О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2021 г. № 1223
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2107)
В целях реализации федеральных законов "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 июля 2021 г. № 1223
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2107)
1. В Положении о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 32, ст. 5276) :
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее -лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее -лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - лицензирующий орган, территориальные органы) .";
б) абзац первый пункта 6 после слов "или направляет" дополнить словами "в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии, ";
в) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61. Заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискатель лицензии (лицензиат) подает в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2107 - с 1 марта 2022 г.)
Форма заявления о предоставлении лицензии устанавливается лицензирующим органом.";
г) в пункте 7:
слово "лицензирующим" заменить словом "территориальным";
слова "переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии) " заменить словами "внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) ";
д) в пункте 8 слова "о переоформлении лицензии" заменить словами "о внесении изменений в реестр лицензий";
е) в пункте 9 слово "проверки" заменить словом "оценки";
ж) пункт 10 признать утратившим силу;
з) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, проводится периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям каждые 3 года со дня предоставления лицензии в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности.";
и) дополнить пунктами 13 - 56 следующего содержания:
"13. Лицензионный контроль осуществляется путем проведения профилактических мероприятий, а также внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
14. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять лицензионный контроль, являются:
а) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, его заместители и иные должностные лица (сотрудники) структурного подразделения центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля;
в) заместители руководителей территориального органа - руководители структурных подразделений территориального органа, их заместители и иные должностные лица (сотрудники) , в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, а также руководители, их заместители и иные должностные лица (сотрудники) территориальных отделов (отделений, инспекций) этих структурных подразделений.
15. Должностные лица, указанные в пункте 14 настоящего Положения, при осуществлении лицензионного контроля имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
в) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
г) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий специалистов, экспертов и экспертные организации;
д) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
е) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и руководители, указанные в пункте 14 настоящего Положения, и их заместители помимо прав, указанных в пункте 15 настоящего Положения, имеют право:
а) принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
б) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами.
17. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
18. Лицензирующим органом и его территориальными органами осуществляется учет объектов лицензионного контроля путем формирования и ведения реестра лицензий в порядке, определенном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", который отображается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте лицензирующего органа.
19. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) и результаты деятельности, в том числе продукция (товары) , работы и услуги, граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в качестве лицензиатов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) .
20. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований не проводятся.
21. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка.
22. Документарная проверка проводится должностными лицами лицензирующего органа или территориального органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
23. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
24. Предметом документарной проверки могут являться сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) . Ознакомление и получение доступа к таким сведениям осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
25. Выездная проверка проводится должностными лицами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в срок от 2 до 10 рабочих дней.
26. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) досмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) отбор проб (образцов) ;
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза.
27. Досмотр осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, в присутствии контролируемого лица или его представителя. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях, когда объекты лицензионного контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, с обязательным применением видеозаписи.
28. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в форме отбора проб (образцов) , инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы в ходе выездной проверки используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О техническом регулировании".
Отбор проб (образцов) может быть осуществлен в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания и (или) экспертизы.
Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб образцов является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
29. В ходе инструментального обследования для определения фактических значений, показателей, действий (событий) , имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом лицензионных требований, могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.
30. Отбор проб (образцов) , удостоверение и представление их на экспертизу может проводиться экспертом или экспертной организацией, включенными в решение о проведении выездной проверки, по поручению должностных лиц, указанных в пункте 14 настоящего Положения.
31. При проведении документарной и (или) выездной проверки для фиксации уполномоченным должностным лицом и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений лицензионных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, самостоятельно. В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований осуществляется:
при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении лицензиатов, которые создавали (создают) препятствия в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий;
если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия проводится досмотр;
при отборе проб (образцов) продукции (товаров) при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов) продукции (товаров) .
Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, а также с учетом требований, предъявляемых к эксплуатации взрывопожароопасных помещений.
32. В случае выявления при осуществлении лицензионного контроля нарушений лицензионных требований контролируемым лицом лицензирующий орган или территориальный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
33. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
34. В случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении выездной проверки, в связи с чем проведение выездной проверки переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя в контрольный (надзорный) орган.
35. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится в соответствии с утвержденной территориальным органом программой. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой, обязательны для проведения.
36. В рамках осуществления лицензионного контроля могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
37. Территориальные органы могут проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
38. Доклад о правоприменительной практике при осуществлении лицензионного контроля готовится, в том числе обеспечивается публичное обсуждение его проекта, территориальными органами один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Соответствующий доклад утверждается главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале лицензирующего органа.
39. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад о состоянии лицензионного контроля.
40. При наличии у органов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
41. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган, направивший предостережение, могут быть поданы возражения.
42. В возражениях должно быть указано обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
43. Возражения направляются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в лицензирующий орган или территориальный орган на бумажном носителе почтовым отправлением либо в электронном виде, подписанные в порядке, определенном частью 6 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
44. При поступлении возражений лицензирующий орган или территориальный орган не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня их поступления назначает проведение консультаций по вопросу рассмотрения поступивших возражений путем личной встречи или с использованием видео-конференц-связи.
45. Лицензирующий орган и (или) территориальный орган рассматривают возражения, по итогам рассмотрения направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ, содержащий мотивированное решение, состоящее из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Результаты рассмотрения возражений могут быть использованы лицензирующим органом и (или) территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения лицензионных требований и (или) иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
46. Лицензирующий орган и (или) территориальный орган осуществляют учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
47. Должностные лица, указанные в пункте 14 настоящего Положения, осуществляют консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Консультирование осуществляется по вопросам, относящимся к контрольному (надзорному) мероприятию.
48. Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлени