О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 1013
МОСКВА
О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2109, от 19.08.2023 № 1352)
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Установить, что включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного надзора в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным настоящим постановлением.
3. Реализация полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 1, ст. 232) ;
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. № 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 31, ст. 4924) .
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 1013
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2109, от 19.08.2023 № 1352)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - федеральный государственный надзор) .
2. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в подпункте "а" пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - контролируемые лица) :
а) обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) ;
б) требований, установленных пунктом 36, подпунктами "б" - "з" пункта 37, пунктами 38 - 44, 47 - 51, 53 - 65, 74 и 78 - 81 технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее соответственно - технический регламент, требования технического регламента) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
3. Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие федеральный государственный надзор) .
4. Передача в рамках федерального государственного надзора документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5. Федеральный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) руководитель, заместители руководителя и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурное подразделение центрального аппарата) ;
в) руководители и заместители руководителей территориальных органов - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы) ;
г) руководители, заместители руководителей и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора (далее - структурные подразделения территориальных органов) ;
д) руководители, заместители руководителей и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.
6. Должностные лица, указанные в подпунктах "б", "г" и "д" пункта 5 настоящего Положения, являются инспекторами.
7. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора обязан:
а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
г) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
д) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
е) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету федерального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
ж) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
з) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
и) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
к) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
л) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
м) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
8. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения и помещения, территории, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента и о восстановлении нарушенного положения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
ж) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
9. Инспектор при осуществлении федерального государственного надзора не вправе:
а) оценивать соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа, осуществляющего федеральный государственный надзор; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор;
в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований технического регламента без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
г) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
д) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
е) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления федерального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ж) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
з) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
и) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
к) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами Российской Федерации и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
10. Руководители, заместители руководителей, инспекторы органов, осуществляющих федеральный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. В настоящем Положении под объектами федерального государственного надзора (далее - объект надзора) понимается:
деятельность организаций и граждан, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственных корпораций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций и граждан, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
виды продукции, предназначенной для защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по перечню согласно приложению (далее - продукция) .
Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в автоматизированную аналитическую систему поддержки и управления контрольно-надзорными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - автоматизированная система) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2023 № 1352)
12. Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора, оформляемого в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
13. При ведении учета объектов надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.
14. Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оригиналы или копии других документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвы