О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. № 1076
МОСКВА
О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2061, от 26.04.2024 № 541)
В соответствии со статьями 4 и 122 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства культуры Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству культуры Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Включенные в ежегодный план плановые проверки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации, дата начала которых наступает позднее даты вступления в силу настоящего постановления, подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2021 г. № 1076
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2061, от 26.04.2024 № 541)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации (далее - федеральный государственный музейный контроль (надзор) .
2. Федеральный государственный музейный контроль (надзор) осуществляется Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
3. Предметом федерального государственного музейного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, за исключением государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и гражданами, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части и состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее соответственно - музейные предметы и музейные коллекции, контролируемые лица) , обязательных требований к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций.
4. Федеральный государственный музейный контроль (надзор) осуществляется в отношении следующих объектов федерального государственного музейного контроля (надзора) :
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по обеспечению фактического наличия и физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
б) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по обеспечению проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций реставрационных работ лицами, прошедшими в Министерстве культуры Российской Федерации аттестацию на право их проведения;
в) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по обеспечению безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;
г) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по обеспечению учета музейных предметов и музейных коллекций, ведения и сохранности учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
5. Министерством культуры Российской Федерации обеспечивается учет объектов федерального государственного музейного контроля (надзора) , указанных в пункте 4 настоящего Положения (далее - объекты контроля) , путем ведения перечней объектов контроля (в части контролируемых лиц) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
Учет объектов контроля осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, представляемой в Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
Перечни объектов контроля подлежат размещению на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Министерства культуры Российской Федерации) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, являющихся объектами контроля, обеспечивается с помощью Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
6. Должностными лицами Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
Министр культуры Российской Федерации;
заместитель Министра культуры Российской Федерации, к сфере ведения которого отнесено курирование федерального государственного музейного контроля (надзора) ;
руководитель структурного подразделения Министерства культуры Российской Федерации, к сфере ведения которого отнесено осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) , либо лицо, его замещающее;
руководители территориальных органов Министерства культуры Российской Федерации либо лица, их замещающие.
Лица, указанные в абзацах втором и четвертом настоящего пункта, принимают решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в форме письменного поручения об их проведении руководителю территориального органа Министерства культуры Российской Федерации (лицам, его замещающим) .
7. Должностными лицами Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченными на осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) (далее - инспектор) , являются:
а) руководители территориальных органов Министерства культуры Российской Федерации и их заместители;
б) федеральные государственные гражданские служащие территориальных органов Министерства культуры Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) .
8. Организация и осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации
9. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
10. Территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации при осуществлении федерального государственного музейного контроля (надзора) относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
11. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется руководителем территориального органа Министерства культуры Российской Федерации либо лицом, его замещающим, по месту нахождения контролируемых лиц в соответствии с критериями отнесения объектов федерального контроля к категориям риска согласно приложению № 1. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2061)
III. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
12. В рамках плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся:
для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 2 года;
документарная проверка - один раз в 2 года;
выездная проверка - один раз в 2 года;
для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 4 года;
документарная проверка - один раз в 4 года;
выездная проверка - один раз в 4 года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. При осуществлении федерального государственного музейного контроля (надзора) с целью предотвращения совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований, предъявляемых к их деятельности, Министерством культуры Российской Федерации могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
14. Министерство культуры Российской Федерации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики) , которая размещается на сайте Министерства культуры Российской Федерации.
15. Информирование объектов контроля и иных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на сайте Министерства культуры Российской Федерации и в средствах массовой информации, в том числе:
а) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) ;
б) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) , о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
е) перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
ж) программы профилактики и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерством культуры Российской Федерации;
з) перечня сведений, которые могут запрашиваться территориальным органом Министерства культуры Российской Федерации у контролируемого лица;
и) сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
к) сведений о применении Министерством культуры Российской Федерации мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;
л) сведений о порядке досудебного обжалования решений Министерства культуры Российской Федерации (его территориальных органов) , действий (бездействия) должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации (его территориальных органов) ;
м) докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики Министерства культуры Российской Федерации;
н) докладов о федеральном государственном музейном контроле (надзоре) ;
о) иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программой профилактики.
16. Министерство культуры Российской Федерации ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивает подготовку проекта доклада о результатах правоприменительной практики и его публичное обсуждение.
17. Доклад о результатах правоприменительной практики утверждается распоряжением Министра культуры Российской Федерации и размещается на сайте Министерства культуры Российской Федерации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
18. В случае наличия у территориального органа Министерства культуры Российской Федерации сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, этот территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
19. Контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) подать возражение на объявленное предостережение (далее - возражение) :
а) уполномоченным лицом территориального органа Министерства культуры Российской Федерации - руководителю территориального органа Министерства культуры Российской Федерации;
б) руководителем территориального органа Министерства культуры Российской Федерации - в структурное подразделение Министерства культуры Российской Федерации, к сфере ведения которого отнесено осуществление федерального государственного музейного контроля (надзора) .
20. В возражении указываются:
наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
дата и номер предостережения;
территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации, должностное лицо территориального органа Министерства культуры Российской Федерации, вынесшие предостережение;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
21. Возражение рассматривается соответствующим должностным лицом, указанным в пункте 19 настоящего Положения, в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
22. По результатам рассмотрения возражения должностное лицо, рассмотревшее возражение, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
23. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 22 настоящего Положения, лицу, подавшему возражение, в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения. В случае если контролируемое лицо выразило желание получить ответ на возражение на адрес электронной почты, указанной в возражении, на этот адрес электронной почты направляется копия мотивированного ответа.
24. Консультирование может осуществляться инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
25. Инспектор осуществляет консультирование по следующим вопросам:
а) наличие и (или) содержание обязательных требований;
б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок выполнения обязательных требований;
г) порядок исполнения предписания, выданного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
26. Инспектор осуществляет письменное консультирование по вопросам, предусмотренным подпунктом "г" пункта 25 настоящего Положения.
27. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц территориального органа Министерства культуры Российской Федерации, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертиз.
28. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей посредством размещения на сайте Министерства культуры Российской Федерации письменного разъяснения, подписанного одним из должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 6 настоящего Положения, осуществляется в случаях регулярного (5 и более раз) поступления обращений по вопросу соблюдения одних и тех же обязательных требований.
29. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
30. При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
31. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Министерства культуры Российской Федерации для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
32. Территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации проводит обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности, а также не реже одного раза в год в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2024 № 541)
33. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты