Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2021 г. № 1297
МОСКВА
Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
В соответствии со статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и статьей 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 августа 2021 г. № 1297
ПОЛОЖЕНИЕ о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья (далее - государственный контроль (надзор) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
2. Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья является соблюдение исполнительными органами субъектов Российской Федерации:
а) прав граждан в сфере охраны здоровья;
б) порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций;
в) порядка и сроков представления информации, предусмотренной пунктами 2 и 3 части 3 статьи 911 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений) , в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения поставщиками информации, указанными в пункте 4 части 6 статьи 911 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
3. Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья является соблюдение органами местного самоуправления:
а) прав граждан в сфере охраны здоровья;
б) порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций в случае передачи исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья для реализации органам местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 16 и пунктами 2 - 6 статьи 17 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
4. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами.
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) , являются:
а) руководитель (заместитель) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) ;
б) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) , в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит реализация полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее - инспектора) .
6. Инспектора, уполномоченные на проведение конкретной проверки, определяются решением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о проведении проверки.
7. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении проверки, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) ;
б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) (в случае наличия у него полномочий в соответствии с должностными обязанностями, должностным регламентом или распределением обязанностей) .
8. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальных органов) при проведении проверки в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, предусмотренными статьей 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
9. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья, применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
10. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья, применяются положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
11. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением исполнительными органами субъектов Российской Федерации прав граждан в сфере охраны здоровья Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья.
12. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением исполнительными органами субъектов Российской Федерации порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе рассмотрение актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации, регулирующих правила осуществления ими ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
б) оценка:
соблюдения установленного порядка проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
соблюдения порядка оформления результатов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
обоснованности мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) анализ эффективности проводимого ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
121. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением исполнительными органами субъектов Российской Федерации порядка и сроков представления информации, предусмотренной пунктами 2 и 3 части 3 статьи 911 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений) , в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения поставщиками информации, указанными в пункте 4 части 6 статьи 911 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется:
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих соблюдение порядка и сроков представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений) ;
б) оценка соблюдения уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации сроков представления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, предусмотренных приложением № 1 к Положению о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. № 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
13. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением органами местного самоуправления прав граждан в сфере охраны здоровья Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется:
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность органов местного самоуправления по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
б) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
в) оценка соблюдения требований законодательства Российской Федерации к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья.
14. При проведении проверок в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением органами местного самоуправления порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций в случае передачи исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья для реализации органам местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 16 и пунктами 2 - 6 статьи 17 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) осуществляется: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
а) рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе рассмотрение актов органов местного самоуправления, регулирующих правила осуществления ими ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций;
б) оценка:
соблюдения установленного порядка проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
соблюдения порядка оформления результатов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
обоснованности мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) анализ эффективности проводимого ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
15. Документы, оформляемые Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) при осуществлении государственного контроля (надзора) , а также специалистами и экспертами, привлекаемыми к проведению проверок, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
16. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) вправе утверждать формы документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) .
17. Документы, направляемые исполнительным органом субъекта Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
II. Осуществление государственного контроля (надзора)
18. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих проверок:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
19. Проверки проводятся на плановой и внеплановой основе.
20. Плановые проверки в отношении исполнительных органов субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) проводятся Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного в соответствии с частью 23 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 63 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
21. В решении о проведении проверки, указываются:
а) дата, время и место принятия решения;
б) кем принято решение;
в) основание проведения проверки;
г) вид контроля;
д) фамилии, имена, отчества (при наличии) , должность инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов) , уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению проверки;
е) объект контроля, в отношении которого проводится проверка;
ж) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес места нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится проверка;
з) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица исполнительного органа субъекта Российской Федерации (должностного лица органа местного самоуправления) или наименование исполнительного органа субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) , адрес исполнительного органа субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) , ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится проверка; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
и) вид проверки;
к) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках проверки;
л) предмет проверки;
м) проверочные листы, если их применение является обязательным;
н) дата проведения проверки, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
о) перечень документов, предоставление которых должностным лицом исполнительного органа субъекта Российской Федерации (должностным лицом органа местного самоуправления) , исполнительным органом субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) необходимо для оценки соблюдения обязательных требований. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 164)
22. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 2 года.
23. Основанием проведения внеплановых проверок являются:
а) решение руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) , принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов (органов местного самоуправления) информации о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, которые влекут или могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан;
б) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.
24. По основаниям, указанным в подпункте "а" пункта 23 настоящего Положения, проверки проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации.
25. В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие действия:
а) истребование документов;
б) получение письменных объяснений.
26. При проведении выездной проверки проводятся следующие действия:
а) опрос;
б) получение письменных объяснений;
в) истребование документов.
27. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
28. При истребовании документов эти документы направляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальные органы) в форме электронного документа, за исключением случаев, если Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальными органами) установлена необходимость представления документов на бумажном носителе.
Документы на бумажном носителе представляются в оригинале или в виде заверенных копий.
Истребуемые в ходе проверки документы должны быть представлены инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов.
После завершения проверки подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
29. При проведении опроса его результаты фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте проверки в случае, если полученные сведения имеют значение для проверки.
III. Результаты проверки
30. П