Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 1004
МОСКВА
Утратило силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2272
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2075)
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
2. Плановые проверки в области федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, проведение которых было запланировано на 2021 год и дата проведения которых наступает после 30 июня 2021 г., осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 1004
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2075)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее соответственно - государственный контроль (надзор) , контролируемые лица, государственный реестр) .
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон о защите прав) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой судебных приставов (далее - контрольный (надзорный) орган) и ее территориальными органами.
4. Государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) в центральном аппарате контрольного (надзорного) органа:
руководитель контрольного (надзорного) органа;
заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа, который в соответствии с распределением обязанностей курирует деятельность структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , должностной инструкцией которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее - заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа) ;
руководитель структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , и его заместитель, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее соответственно - руководитель структурного подразделения контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя структурного подразделения контрольного (надзорного) органа) ;
иные федеральные государственные гражданские служащие структурного подразделения центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) ;
б) в территориальных органах контрольного (надзорного) органа:
руководители территориальных органов контрольного (надзорного) органа и их заместители, курирующие в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , должностной инструкцией которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее соответственно - руководитель территориального органа контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа) ;
руководители структурных подразделений территориальных органов контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее - руководитель структурного подразделения территориального органа контрольного (надзорного) органа) ;
иные федеральные государственные гражданские служащие структурных подразделений территориальных органов контрольного (надзорного) органа, в сферу ведения которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) .
5. Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением контрольного (надзорного) органа или его территориального органа о проведении профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятия.
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
а) руководитель структурного подразделения контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя структурного подразделения контрольного (надзорного) органа;
б) руководитель территориального органа контрольного (надзорного) органа, заместитель руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа;
в) руководитель структурного подразделения территориального органа контрольного (надзорного) органа;
г) руководитель, заместитель руководителя территориального отдела (отделения, инспекции) структурного подразделения территориального органа.
7. В целях настоящего Положения под объектом государственного контроля (надзора) понимается деятельность контролируемых лиц по возврату просроченной задолженности, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом о защите прав.
При осуществлении государственного контроля (надзора) деятельность контролируемого лица как объекта контроля может быть отнесена к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) :
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) низкий риск.
8. Учет объектов контроля, отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляются контрольным (надзорным) органом и его территориальными органами в государственном реестре по месту внесения сведений в государственный реестр.
9. При отнесении объектов контроля к категориям риска контрольный (надзорный) орган и его территориальные органы исходят из информации о видах и количестве нарушений, допущенных контролируемым лицом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, установленных решениями судов, постановлениями по делам об административных правонарушениях, вступившими в законную силу.
10. Объект контроля относится к высокой категории риска в случаях:
а) однократного в течение предыдущего календарного года грубого нарушения контролируемым лицом одного или нескольких требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 6, частью 1 статьи 7 Федерального закона о защите прав;
б) неоднократного (два раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом одного или нескольких требований, предусмотренных частями 5 и 7 статьи 4, частями 4 и 5 статьи 5, пунктами 4 - 6 части 2, частями 3, 8 - 10 статьи 6, частью 9 статьи 7, частями 5, 7 и 11 статьи 8, статьей 10, пунктами 4 и 11 части 1 статьи 13, частями 2, 4 - 6 статьи 13, пунктами 3 - 7 статьи 17 Федерального закона о защите прав.
11. Объект контроля относится к значительной категории риска в случаях:
а) однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 11 настоящего Положения;
б) неоднократного (два раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом одного или нескольких требований, предусмотренных частями 3 - 8 и 10 статьи 7, частями 1 и 11 статьи 9, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона о защите прав.
12. Объект контроля относится к средней категории риска в случаях:
а) однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 11 настоящего Положения;
б) неоднократного (два раза и более) в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 10 части 1 статьи 13, частью 3 статьи 13 Федерального закона о защите прав.
13. Объект контроля относится к низкой категории риска в случае однократного в течение предыдущего календарного года нарушения контролируемым лицом требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 12 настоящего Положения, а также при недопущении за указанный период нарушений требований Федерального закона о защите прав, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.
14. При внесении в государственный реестр сведений о юридическом лице категория риска определяется как низкая.
II. Организация и проведение профилактических мероприятий
15. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
16. Контрольный (надзорный) орган ежегодно организует подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за предыдущий календарный год (далее - доклад) .
17. Информация для включения в доклад за предыдущий календарный год направляется территориальными органами в контрольный (надзорный) орган не позднее 20 января текущего года.
18. Проект доклада до 10 февраля текущего года размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для публичного обсуждения на срок не менее 10 рабочих дней.
19. Доклад за предыдущий календарный год утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа и до 15 марта текущего года размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет".
20. При наличии указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле) сведений контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
21. Решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает:
а) в центральном аппарате контрольного (надзорного) органа:
руководитель контрольного (надзорного) органа;
заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа;
руководитель структурного подразделения контрольного (надзорного) органа;
заместитель руководителя структурного подразделения контрольного (надзорного) органа;
б) в территориальном органе контрольного (надзорного) органа:
руководитель территориального органа контрольного (надзорного) органа;
заместитель руководителя территориального органа контрольного (надзорного) органа;
иное должностное лицо, уполномоченное приказом территориального органа контрольного (надзорного) органа.
22. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицом в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного предостережения может быть подано в территориальный орган контрольного (надзорного) органа, направивший предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, или в контрольный (надзорный) орган, если предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований было направлено контрольным (надзорным) органом, возражение.
23. В возражении на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - возражение) указываются:
а) наименование территориального органа контрольного (надзорного) органа или наименование структурного подразделения контрольного (надзорного) органа, в который подается возражение;
б) информация о юридическом лице (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя юридического лица (если возражение подается представителем) ;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) дата и номер предостережения;
е) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.
24. Контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
25. Полномочия представителя контролируемого лица, направившего возражение, должны быть подтверждены в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
26. Возражение направляется уполномоченным контролируемым лицом в виде электронного документа на указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований адрес электронной почты либо через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ".
27. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган направляет контролируемому лицу ответ в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона о контроле.
28. Консультирование контролируемого лица и (или) его представителя проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия в виде профилактического визита, инспекционного визита, документарной или выездной проверки должностным лицом контрольного (надзорного) органа или его территориального органа по письменному обращению контролируемого лица и (или) его представителя в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого обращения в контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган.
29. О способе, месте и времени проведения консультирования контролируемое лицо и (или) его представитель извещаются в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона о контроле.
30. Консультирование контролируемого лица и (или) его представителя, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
а) об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, о соответствии объектов контроля критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
б) об осуществлении государственного контроля (надзора) ;
в) о ведении государственного реестра;
г) о досудебном (внесудебном) обжаловании действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) контрольным (надзорным) органом, территориальными органами контрольного (надзорного) органа и их должностными лицами в ходе предоставления государственной услуги по включению сведений о юридическом лице в государственный реестр либо осуществления государственного контроля (надзора) ;
д) об административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
31. В случае поступления в контрольный (надзорный) орган, территориальные органы контрольного (надзорного) органа 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и (или) их представителей по решению заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа консультирование может осуществляться посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного указанным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
32. Информация по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, размещенная на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", актуализируется по решению заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
33. Профилактический визит проводится в порядке, предусмотренном статьей 52 Федерального закона о контроле.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
34. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, после внесения сведений о них в государственный реестр, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
35. Контрольный (надзорный) орган или его территориальный орган обязан предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, после внесения сведений о них в государственный реестр, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
36. В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, обязательный профилактический визит проводится не реже одного раза в год.
37. В случае если при пр