Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2021 г. № 1380
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 августа 2021 г. № 1380
ПРАВИЛА предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта (далее - субсидии) .
Субсидии предоставляются в целях разработки указанных конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов в соответствии с мероприятиями, предусмотренными федеральным проектом "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", имея в виду разработку до 2024 года не менее 3 комплексов.
Ежегодно субсидии предоставляются на финансирование не менее 2 комплексных проектов.
Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы "Развитие производства систем интеллектуального управления" государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
2. Основные понятия, используемые в настоящем постановлении, означают следующее:
"аппаратно-программный комплекс" - комплекс, состоящий из аппаратного и программного обеспечения российского производства, в который в обязательном порядке входят микропроцессор или специализированное ядро, созданные для целей обучения или исполнения моделей искусственного интеллекта, а также программное обеспечение, позволяющее обучать или исполнять модели искусственного интеллекта на этом микропроцессоре (специализированном ядре) ;
"высокотехнологичное рабочее место" - рабочее место, созданное российской организацией в рамках реализации комплексного проекта и соответствующее следующим критериям:
оснащение технологическим оборудованием, и (или) специализированными средствами проектирования, и (или) высокопроизводительными системами вычислений;
наличие трудовых отношений с работником, занятым на данном рабочем месте и имеющим профильное образование и высокую квалификацию;
"искусственный интеллект" - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в котором в том числе используются методы машинного обучения) , процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;
"комплексный проект" - комплекс взаимоувязанных мероприятий по разработке конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, ограниченный по времени и ресурсам, включающий в том числе следующие мероприятия:
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию аппаратно-программных комплексов;
организация тестирования опытных образцов аппаратно-программных комплексов в соответствующих отраслях экономики;
организация серийного выпуска аппаратно-программных комплексов, в том числе создание инфраструктуры;
коммерциализация произведенных аппаратно-программных комплексов;
"конкурентоспособный нишевый аппаратно-программный комплекс" - аппаратно-программный комплекс, разрабатываемый для целевого сегмента рынка (заказчика) , не направленный при этом на широкое применение на всем рынке аппаратно-программных комплексов, обладающий конкурентными преимуществами относительно имеющихся аналогов таких комплексов;
"отчетный период" - каждый период реализации комплексного проекта, по результатам которого российская организация обязана представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчетность в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 31 и пунктом 32 настоящих Правил;
"период реализации комплексного проекта" - период реализации комплексного проекта в соответствии с планом-графиком финансового обеспечения реализации комплексного проекта за счет субсидии, а также за счет собственных и (или) заемных средств (далее - план-график финансового обеспечения) , равный 12 месяцам (с 1 октября по 30 сентября) ;
"российская организация" - юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, информация о котором размещена в открытом доступе в государственной информационной системе промышленности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") ;
"сквозной проект" - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на внедрение конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов или систем интеллектуального управления, включающий в том числе проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке радиоэлектронной продукции, организацию производства продукции, создание встроенного программного обеспечения, адаптацию существующего программного обеспечения, а также вывод продукции на рынок с гарантированным объемом ее потребления в различных отраслях экономики, превышающим затраты на реализацию указанных мероприятий, одобренный Общественным экспертным советом по использованию электроники в отраслях экономики при президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
"якорный заказчик" - российская организация, выступающая в качестве основного потребителя результата сквозного проекта.
3. Сведения о субсидиях в установленном порядке размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети "Интернет" (далее - единый портал) при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) .
4. Для заключения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашений о предоставлении субсидий с российскими организациями - получателями субсидий в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее соответственно - соглашения, типовая форма) , осуществляется отбор российских организаций способом проведения конкурса на основании заявок российских организаций, направленных в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее соответственно - заявка, отбор) , исходя из наилучших условий достижения результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
5. Российская организация - участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил, должна соответствовать следующим требованиям:
а) у российской организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у российской организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
в) российская организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к российской организации - участнику отбора другого юридического лица) , ликвидации, в отношении российской организации не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) российская организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория) , включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) , в совокупности превышает 50 процентов;
д) российская организация не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) российской организации.
6. Помимо требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, российская организация - участник отбора должна соответствовать следующим критериям:
а) российская организация реализует или планирует реализовывать комплексный проект;
б) среднесписочная численность работников российской организации за предшествующий календарный год составляет не менее 20 человек;
в) российская организация создана не менее чем за 3 года до даты подачи заявки, либо в случае, если российская организация создана менее чем за 3 года до даты подачи заявки, она является дочерним обществом российской организации, созданной не менее чем за 3 года до даты подачи заявки, с долей участия в уставном капитале не менее 50 процентов, либо включена (входит) в перечень системообразующих предприятий российской экономики или является дочерним обществом такой российской организации с долей участия в уставном капитале не менее 50 процентов;
г) российская организация обладает финансово-экономической устойчивостью в соответствии с методикой оценки финансово-экономического состояния российской организации согласно приложению № 1. В случае если российская организация - участник отбора создана менее чем за 3 года до даты подачи заявки, оценка финансово-экономического состояния, предусмотренная приложением № 1 к настоящим Правилам, осуществляется в отношении российской организации, имеющей долю в уставном капитале российской организации - участника отбора не менее 50 процентов;
д) за последние 3 года с российской организацией не было расторгнуто соглашение о предоставлении субсидии, заключенное в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", в том числе в одностороннем порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
7. Комплексный проект, реализуемый российской организацией, должен соответствовать следующим критериям:
а) срок реализации комплексного проекта составляет не более 6 лет;
б) осуществляется разработка не менее одного конкурентоспособного нишевого аппаратно-программного комплекса;
в) срок разработки и тестирования опытных образцов конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов не превышает 3 лет.
8. Субсидируемые расходы российских организаций на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов включают в себя непосредственно связанные с реализацией комплексного проекта следующие затраты (расходы) :
а) расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в реализации комплексного проекта, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда, в размере не менее 25 процентов и не более 80 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде;
б) накладные расходы в размере не более 100 процентов суммы расходов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, включающие:
расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ в рамках реализации комплексного проекта, входящих в состав административно-управленческого персонала российской организации, связанных с ее планово-хозяйственной деятельностью, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
расходы на аренду зданий, строений и сооружений, которые российская организация использует для реализации комплексного проекта;
расходы на обслуживание и ремонт зданий, строений и сооружений, которые российская организация использует для реализации комплексного проекта;
расходы на оснащение и обслуживание высокотехнологичных рабочих мест, создаваемых и модернизируемых в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках реализации комплексного проекта;
расходы на приобретение у российских организаций и иностранных (в случае отсутствия российских аналогов) организаций неисключительных лицензий на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для реализации комплексного проекта;
расходы на оплату транспортировки грузов, непосредственно связанных с реализацией комплексного проекта;
в) расходы по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых сторонними организациями, в размере не более 30 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде, за исключением выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ дочерними организациями и организациями, входящими в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2392 "О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции";
г) расходы на приобретение и (или) изготовление (в том числе проектирование, транспортировку, монтаж, пусконаладочные работы и испытание) макетов, стендов, установок, контрольно-измерительной и иной аппаратуры, приборов, технологической оснастки, а также другого специального оборудования, необходимого для разработки конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, в размере не более 30 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде;
д) расходы на приобретение у российских организаций неисключительных лицензий на программное обеспечение, необходимое для разработки конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, в размере не более 40 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде;
е) расходы на производство опытного образца и опытной серии конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, в том числе на приобретение материалов и покупных комплектующих изделий, их тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на проведение испытаний, в размере не более 20 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде;
ж) расходы на аренду (лизинг) технологического оборудования и технологической оснастки, необходимых для реализации комплексного проекта, в размере не более 10 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде;
з) расходы на обеспечение правовой охраны созданных в ходе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ результатов интеллектуальной деятельности, включая патентование, в том числе за рубежом, в размере не более 5 процентов размера предоставленной субсидии в отчетном периоде.
9. Затраты (расходы) на закупку товаров, работ, услуг определяются исходя из стоимости доступных на рынке аналогов.
10. Размер собственных и (или) заемных средств, привлекаемых российской организацией по каждому комплексному проекту в течение срока реализации комплексного проекта, не должен составлять менее 30 процентов стоимости комплексного проекта и должен привлекаться на финансовое обеспечение затрат (расходов) , указанных в пункте 8 настоящих Правил, возникших со дня начала реализации комплексного проекта, но не ранее 1 января года, в котором заключено соглашение.
Собственные и (или) заемные средства должны привлекаться российской организацией в рамках каждого периода реализации комплексного проекта в размере не менее 15 процентов размера субсидии за каждый соответствующий период.
11. Субсидии предоставляются российским организациям, прошедшим отбор, на финансовое обеспечение части затрат (расходов) , указанных в пункте 8 настоящих Правил, осуществленных российской организацией в пределах объемов затрат, предусмотренных бизнес-планом комплексного проекта, обязательства по которым возникли не ранее календарного года получения субсидии, в том числе до заключения соглашения, и максимального ежегодного размера субсидии, установленного пунктом 12 настоящих Правил.
12. Максимальный ежегодный размер субсидии, предоставляемой российской организации по одному комплексному проекту, составляет не более 500 млн. рублей.
13. Результатом предоставления субсидии на дату окончания реализации комплексного проекта является разработка российской организацией в рамках реализации комплексного проекта не менее одного конкурентоспособного нишевого аппаратно-программного комплекса.
14. Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:
а) достижение на дату окончания реализации комплексного проекта объема производства и реализации конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов, включая реализацию исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и их составных частей, созданных в рамках комплексного проекта, превышающих не менее чем в 2 раза размер предоставленной субсидии;
б) количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации комплексного проекта;
в) соотношение размера субсидии, запрашиваемой на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов в рамках реализации комплексного проекта, и размера собственных и (или) заемных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта;
г) количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых патентами и (или) удовлетворяющих условиям патентосп