Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. № 991
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1986, от 21.12.2023 № 2244)
В соответствии со статьей 201 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта.
2. Реализация полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 июня 2021 г. № 991
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1986, от 21.12.2023 № 2244)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта (далее - государственный контроль (надзор) .
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - контролирующий орган) .
3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
б) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
в) соблюдение установленных Федеральным законом о виде контроля и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;
обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;
обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;
соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги) , связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом) ;
г) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) , продавцом требований, установленных разделами V, VIII технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011) , разделами V, VIII технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011) , разделами V, VIII технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
д) соблюдение обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
4. От имени контролирующего органа государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица) :
а) руководитель (заместитель руководителя) ;
б) начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор, начальник территориального управления, заместитель начальника территориального управления, начальник отдела территориального управления, заместитель начальника отдела территориального управления, главный государственный инспектор территориального управления, старший государственный инспектор территориального управления, государственный инспектор территориального управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору) , в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор) .
41. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа;
б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа контролирующего органа (начальник (заместитель начальника) территориального управления) .
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
5. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле (надзоре) , а также имеют право пользоваться техническими средствами, в том числе осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись объектов и документов (кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне) .
II. Объекты контроля
6. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) :
деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) - выполненные (оказанные) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги) , связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом) ;
в) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) :
подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе железнодорожные пути, железнодорожные устройства электроснабжения, железнодорожные системы автоматики и телемеханики, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства) , составные части подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, их составные части, выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011) , "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011) и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) ;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
7. Учет объектов контроля осуществляется по категориям риска.
Учет объектов контроля осуществляется контролирующим органом в соответствующих ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность контролирующего органа при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) , на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы, на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) .
IV. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба)
9. Контролирующий орган при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска) :
чрезвычайно высокий риск;
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицами, указанными в пункте 6 настоящего Положения (далее - контролируемые лица) , обязательных требований, объекты контроля подлежат отнесению к категории тяжести А, Б, В, Г, Д (далее - категории тяжести) :
к категории тяжести "А" относятся следующие объекты контроля:
деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
к категории тяжести "Б" относятся следующие объекты контроля:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
к категории тяжести "В" относятся следующие объекты контроля:
погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ее составных частей, подсистем и элементов составных частей подсистем;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и их составных частей, подсистем и элементов составных частей подсистем;
деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования;
к категории тяжести "Г" относятся следующие объекты контроля:
инфраструктура железнодорожного транспорта и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем;
железнодорожный подвижной состав и его составные части;
к категории тяжести "Д" относятся следующие объекты контроля:
вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги) , связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом) .
При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории тяжести.
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований за последние 5 лет объект контроля подлежит отнесению к категории вероятности 1, 2, 3, 4, 5, 6 (далее - категории вероятности) :
к категории вероятности 1 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) гибель людей, вне зависимости от наличия в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, причинение тяжкого вреда здоровью людей при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, поступление в контролирующий орган обращений органов государственной власти в сфере социальной защиты населения о нарушении прав и законных интересов инвалидов;
к категории вероятности 2 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) причинение тяжкого вреда здоровью людей, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, поступление в контролирующий орган обращений от общественных объединений инвалидов о нарушении прав и законных интересов инвалидов;
к категории вероятности 3 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение железнодорожного подвижного состава при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, неоднократное поступление в контролирующий орган обращений инвалидов о нарушении их прав и законных интересов на одном и том же объекте контроля;
к категории вероятности 4 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение железнодорожного подвижного состава, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение железнодорожных путей необщего пользования при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований;
к категории вероятности 5 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение железнодорожных путей необщего пользования, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, либо объекты контроля контролируемых лиц, в отношении которых в контролирующем органе отсутствует информация о допущенных в течение последних 5 лет нарушениях обязательных требований; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
к категории вероятности 6 относятся объекты контроля контролируемых лиц, принявших декларацию о соблюдении обязательных требований и соответствующих критерию (критериям) добросовестности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, в случае принятия контролируемым лицом декларации о соблюдении обязательных требований и соответствия объекта контроля критерию (критериям) добросовестности объект контроля относят к категории вероятности 6. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244)
При наличии критериев, позволяющи