Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2021 г. № 1120
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об образовании рабочей группы по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта и утверждении ее состава, а также об утверждении положения о рабочей группе по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 июля 2021 г. № 1120
ПРАВИЛА предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - оператор субсидии) в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (далее соответственно - субсидия, поддержка) .
Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект) .
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"индустриальный партнер" - партнер центра, осуществляющий внедрение результатов деятельности центра;
"ключевые контрольные точки плана деятельности центра" - значимые результаты плана деятельности центра и отдельных составляющих указанного плана;
"мониторинг предоставления поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых оператором субсидии с целью выполнения требований об осуществлении контроля за выполнением планов деятельности центров;
"Национальная стратегия" - Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
"отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме отбора с целью определения получателей поддержки в соответствии с настоящими Правилами;
"партнер центра" - организация, участвующая в реализации программы центра в соответствии с планом деятельности центра;
"план деятельности центра" - совокупность документов, указанных в пункте 28 настоящих Правил;
"получатель поддержки" - участник отбора получателей поддержки, определенный по итогам отбора получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в 2021 году, или участник предварительного отбора, определенный решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Комиссии) в 2023 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"предварительный отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме предварительного отбора в соответствии с документацией предварительного отбора получателей поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (центров 2-й волны) (далее - документация предварительного отбора) , утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации. Результаты предварительного отбора направляются оператором субсидии в Министерство экономического развития Российской Федерации в целях формирования Министерством экономического развития Российской Федерации рекомендаций по определению перечня получателей поддержки для президиума Комиссии; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"программа центра" - документ, подготовленный участником отбора получателей поддержки в 2021 году или участником предварительного отбора получателей поддержки в 2023 году с целью содействия решению задач развития искусственного интеллекта в интересах реализации Национальной стратегии, определяющий совокупность мероприятий, планируемых к реализации центром, краткое описание их реализации, а также устанавливающий целевые значения показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"экспертный совет" - экспертный совет по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта, который является постоянно действующим органом, образованным оператором субсидии по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 62 настоящих Правил; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"сводный отчет о результатах мониторинга" - экспертно-аналитический документ о результатах выполнения плана деятельности центров, формируемый оператором субсидии по итогам мониторинга предоставления поддержки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"системы WOS/SCOPUS" - международные базы данных "Сеть науки" (Web of Science Core Collection) и (или) "Scopus";
"участник отбора получателей поддержки" - российская образовательная организация высшего образования или научная организация, на базе которой создан центр, разработавшая программу центра и соответствующая требованиям и критериям, установленным в документации отбора получателей поддержки в 2021 году, предусматривающим в том числе положения, установленные пунктом 46 настоящих Правил, подготовившая и подавшая заявку на участие в отборе получателей поддержки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"фреймворк" - программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов технологий искусственного интеллекта, требования к которому определены в документации отбора получателей поддержки, в том числе сервисы автоматизации процессов облачных решений, направленные на модернизацию, ускорение работы и (или) адаптацию алгоритмов искусственного интеллекта с учетом мероприятий, реализуемых совместно с партнерами центра;
"цель программы центра" - цель, на достижение которой направлена реализация программы и плана деятельности центра, заявленная получателем поддержки в соответствии с требованиями, установленными в документации отбора получателей поддержки или документации предварительного отбора получателей поддержки; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
"центр" - исследовательский центр, который является структурным подразделением участника отбора получателей поддержки, получателя поддержки, целью деятельности которого является:
для центров 1-й волны (отобранных в 2021 году) - проведение научных исследований, включая фундаментальные и прикладные исследования, и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта, в том числе "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями;
для центров 2-й волны (перечень которых определяется решением президиума Комиссии в 2023 году) - проведение прикладных исследований и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта в одной или нескольких отраслях экономики, создание прикладных продуктов и решений на основе технологий искусственного интеллекта, методологическое сопровождение их тиражирования, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями. Перечень отраслей экономики для отбора центров 2-й волны устанавливается в документации отбора получателей поддержки. В указанный перечень не могут быть включены нефтегазовая отрасль, финансовая отрасль и торговля;
абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
3. Субсидия предоставляется:
а) на финансовое обеспечение затрат оператора субсидии на оказание поддержки посредством предоставления гранта получателю поддержки;
б) на финансовое обеспечение следующих затрат на выполнение функций оператора субсидии:
затраты на оплату труда, расходы на обучение и повышение квалификации работников, выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства (далее - затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
начисления на выплаты по оплате труда работников и компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - начисления на оплату труда) ;
приобретение услуг по экспертизе заявок на участие в отборе получателей поддержки, услуг по сопровождению мониторинга предоставления поддержки (далее - затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга) ;
командировочные расходы работников;
приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения, услуги информационных агентств, обеспечение доступа к информационным системам и аналитическим данным, приобретение основных средств, материальных запасов, иные расходы на общехозяйственные нужды, включая коммунальные расходы, расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, изготовление полиграфической и презентационной продукции, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на аренду (субаренду) имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, приобретение нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы по аттестации рабочих мест, расходы по уплате взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ) (далее - накладные расходы оператора субсидии) .
4. Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут составлять более 90 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут превышать 55 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Сумма накладных расходов оператора субсидии и командировочных расходов его работников за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не может превышать 40 процентов затрат на фонд оплаты труда оператора субсидии.
Закупка товаров, работ и услуг оператором субсидии должна осуществляться в соответствии с положением о закупках оператора субсидии в целях достижения максимальной эффективности использования денежных средств и наилучших результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Средняя заработная плата работников оператора субсидии, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии, не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по г. Москве, исчисляемой по данным Федеральной службы государственной статистики, за год, предшествующий отчетному году.
Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, в 2023 году не могут превышать предельные предусмотренные соглашением объемы бюджетных ассигнований на указанные расходы в 2022 году с учетом ежегодной индексации. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
5. Субсидия предоставляется Управлением делами Президента Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
6. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
7. Результатом предоставления субсидии является количество поддержанных центров (центр считается поддержанным, если между оператором субсидии и получателем поддержки заключено соглашение о предоставлении гранта) .
8. Характеристикой (показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии) (далее - характеристика) является количество структурных подразделений, функционирующих на базе получателей поддержки и реализующих программы центров. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
9. Получателем субсидии является оператор субсидии.
10. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение о предоставлении субсидии) , предусматривающего в том числе:
а) согласие оператора субсидии на осуществление в отношении его проверки Управлением делами Президента Российской Федерации соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения оператором субсидии порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 2681 и 2692 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязательство оператора субсидии по включению в договоры (соглашения) , заключаемые с иными лицами в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, положений о согласии таких лиц на проведение указанных проверок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
б) значения результата предоставления субсидии и характеристики; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
в) право Управления делами Президента Российской Федерации устанавливать в соглашении о предоставлении субсидии сроки и формы представления оператором субсидии дополнительной отчетности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
г) условия о согласовании новых условий соглашения о предоставлении субсидии или о расторжении соглашения о предоставлении субсидии при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Управлению делами Президента Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета ранее доведенных до Управления делами Президента Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 5 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении о предоставлении субсидии;
д) условие об использовании оператором субсидии в текущем финансовом году остатков средств субсидии, не использованных на начало текущего финансового года, на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, на основании решения Управления делами Президента Российской Федерации, принятого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
е) запрет приобретения оператором субсидии за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 2192)
ж) положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
з) сроки проведения оператором субсидии отбора получателей поддержки в 2021 году, включая срок приема заявок на участие в отборе, который не может составлять менее 45 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении т