ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 апреля 2021 г. № 1152-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 2025-р, от 02.12.2022 № 3714-р, от 03.05.2024 № 1094-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации (далее - план) .
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с февраля 2021 г.
3. Минэнерго России ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 30 апреля 2021 г. № 1152-р
ПЛАН мероприятий ("дорожная карта") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 2025-р, от 02.12.2022 № 3714-р, от 03.05.2024 № 1094-р)
I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")
Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") (далее - план) содержит мероприятия по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, а также организационные мероприятия, направленные на исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 31 мая 2020 г.
Реализация плана предусматривает создание организационной системы управления, позволяющей внедрить социально ориентированную систему газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации и обеспечить поэтапное завершение газификации в 2024 - 2030 годы с учетом технической возможности и целевых региональных топливно-энергетических балансов.
Социально ориентированная система газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации будет основываться на программах газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - региональная программа газификации) .
Подготовка и реализация региональных программ газификации осуществляется с учетом региональных целевых (прогнозных) топливно-энергетических балансов, оценки экономической эффективности газификации и газоснабжения (в том числе с использованием сжиженного углеводородного газа, сжиженного природного газа, компримированного природного газа) в сравнении с использованием альтернативных источников.
Методологическая база в части анализа текущего состояния показателей газоснабжения и газификации, видов потребляемых домохозяйствами энергетических ресурсов, прогноза информации об объемах потребления газа (включая трубопроводный газ, сжиженный углеводородный газ, сжиженный природный газ и компримированный природный газ) , планирования, оценки эффективности обеспечит повышение качества подготовки и реализации региональных программ газификации.
Планом предусмотрено введение института "единого оператора газификации", что позволит осуществить эффективную реализацию региональных программ газификации и синхронизировать мероприятия по развитию магистральной инфраструктуры, подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, в том числе обеспечить строительство сетей газораспределения до границ земельных участков, на которых расположены планируемые к подключению объекты капитального строительства граждан, без привлечения их средств (далее - подключение) .
Реализация плана улучшит для потребителя качество услуги по подключению, что будет выражаться в сокращении сроков, процедур и стоимости такого подключения. Будут созданы условия, при которых потребитель услуги по подключению через "единое окно" многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг сможет получить необходимую информацию и возможность заключения договора поставки природного газа и (или) альтернативных источников энергии, определенных органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в целях приготовления пищи, горячего водоснабжения и отопления по месту проживания потребителя, имея в виду сбор многофункциональным центром необходимой информации, имеющейся в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления и (или) организациях.
Предусмотрена возможность заключения комплексного договора, включающего поставку газа, услуги по его транспортировке, подключению, техническому обслуживанию подключенных газоиспользующего оборудования и сетей газораспределения (газопотребления) и другие услуги, связанные с газификацией и газоснабжением, с возможностью выбора лиц, осуществляющих поставку газа и (или) обслуживание оборудования.
План предусматривает ряд мер организационного характера, которые могут быть реализованы в рамках законодательства Российской Федерации, а также инициативы по изменению нормативно-правовой базы для ускорения внедрения лучших практик новой социально ориентированной системы газификации.
Планом предусмотрено выполнение субъектами Российской Федерации оценки потребности в топливно-энергетических ресурсах и составление целевых топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации при методической координации выполнения указанных работ со стороны Министерства энергетики Российской Федерации.
Сокращение сроков подключения и стоимости строительства газораспределительных сетей будет достигнуто за счет снижения административных барьеров, изменения подходов к проектированию и определению сметной стоимости, регламентации отношений с основным абонентом (частными собственниками газопроводов) в части правил недискриминационного доступа и порядка определения платы за подключение, а также создания долгосрочной системы надежного газоснабжения в рамках Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и автономных систем газоснабжения с использованием сжиженного углеводородного газа, сжиженного природного газа, компримированного природного газа.
Целевые показатели реализации плана приведены в приложении.
II. План мероприятий ("дорожная карта") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации
(Раздел в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 1094-р)
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Виддокумента | Срок выполнения мероприятия | Ответственный исполнитель | |
1. | Мониторинг реализации мероприятий по догазификации домовладений, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашнихи иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности | анализ количественных(в том числе относительных) показателей подключений потребителей - физических лиц к газораспределительным сетям в рамках догазификации | доклад в Правительство Российской Федерации | ежеквартально, до 20 числа месяца, следующегоза отчетным кварталом | Минэнерго России, ФАС России с участием единого оператора газификации (регионального оператора газификации) |
2. | Мониторинг реализации мероприятий по догазификации объектов капитального строительства, в которых размещены фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты (отделения) врачей общей практики и врачебные амбулатории, входящие в состав имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, намеревающихся использовать газ для отопления и горячего водоснабжения указанных объектов капитального строительства | анализ количественных(в том числе относительных) показателей подключений потребителей - медицинских организаций к газораспределительным сетям в рамках догазификации | доклад в Правительство Российской Федерации | 15 мая 2024 г., далее один разв полгода | Минэнерго России, ФАС России, Минздрав России с участием единого оператора газификации (регионального оператора газификации) |
3. | Мониторинг реализации мероприятий по догазификации котельных для отопления и горячего водоснабжения объектов капитального строительства, в которых располагаются имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности государственные или муниципальные общеобразовательные организации и (или) дошкольные образовательные организации и (или) имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения | анализ количественных(в том числе относительных) показателей подключений потребителей - образовательных и медицинских организацийк газораспределительным сетям в рамках догазификации котельных | доклад в Правительство Российской Федерации | 15 мая 2024 г., далее один разв полгода | Минэнерго России, ФАС России, Минпросвещения России с участием единого оператора газификации (регионального оператора газификации) |
4. | Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон"О газоснабжении в Российской Федерации", предусматривающих комплекс мер, направленных: на совершенствование правового регулирования статуса газораспределительных организаций, предусматривающего определение критериев отнесения юридических лиц к газораспределительным организациям, с наделением Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению таких критериев; на обеспечение беспрепятственного доступа газораспределительным организациямк местным газораспределительным сетям, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуг по транспортировке газа по ним, при осуществлении газораспределительными организациями мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения; введение правового регулирования порядка взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных органов исполнительной власти города федерального значения Москвы, города федерального значения Санкт-Петербурга или города федерального значения Севастополя с газораспределительными организациями в случае выявления бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов, обязанностей указанных лиц по содержанию и обслуживанию указанных газораспределительных сетей и их объектов до их принятия в муниципальную собственность, собственность города федерального значения Москвы, города федерального значенияСанкт-Петербурга или города федерального значения Севастополя, обеспечению их соответствия требованиям безопасности; на разграничение ответственности за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйной газораспределительной сети и ее объектов; на механизм стимулирования консолидации газораспределительных сетей на базе имущественного комплекса газораспределительных организаций; на повышение уровня безопасности эксплуатации газораспределительных сетей и их объектов за счет введения обязанностей собственников по заключению договоров о техническом обслуживании газораспределительных сетей и их объектов | упорядочение отношений, связанных с правовым режимом сетей газораспределения, принадлежащих лицам, не оказывающим услуги по транспортировке газа по ним, и бесхозяйных газораспределительных сетей | проект федерального закона | 1 сентября 2024 г. | Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России с участием публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью"Газпром межрегионгаз" |
5. | Подготовка предложений о разработке проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства крупных потребителей (1 и 2 групп газопотребления) к сетям газораспределения в рамках межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций | сохранение целостности Единой системы газоснабжения и развитие газораспределительной системы; обеспечение транспортировки и подачи газа непосредственно крупным потребителям(1 и 2 групп газопотребления) по сетям газораспределенияв целях обеспечения газораспределительными организациями надежной эксплуатации сетей газораспределения, бесперебойной и безаварийной транспортировки газа потребителям | докладв Правительство Российской Федерации (при необходимостис проектами нормативных правовых актов) | 3 июня 2024 г. | Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России |
6. | Подготовка предложений о создании возможности подключения домовладений, расположенных на территориях садоводства и огородничества, к сетям газораспределения в рамках догазификации с учетом выполнения мероприятий по подключению до границ земельных участков заявителей | распространение программы социальной газификации на мероприятия по подключению, выполняемые в границах территорий садоводства и огородничества | докладв Правительство Российской Федерации | 14 июня 2024 г. | Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России с участием публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью"Газпром межрегионгаз", Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" |
7. | Внесение изменений в Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомовогои внутриквартирного газового оборудованияпри предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", в целях: регламентации условий доступа представителей специализированной организации к газоиспользующему оборудованию для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению; совершенствования процедуры уведомления заказчика о дате технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлениикоммунальной услуги по газоснабжению; предоставления специализированной организации возможности использования инструментария личного кабинета заявителя для оперативного обмена информацией с ним по вопросам технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению; регламентации условий прекращения газоснабжения при отсутствии технического обслуживания газового оборудования и невозможности прекращения газоснабжения одной квартиры; установления требований к организациям, осуществляющим техническое обслуживание, ремонт (в том числе аварийный) и техническое диагностирование внутридомовогои внутриквартирного газового оборудования, использующего в качестве топлива сжиженный углеводородный газ, а также порядка осуществления указанных видов деятельности | введение оптимального механизма, обеспечивающего необходимый уровень безопасной и надежной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования | акт Правительства Российской Федерации | в течение3 месяцев со дня принятия федерального закона, указанного в пункте 30 настоящего плана | Минстрой России Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России с участием публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" |
8. | Проработка вопроса по внедрению интеллектуальных систем учета поставляемого газа для потребителей, включая разработку финансово-экономической модели обоснования установки интеллектуальных приборов учета газа и определение источника финансирования установки интеллектуальных приборов учета газа | представление информациио необходимости внедрения интеллектуальных приборов газа; определение стоимости интеллектуальных систем учета газа; проработка возможных вариантов финансирования установки интеллектуальных приборов газа | доклад в Правительство Российской Федерации | 30 августа 2024 г. | Минэнерго России, Минстрой России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минпромторг России с участием публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" |
9. | Проработка вопроса о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие механизм и правовые последствия перехода к единому оператору газификации (региональному оператору газификации) прав и обязанностей по договору о подключении в случае объективной невозможности исполнения своих обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения исполнителем | выработка единообразного подхода к толкованиюи применению положений нормативных правовых актов, регулирующих механизм и правовые последствия перехода к единому оператору газификации (региональному оператору газификации) прав и обязанностей по договору о подключении в случае объективной невозможности исполнения своих обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектовкапитального строительствак сети газораспределения исполнителем | доклад в Правительство Российской Федерации | 30 мая 2024 г. | Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России с участием общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" |
10. | Подготовка предложений о внесении измененийв нормативные правовые акты в целях создания возможности размещения отопительного газоиспользующего оборудования на внешней стене объекта капитального строительства | создание возможности размещения отопительного газоиспользующего оборудования на внешней стене объекта капитального строительства | доклад в Правительство Российской Федерации | 30 мая 2024 г. | Минэнерго России, Минстрой России с участием общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" |
11. | Внесение изменений в Правила подключения (технологического присоединения) газоиспол | ||||