ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 августа 2021 г. № 2290-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 3221-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) ;
целевые показатели по производству электрического автомобильного транспорта и развитию зарядной инфраструктуры на период до 2030 года;
план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 3221-р)
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации программных и плановых документов, а также при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в автомобильной промышленности и мерах, направленных на выход на новые формирующиеся рынки продукции, сочетающей полезный эффект своего функционального назначения с обеспечением безопасных и благоприятных условий для здоровья человека и окружающей среды ("зеленой") , или на сохранение и расширение существующих сегментов рынка за счет обеспечения глобальной конкурентоспособности российских товаров и услуг по уровню их энерго- и углеродоемкости.
3. Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минэнерго России и Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать перечень мероприятий по развитию автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах и инфраструктуры для него в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
4. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать перечень мероприятий по проведению фундаментальных научных исследований в области технологий электрического автомобильного транспорта в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 23 августа 2021 г. № 2290-р
КОНЦЕПЦИЯ по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Концепция является документом отраслевого планирования, синхронизированным с иными программными документами Российской Федерации, направленным на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке создаваемых в Российской Федерации электрического автомобильного транспорта и его компонентов.
Концепция является документом, определяющим развитие производства на территории Российской Федерации электрического автомобильного транспорта, и ее положения учитываются при разработке государственных программ Российской Федерации (их подпрограмм) , государственных программ субъектов Российской Федерации (их подпрограмм) и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности.
Финансовое обеспечение мероприятий Концепции предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации с учетом мероприятий, предусмотренных планом мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 2290-р.
В Концепции под электрическим автомобильным транспортом понимаются транспортные средства категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент) (далее - электротранспортное средство) , и инфраструктура, обеспечивающая их функционирование.
Целью Концепции является определение ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории Российской Федерации электротранспортных средств, позволяющих обеспечить достижение установленного Концепцией целевого показателя по производству электротранспортных средств.
Задачами Концепции являются:
развитие на территории Российской Федерации производственной базы по выпуску электрических автомобильных транспортных средств;
наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них, а также организация послепродажного обслуживания;
создание на территории Российской Федерации необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.
Концепция реализуется в 2 этапа:
1-й этап - 2021 - 2024 годы;
2-й этап - 2025 - 2030 годы.
Ключевыми целевыми показателями реализации 1-го этапа Концепции являются:
производство не менее 25 тыс. электротранспортных средств;
запуск в эксплуатацию не менее 9, 4 тыс. зарядных станций, из которых не менее 2, 9 тыс. штук - быстрые зарядные станции.
Ключевыми целевыми показателями реализации 2-го этапа Концепции являются:
производство электротранспортных средств в количестве не менее 10 процентов общего объема производимых транспортных средств;
запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей;
запуск производства катодных и анодных материалов;
запуск в эксплуатацию не менее 72 тыс. штук зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. штук - быстрые зарядные станции;
запуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок;
создание дополнительно не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и производства электротранспортных средств.
II. Анализ текущего состояния отрасли по производству в Российской Федерации электротранспортных средств
Целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех стран мира, включая Российскую Федерацию. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Российская Федерации не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии - транспорт - стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива. И важнейшей причиной изменений в этом процессе стало увеличение производства электромобилей, растущего на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса.
В настоящее время Российской Федерации необходимо определить свою роль на интенсивно формируемом глобальном рынке, а также сформировать внутреннюю политику по отношению к глобальным автомобильным концернам и национальным производителям в сегменте электротранспортных средств, определить зоны защиты и зоны перспективной кооперации. В настоящее время имеются все возможности для Российской Федерации встроиться в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне, став активным участником глобального рынка.
В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован сектор разработки и производства электротранспортных средств. Также реализуется несколько проектов в области разработки и производства электромобилей. Все они находятся на разных стадиях развития и ориентированы на разные сегменты рынка.
Сегмент электробусов представлен 3 компаниями - публичное акционерное общество "КАМАЗ", публичное акционерное общество "ГАЗ" и общество с ограниченной ответственностью "Волгабас". Эти компании уже развернули серийное производство, а сами электробусы эксплуатируются в городах Российской Федерации, прежде всего в г. Москве. Ежегодный объем производства российских электробусов в настоящее время превышает 300 единиц в год.
Сегмент электромобилей представлен моделями разного уровня готовности. Одним из таких проектов является разработанный федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" совместно с публичным акционерным обществом "КАМАЗ" электромобиль КАМА-1. Это первый опытный образец в составе разрабатываемой в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" платформы разработки электротранспортных средств от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов, соответствующих международным требованиям сертификации.
Кроме того, существуют и другие проекты по производству электромобилей.
Так, в 2020 году публичное акционерное общество "ГАЗ" представило первые экземпляры электрических "газелей" (GAZelle e-NN) . Основу конструкции новой модели составляет единая унифицированная электроплатформа, архитектура которой позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого транспорта - бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники. В 2021 году планируется увеличение производства в 3 модификациях - грузопассажирского фургона-комби, микроавтобуса, маршрутного микроавтобуса. Основными компонентами для производства электромобилей являются моторы и аккумуляторы, которые компания планирует закупать у китайских производителей. Публичное акционерное общество "ГАЗ" планирует запустить разработку собственной компонентной базы.
Также на базе общества с ограниченной ответственностью "ЗЕТТА" (г. Тольятти) запущено серийное производство электромобилей под брендом Zetta.
В г. Калининграде на базе общества с ограниченной ответственностью "АВТОТОР Холдинг" в 2023 году планируется запуск сборки электромобилей KIA и Hyundai.
Перспективы развития использования электротранспортных средств в Российской Федерации связаны с наиболее выгодными условиями их эксплуатации.
Ожидается, что в ближайшие 6 - 8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже сейчас могут существенно выигрывать у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, государственная поддержка, направленная на то, чтобы цена приобретения электротранспортного средства стала выгодной уже сейчас, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.
На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia) .
III. Перспективы развития состояния отрасли по производству в Российской Федерации электротранспортных средств
Для рынка электромобилей сегодня характерно наличие большого неудовлетворенного спроса. Стимулирующие программы могли бы побудить к росту этот спрос, обеспечив выход страны в лидеры формируемого нового глобального рынка.
По объему продаж мировой рынок электромобилей в наибольшей степени приблизился к точке перелома. В 2020 году продажи электромобилей в мире составили 4, 2 процента общего объема глобального рынка легкового транспорта, что соответствует объему в 3, 1 млн. электромобилей. Ожидаемые институциональные изменения и технологические прорывы на мировом рынке приведут к тому, что отрасль перейдет от стадии роста рынка к стадии массового быстрого роста в ближайшие годы. В отдельных регионах мира (страны Западной Европы и Китай) перелом рынка уже начался.
В целях развития мирового рынка электромобилей рассматриваются 3 основных сценария:
инерционный сценарий - 10, 2 млн. электромобилей в 2025 году и 19, 5 млн. электромобилей в 2030 году (соответственно 7, 3 и 12, 5 процента общего объема рынка автомобилей) ;
сбалансированный сценарий - 14 млн. электромобилей в 2025 году и 25 млн. электромобилей в 2030 году (соответственно 10 и 16 процентов общего объема рынка) ;
сценарий ускоренного развития - 45 млн. штук в 2030 году (30 процентов общего объема рынка) .
Российский рынок демонстрирует существенное отставание. По состоянию на 2020 год парк электромобилей в Российской Федерации насчитывает до 11 тыс. электромобилей.
С учетом реализации Концепции предполагается, что прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации в общей структуре автотранспорта должен составить 15 процентов, из которых существенную часть составляют легковые и легкие коммерческие электромобили.
Исходя из планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка объем потребления новых электромобилей в 2030 году может превысить 250 тыс. штук.
В прогнозе развития рынка электротранспортных средств за основу взяты данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по автомобильному транспорту до 2030 года, анализ фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" в партнерстве с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", публичным акционерным обществом "КАМАЗ", автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования "Сколковский институт науки и технологий" и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования "Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка".
Прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации рассматривается в 3 основных сценариях:
инерционный сценарий - полное отсутствие стимулирования развития транспорта и инфраструктуры. В этом случае в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 100 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств не превысит 540 тыс. штук. Доля электротранспортных средств составит 5 процентов общего объема рынка автомобилей;
сбалансированный сценарий - сценарий, при котором в 2030 году доля электротранспортных средств в Российской Федерации составит 15 процентов общего объема рынка автотранспортных средств, в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств превысит 1400 тыс. штук. Этот сценарий основан на том, что поддержка развития инфраструктуры и спроса максимально оказывается в первые 3 года проекта;
сценарий ускоренного развития - проактивная поддержка инфраструктуры, стимулирование спроса и ограничение на использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания (по такому сценарию двигаются страны Западной Европы, США и Китай) . Такой подход позволяет к 2030 году достигнуть 30 процентов рынка и общий парк электротранспортных средств составит 3, 23 млн. электромобилей.
В качестве основного сценария развития предлагается использовать сбалансированный сценарий.
IV. Перспективы развития инфраструктуры для использования электротранспортных средств
Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тыс. зарядных станций (портов) (1, 4 млн. электромобилей к 2030 году, 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию, 60 процентов которых являются медленные электрозарядные станции) .
Необходимо отметить, что значительная доля финансирования будет приходиться на частный бизнес.
Для выполнения расчетов принимались во внимание следующие виды зарядных станций:
медленные электрозарядные станции - за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч) ;
быстрые электрозарядные станции - получение 90 процентов заряда батареи за 20 минут (150 кВт/ч) .
Принимая во внимание мировой опыт и российские особенности, ставку в развитии зарядной инфраструктуры следует сделать на увеличение доли быстрых зарядных станций.
Дальнейшие операционные расходы на эксплуатацию составляют 80 - 120 тыс. рублей на медленную электрозарядную станцию и 150 - 300 тыс. рублей на быструю электрозарядную станцию.
Анализ зарядных станций в Индии и США показал, что средний срок окупаемости электрозарядной станции составляет от 7 до 10 лет, при этом параметр зависит от парка электромобилей в стране. В Российской Федерации аналогичный проект является коммерчески эффективным только в перспективе. В связи с этим важным аспектом при реализации программы развития инфраструктуры является активное содействие государства (компенсация до 60 процентов расходов) .
Для формирования бесперебойного движения по территории Российской Федерации максимальное расстояние между двумя ближайшими станциями зарядки на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров. При расчете такого показателя учитывались обширная территория Российской Федерации, средний запас хода электромобилей и износ батарей, увеличение расхода электроэнергии в холодные периоды года и поведенческие аспекты водителей. В условиях крупных мегаполисов целесообразно размещение зарядных станций на расстоянии не более 4 кв. километров.
Государственная политика регулирования зарядной инфраструктуры должна быть более гибкой и включать помимо непосредственно финансирования проектов создания зарядных станций ряд стимулирующих мер для частного бизнеса.
V. Перспективы развития новых технологических решений для использования электротранспортных средств по аккумуляторам и анализ потребности в основных химических элементах, используемых при производстве аккумуляторных батарей
Создание ячеек литий-ионных аккумуляторов
В Российской Федерации имеются достаточные компетенции для конструирования тяговых батарей для электротранспортных средств, но в то же время отсутствует производство ячеек литий-ионных аккумуляторов с необходимой удельной энергией и в достаточном объеме. Приоритетная государственная поддержка должна быть ориентирована на развитие этого сегмента ввиду того, что на аккумуляторные системы приходится до 50 процентов стоимости электромобиля.
Аккумуляторная батарея является критическим компонентом электромобиля, и устойчивое производство электротранспортных средств невозможно без наличия собственной технологической цепочки производства, от сырья до