О федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2021 г. № 1045
МОСКВА
О федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.01.2022 № 2, от 24.10.2024 № 1433)
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О связи" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи.
2. Признать утратившими силу:
Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2999) ;
пункт 5 изменений, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 483 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 23, ст. 3330) ;
подпункт "а" пункта 3 изменений, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 35, ст. 5326) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 787 "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в области связи в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 28, ст. 4161) ;
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2017 г. № 1201 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 41, ст. 5980) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 1317 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 46, ст. 7059) ;
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 203 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 10, ст. 970) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2019 г. № 1375 "О порядке контроля за выполнением лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, обязанностей по размещению на территории Российской Федерации средств связи, с использованием которых выполняются указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 44, ст. 6209) .
3. Установить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 651 Федерального закона "О связи" контроль за выполнением лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, обязанностей по размещению на территории Российской Федерации средств связи, с использованием которых выполняются указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования, осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Включенные в ежегодный план плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области связи, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области связи в порядке, установленном Положением, утвержденным настоящим постановлением.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 июня 2021 г. № 1045
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.01.2022 № 2, от 24.10.2024 № 1433)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области связи (далее - государственный контроль (надзор) .
2. В целях настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
3. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области связи, установленных Федеральным законом "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей) , обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также лицензионных требований в области связи (далее - обязательные требования) .
4. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - контрольный (надзорный) орган) и ее территориальными органами.
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) , являются:
а) руководитель контрольного (надзорного) органа, являющийся по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) , являющиеся по должности заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2022 № 2)
б) руководители структурных подразделений, их заместители, советники, консультанты и главные специалисты-эксперты центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) , являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
в) ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) ;
г) руководители территориальных органов контрольного (надзорного) органа и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) , являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
д) руководители структурных подразделений территориальных органов контрольного (надзорного) органа, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) .
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель контрольного (надзорного) органа, являющийся по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и его заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) , являющиеся по должности заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
б) руководители территориальных органов контрольного (надзорного) органа и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) , являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
7. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Объекты контроля
8. Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц в области связи.
9. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется с использованием единой информационной системы контрольного (надзорного) органа (далее - информационная система) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора) , представляемой в контрольный (надзорный) орган и его территориальные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
11. Контрольный (надзорный) орган или его территориальные органы для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2024 № 1433)
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
12. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями риска согласно приложению.
В случае если объект государственного контроля (надзора) не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2022 № 2)
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории высокого риска, - документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
б) в отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории значительного риска, - документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
в) в отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории среднего риска, - документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 4 года;
г) в отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории умеренного риска, - документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 5 лет;
д) в отношении объектов государственного контроля (надзора) , отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2024 № 1433)
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование
15. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", средствах массовой информации, личных кабинетах контролируемых лиц в информационной системе и в иных формах.
16. Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") :
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) ;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) , о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
г) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
е) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
ж) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) ;
з) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
и) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
к) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
л) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
м) доклады о государственном контроле (надзоре) ;
н) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Обобщение правоприменительной практики
17. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад (далее - доклад о правоприменительной практике) .
18. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
19. Утвержденный доклад размещается на официальном сайте в сети "Интернет" контрольного (надзорного) органа в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
Объявление предостережения
20. При наличии у контрольного (надзорного) органа или его территориального органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
21. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения.
В возражении контролируемым лицом указываются:
а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (физического лица) ;
б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
22. Возражения направляются контролируемым лицом в форме электронного документа на адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа или его территориального органа, либо на бумажном носителе почтовым отправлением, либо посредством личного кабинета контролируемого лица в информационной системе или иными указанными в предостережении способами.
23. Возражение рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения.
24. По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказать в удовлетворении возражения.
25. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 23 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возраж