О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2021 г. № 1474
МОСКВА
О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2309
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 32, ст. 4549; 2013, № 30, ст. 4110; 2014, № 18, ст. 2161; 2015, № 1, ст. 221; 2017, № 4, ст. 653; № 15, ст. 2227; № 32, ст. 5083; № 47, ст. 6984; № 52, ст. 8126; 2018, № 11, ст. 1629; № 32, ст. 5347; № 36, ст. 5629; № 38, ст. 5844; № 50, ст. 7758; 2019, № 7, ст. 631; № 23, ст. 2953; № 48, ст. 6830; № 50, ст. 7376; № 52, ст. 7949; 2020, № 14, ст. 2129; № 23, ст. 3644; № 27, ст. 4211; № 30, ст. 4923; № 41, ст. 6436; № 49, ст. 7907; № 52, ст. 8835; 2021, № 3, ст. 595; № 13, ст. 2243; № 15, ст. 2601) .
2. Подпункты "а" - "д" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 21, ст. 3583) , исключить.
3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 сентября 2021 г. № 1474
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2309)
1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:
"СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Российской Федерации
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств.
По предварительным данным, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101, 5 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105, 7 процента (в 2019 году - 104, 1 процента по отношению к уровню 2017 года) .
По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой, по зерну, сахару, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. При этом уровень самообеспечения ниже плановых значений Государственной программы остается по картофелю, молоку и молокопродуктам. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в среднесрочной перспективе ожидает достижение плановых значений показателей Государственной программы.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных субъектами Российской Федерации, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 21 процент.
Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 30932, 1 рубля, что выше показателя 2019 года на 7, 6 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2020 г. составила 35059, 3 рубля, что на 9, 2 процента выше аналогичного показателя 2019 года.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101 процент по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106, 1 процента (план на 2020 год - 102, 4 процента по отношению к уровню 2017 года) . Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105, 1 процента (плановое значение на 2020 год - 105, 5 процента по отношению к уровню 2017 года) .
В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 103, 6 процента, индекс производства напитков - 101, 1 процента.
Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;
невысокие темпы развития российской экономики;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
К концу II этапа реализации Государственной программы (2030 год) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прогнозируется достижение следующих целей Государственной программы:
цель 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114, 6 процента по отношению к уровню 2020 года";
цель 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114, 7 процента по отношению к уровню 2020 года";
цель 3 "достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 60857 рублей";
цель 4 "достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47, 1 млрд. долларов США к концу 2030 года".
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.
Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, включая виноградарство и виноделие, в том числе с внедрением инноваций;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;
селекция и генетика;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
Государственная политика в агропромышленном комплексе к 2030 году трансформируется, так как единая цифровая платформа учета предоставления данных, услуг и сервисов в комплексе позволит прогнозировать развитие и риски в агропромышленном комплексе, в том числе экономические, социальные и климатические.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Достижение указанного целевого показателя в основном обеспечивается в рамках федеральных проектов "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование развития виноградарства и виноделия" и "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя в основном будет обеспечиваться в рамках федерального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечиваться в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек. Достижение указанного целевого показателя будет в основном обеспечено в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства". К 2030 году планируется создать 16 тысяч новых рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Достижение указанного целевого показателя будет обеспечено в основном в рамках мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", федерального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" и комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций".
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Государственной программы обеспечивается посредством реализации правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по различным направлениям государственной поддержки, включенных в Государственную программу (далее - правила) , и заключения соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее соответственно - соглашение, субсидия) .
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Государственной программы являются:
включение мероприятий и результатов субсидий, предусмотренных правилами и соглашениями, в состав региональных программ развития агропромышленного комплекса;
формирование региональных программ развития агропромышленного комплекса с учетом параметров Государственной программы и их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до даты заключения соглашений на очередной финансовый год и плановый период;
достижение результатов субсидий и соответствующих показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
выполнение субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашениями.
Участие субъектов Российской Федерации предусмотрено в рамках реализации мероприятия "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе" федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в рамках реализации федеральных проектов "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса", "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе".
Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р.
Основные задачи Государственной программы.
Задачи по достижению цели 1 "достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114, 6 процента по отношению к уровню 2020 года" и цели 2 "достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114, 7 процента по отношению к уровню 2020 года".
В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует уверенный рост, в том числе за счет поддержки государства, являясь одним из основных развивающихся направлений отечественной экономики, и оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе является первостепенной задачей.
В свете глобальных экономических тенденций возникает необходимость внедрения новой модели экономического развития, способной обеспечить динамичный и устойчивый рост российской экономики, основанный на внутренних факторах конкурентоспособности государства, прежде всего на повышении экономической эффективности производства.
В настоящее время требуется, чтобы национальная экономика развивалась ускоренными темпами (выше среднемировых) , опираясь на основные цели экономического роста, которыми являются социальное благополучие и высокие стандарты жизни граждан Российской Федерации, качественное инфраструктурное развитие, продовольственная безопасность страны.
Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного комплекса для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, усиления продовольственной и биологической безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция) , цифровой трансформации.
Наиболее важными задачами в сфере реализации Государственной программы, решение которых в первую очередь позволит обеспечить достижение ее целей, являются развитие отраслей агропромышленного комплекса с учетом технической и технологической модернизации, а также стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.
Немаловажную роль в развитии агропромышленного комплекса также играет создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности.
В целях обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, научно-технологического обеспечения развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере создана и реализуется Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы". Реализация указанной Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы и достижение ее целей в ближайшей перспективе позволит не только снять технологическую зависимость и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельхозпродукции, но и обеспечить наличие на российском рынке высококачественной и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции отечественного производства, а также сделать систему аграрного образования драйвером развития агропромышленного комплекса.
Совершенствование научно-технического обеспечения отраслей агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы позволит в том числе:
обеспечить прирост сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения новых технологий возделывания сельскохозяйственных культур отечественной селекции, сортов семян и племенной продукции (материала) ;
реализовать условия для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность о