Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 996
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2121, от 25.01.2022 № 35, от 04.04.2025 № 433)
В соответствии со статьей 432 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 1394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7950) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1238 "О внесении изменения в пункт 8 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 34, ст. 5465) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 996
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2121, от 25.01.2022 № 35, от 04.04.2025 № 433)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - государственный контроль (надзор) .
2. Настоящее Положение не применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в части морских биологических ресурсов.
3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", другими федеральными законами, в том числе федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "Об охране озера Байкал", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - обязательные требования) , включая:
требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях;
правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;
условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;
условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции, выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 35)
б) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора)
4. Контрольными (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) , являются Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы (далее - органы контроля) .
5. Органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле) .
6. От имени органа контроля государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору) , в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные обязанности) ;
в) начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;
г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству в соответствии с должностными обязанностями;
д) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству;
е) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями, главные и старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы территориальных органов Федерального агентства по рыболовству;
ж) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории "специалисты" территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, не указанные в подпункте "е" настоящего пункта, в соответствии с должностными обязанностями.
7. Должностные лица органа контроля, указанные в подпунктах "б" - "г", "е" и "ж" пункта 6 настоящего Положения (далее - инспекторы) , уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением органа контроля о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
8. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают:
а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;
б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.
9. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обладают правами и обязанностями в соответствии с Законом о государственном контроле и Законом о рыболовстве.
III. Категории риска причинения вреда (ущерба)
10. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
11. Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:
а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.
12. Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову) , приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;
в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и их водоохранной зоне;
д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;
е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;
и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
13. Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:
а) по добыче (вылову) , приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;
д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.
14. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к нескольким категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории риска.
IV. Виды профилактических мероприятий
15. Органы контроля проводят следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
16. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органа контроля и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, которые установлены Законом о государственном контроле.
17. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) осуществляется один раз в год.
18. Порядок организации работы в органе контроля по обобщению правоприменительной практики утверждается приказом органа контроля.
19. По итогам обобщения правоприменительной практики орган контроля обеспечивает подготовку и публичное обсуждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа контроля.
20. Размещение доклада о правоприменительной практике, указанного в пункте 19 настоящего Положения, на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") осуществляется не позднее 30 декабря года, следующего за годом обобщения правоприменительной практики.
21. В случае наличия у органа контроля сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований контролируемому лицу объявляется и направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, предусмотренном Законом о государственном контроле (далее - предостережение) .
22. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в орган контроля возражение в отношении предостережения (далее - возражение) .
23. Возражение подается в орган контроля, объявивший предостережение.
24. Возражение должно содержать:
наименование органа контроля, в который направляется возражение;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату и номер предостережения;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
дату получения предостережения контролируемым лицом;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
25. Возражение может быть подано в письменной форме непосредственно или направлено почтовым отправлением либо в электронной форме на официальную электронную почту органа контроля.
26. Срок подачи возражения составляет не более 15 календарных дней со дня получения предостережения контролируемым лицом.
27. Возражение рассматривается органом контроля в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
28. Органы контроля:
а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
б) при необходимости запрашивают документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
в) по результатам рассмотрения возражения принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
г) направляют письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов.
29. По результатам рассмотрения возражения орган контроля принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказывает в удовлетворении возражения.
30. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 29 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
31. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
Орган контроля осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.
32. Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) . Консультирование осуществляется без взимания платы.
33. При устном консультировании инспектор обязан предоставлять информацию по следующим вопросам:
а) о нормативных правовых актах (их отдельных положениях) , содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) ;
б) о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля;
в) о порядке обжалования действий или бездействия инспекторов;
г) о местах нахождения и графиках работы органов контроля;
д) о справочных телефонах структурных подразделений органов контроля;
е) об адресах электронной почты, а также официальных сайтов органов контроля в сети "Интернет".
34. В случае получения органом контроля запроса о предоставлении письменного ответа консультирование осуществляется в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
35. При консультировании в письменной форме инспекторы обязаны предоставлять информацию:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях) , содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) ;
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля;
о порядке обжалования действий или бездействия инспекторов;
о местах нахождения и графиках работы органов контроля;
о справочных телефонах структурных подразделений органов контроля;
об адресах электронной почты, а также официальных сайтов органов контроля в сети "Интернет".
36. Ответы на письменные обращения даются в письменном виде и должны содержать:
ответы на поставленные вопросы;
должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ;
фамилию и инициалы исполнителя;
наименование структурного подразделения - исполнителя;
номер телефона исполнителя.
37. Время ожидания контролируемого лица и его представителя при индивидуаль