование пространственных данных, а также для применения авиационно-космических систем и малых космических аппаратов для перевозки грузов, космического туризма, дистанционного зондирования Земли;
избыточный режим секретности использования материалов воздушной съемки при очевидных механизмах упрощения процедур без ущерба для сохранения государственной тайны;
отсутствие правового регулирования, необходимого для возникновения и развития частной космонавтики, реализации проектов по разработке, внедрению и использованию космической техники (комплексов) и их составных частей, в том числе на условиях концессии, государственно-частного партнерства, инвестиционной деятельности, участия в реализации указанных проектов в других формах, а также для развития сфер космического туризма и космических перевозок с использованием низкоорбитальных систем малых космических аппаратов;
низкий уровень доверия общества к беспилотным авиационным технологиям вследствие заблуждений о повышенной опасности беспилотных гражданских воздушных судов, малого числа мероприятий по их популяризации и демонстрации положительного опыта их применения в развлекательных, спортивных и коммерческих целях, скептическое отношение к развитию частной космонавтики в Российской Федерации;
низкая правовая культура и слабая информированность собственников беспилотных гражданских воздушных судов о правилах подготовки и выполнения полетов, а также правилах использования воздушного пространства.
Применительно к сфере космонавтики ключевая проблема состоит в отсутствии правового регулирования, направленного на стимулирование развития частной космонавтики, в фокусировке действующего законодательства на регламентации допуска к осуществлению космической деятельности исключительно государственных компаний или компаний с государственным участием, реализации проектов за счет государственных средств.
Основной проблемой развития рынка "Аэронет" на сегодняшний день является отсутствие практической возможности легального коммерческого использования беспилотных авиационных систем, в том числе по причине отсутствия процедур, регламентирующих действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию беспилотных авиационных систем, которые должны осуществляться для исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Применительно к использованию технологий получения и применения пространственных данных, других данных аэро- и космосъемки ключевая проблема состоит в ограничиваемом законодательством перечне сфер, в которых указанные данные имеют юридическую силу и могут применяться для подтверждения (удостоверения) различных юридических фактов (событий и состояний) .
В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза, принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов (в том числе содержащих формы подтверждения соответствия) , методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров.
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") будет осуществляться поэтапно с 2021 по 2035 год.
II. План мероприятий
Наименованиемероприятия | Вид документа | Ожидаемый результат | Срок | Исполнитель (соисполнители) |
Этап I (2021 - 2023 годы) | ||||
1. Развитие деятельности по созданию и использованию беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов | ||||
1. Исключение процедуры регистрации прав на беспилотные гражданские воздушные суда (исключение воздушных судов из числа объектов недвижимости, вещные права на которые подлежат государственной регистрации) | федеральный законо внесении измененийв часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации | сокращение времени регистрации беспилотных гражданских воздушных судов | декабрь2022 г. | Минтранс России, Росреестр, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" |
федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации | декабрь2022 г. | Минтранс России, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" | ||
постановление Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 958 | в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанных в настоящем пункте федеральных законов | |||
2. Определение критериев и дифференцированных по таким критериям требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия таким требованиям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем | федеральный законо внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных требований к объектам обязательной сертификации
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 13 августа 2015 г. № 246 | создание условий для развития рынка коммерческих воздушных перевозок грузов с использованием беспилотных гражданских воздушных систем при учете различных критериев использования таких систем и установленных дифференцированных требований | октябрь2022 г.в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанногов настоящем пункте федерального закона | Минтранс России, Росавиация, рабочая группа "Аэронет" Минтранс России, Росавиация, рабочая группа "Аэронет" |
приказ Росавиацииоб утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки | в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанногов настоящем пункте приказа Минтранса России | Росавиация, Минтранс России, рабочая группа "Аэронет" | ||
3. Определение критериев и порядка подготовки к полету беспилотной авиационной системы и экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, порядка осуществления контроля за их готовностью и порядка выполнения полета беспилотной авиационной системы, авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем в зависимости от установленных критериев | приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 | создание дифференцированных процедур и утверждение порядка их реализации при подготовке и выполнении полетов беспилотных авиационных систем в зависимости от различных критериев эксплуатации беспилотной авиационной системы | декабрь2022 г. | Минтранс России, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" |
4. Установление процедуры предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой более 30 килограммов и их элементов | приказ Росавиацииоб утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники | регламентация процедуры предоставления государственной услугипо подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном максимальной взлетной массой более30 килограммов и их элементов | декабрь2021 г. | Росавиация, Минтранс России, рабочая группа "Аэронет" |
5. Регламентация деятельности по техническому обслуживанию беспилотных авиационных систем | федеральный законо внесении измененийв статью 53 Воздушного кодекса Российской Федерации
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям Федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 сентября 2015 г. № 285
приказ Минтранса Россииоб утверждении правил технического обслуживания беспилотных авиационных систем | установление процедур, позволяющих поддерживать летную годность беспилотных авиационных систем, в том числе ликвидация избыточных требований, касающихся подготовки персонала при техническом обслуживании беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее | октябрь2022 г.март2022 г.март2022 г. | Минтранс России, Минпромторг России, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" |
6. Установление процедуры предоставления государственной услуги по сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов | приказ Росавиацииоб утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданскихвоздушных судов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов | регламентация процедуры предоставления государственной услуги по сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов | декабрь2021 г. | Росавиация, Минтранс России, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" |
7. Определение критериев и дифференцированных требований к летной годности беспилотных гражданских авиационных систем, разработанных на основе дифференцированного подхода к категориям беспилотных гражданских авиационных систем, с учетом возможности подтверждения соответствия в различных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации | федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных требований к объектам обязательной сертификации
приказ Минтранса Россииоб утверждении требований к летной годности беспилотных гражданских авиационных систем | создание условий для сертификации беспилотных авиационных систем на основе дифференцированного подхода к категориям беспилотных авиационных систем с учетом возможности подтверждения соответствия в различных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации | октябрь2022 г.в течение 6 месяцев со дня вступленияв силу указанногов настоящем пункте федерального закона | Минтранс России, Минпромторг России, Росавиация, Минспорт России, рабочая группа "Аэронет" |
8. Определение порядка выдачи сертификата летной годности беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой более30 килограммов на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды | приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды | создание механизма подтверждения летной годности беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой более30 килограммов и выдачи сертификата летной годности на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды | август2022 г. | Минтранс России, рабочая группа "Аэронет" |
9. Определение правил нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков, товарных знаков | федеральный законо внесении изменений в статьи 33 и 34 Воздушного кодекса Российской Федерации
приказ Минтранса России об утверждении порядка нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядка нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда | наделение Минтранса России соответствующими полномочиями;
создание унифицированной системы государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков для идентификации подлежащих учету и государственной регистрации бе |