О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2021 г. № 518
МОСКВА
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1750; 2020, № 15, ст. 2258) .
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2021 г. № 518
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 марта 2019 г. № 377 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2021 г. № 518)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Участники Программы | - | Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная служба по интеллектуальной собственности; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная таможенная служба; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное архивное агентство; Федеральное медико-биологическое агентство; Управление делами Президента Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"; федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований"; федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере"; федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" |
Подпрограммы Программы (в том числе федеральная целевая программа) | - | подпрограмма 1 "Развитие национального интеллектуального капитала"; подпрограмма 2 "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования"; подпрограмма 3 "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства"; подпрограмма 4 "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, определенным в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений"; подпрограмма 5 "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности"; подпрограмма 7 "Национальная технологическая инициатива"; федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2021 годы" |
Цели Программы | - | развитие интеллектуального потенциала нации; научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике; эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности |
Задачи Программы | - | создание условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров; создание условий для повышения уровня капитализации образовательного потенциала населения; получение новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам и своевременной оценке рисков, обусловленных научно-технологическим развитием; поддержка всех стадий "жизненного цикла" знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условия для развития наукоемкого бизнеса; опережающее развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности, включая формирование и реализацию национальных и международных проектов класса "мегасайенс", инфраструктуры информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней; развитие Национальной технологической инициативы |
Целевые индикаторыи показатели Программы | - | место Российской Федерации по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования; место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития) ; место Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных; место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на выдачу патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации; место Российской Федерации по объему затрат на исследования и разработки; место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов; техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя) ; объем привлеченного внебюджетного финансирования на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в соотношении с объемом средств федерального бюджета, использованных на реализацию таких проектов; внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников (в текущих ценах) |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2019 - 2030 годы, в том числе: I этап - 2019 - 2024 годы; II этап - 2025 - 2030 годы |
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы | - | объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы: на 2019 год - 688318148, 9 тыс. рублей; на 2020 год - 777752574, 8 тыс. рублей; на 2021 год - 806147827, 8 тыс. рублей; на 2022 год - 838523458, 8 тыс. рублей; на 2023 год - 881751521, 6 тыс. рублей; на 2024 год - 957151689, 2 тыс. рублей; на 2025 год - 844528434, 4 тыс. рублей; на 2026 год - 879685565, 4 тыс. рублей; на 2027 год - 916610864, 9 тыс. рублей; на 2028 год - 955394042, 5 тыс. рублей; на 2029 год - 996129404, 2 тыс. рублей; на 2030 год - 1038916090, 3 тыс. рублей Аналитическая консолидация бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на научные исследования и разработки гражданского назначения: в других государственных программах Российской Федерации: на 2019 год - 199831999, 7 тыс. рублей; на 2020 год - 264706437, 4 тыс. рублей; на 2021 год - 304961763 тыс. рублей; на 2022 год - 239182623, 3 тыс. рублей; на 2023 год - 232010911, 9 тыс. рублей; на 2024 год - 275361750, 3 тыс. рублей; на 2025 год - 327199675, 7 тыс. рублей; на 2026 год - 389211120, 7 тыс. рублей; на 2027 год - 463419145, 3 тыс. рублей; на 2028 год - 552250722, 9 тыс. рублей; на 2029 год - 658617480, 9 тыс. рублей; на 2030 год - 786012587, 3 тыс. рублей; в непрограммной части федерального бюджета: на 2019 год - 2310589, 8 тыс. рублей; на 2020 год - 1972980, 5 тыс. рублей; на 2021 год - 988363, 1 тыс. рублей; на 2022 год - 947471 тыс. рублей; на 2023 год - 976463, 2 тыс. рублей; на 2024 год - 1147391, 6 тыс. рублей; на 2025 год - 1351043, 9 тыс. рублей; на 2026 год - 1593877, 1 тыс. рублей; на 2027 год - 1883634, 3 тыс. рублей; на 2028 год - 2229602 тыс. рублей; на 2029 год - 2642917, 6 тыс. рублей; на 2030 год - 3136940 тыс. рублей. Аналитическая консолидация бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на научные исследования и разработки гражданского назначения и высшее образование в государственных программах и непрограммной части федерального бюджета, всего(в том числе на реализацию Программы) : на 2019 год - 890460738, 4 тыс. рублей; на 2020 год - 1044431992, 7 тыс. рублей; на 2021 год - 1112097953, 9 тыс. рублей; на 2022 год - 1078653553, 1 тыс. рублей; на 2023 год - 1114738896, 7 тыс. рублей; на 2024 год - 1233660831, 2 тыс. рублей; на 2025 год - 1173079154 тыс. рублей; на 2026 год - 1270490563, 2 тыс. рублей; на 2027 год - 1381913644, 6 тыс. рублей; на 2028 год - 1509874367, 4 тыс. рублей; на 2029 год - 1657389802, 7 тыс. рублей; на 2030 год - 1828065617, 6 тыс. рублей. Аналитическая консолидация расходов на научные исследования и разработки гражданского назначенияза счет средств внебюджетных источников (предварительная оценка) : на 2019 год - 403984065, 2 тыс. рублей; на 2020 год - 403984065, 2 тыс. рублей; на 2021 год - 411830812, 9 тыс. рублей; на 2022 год - 430639435, 6 тыс. рублей; на 2023 год - 448250505, 3 тыс. рублей; на 2024 год - 468468826, 9 тыс. рублей; на 2025 год - 503503985, 7 тыс. рублей; на 2026 год - 542019322, 2 тыс. рублей; на 2027 год - 577125383, 4 тыс. рублей; на 2028 год - 610239134, 9 тыс. рублей; на 2029 год - 687227642, 2 тыс. рублей; на 2030 год - 747190378, 9 тыс. рублей |
Справочно: объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы (всего) | на 2020 год - 153346664 тыс. рублей; на 2021 год - 133001570 тыс. рублей; на 2022 год - 143877106 тыс. рублей; на 2023 год - 157698426 тыс. рублей; на 2024 год - 157698426 тыс. рублей; на 2025 год - 157698426 тыс. рублей; на 2026 год - 157698426 тыс. рублей; на 2027 год - 157698426 тыс. рублей; на 2028 год - 157698426 тыс. рублей; на 2029 год - 157698426 тыс. рублей; на 2030 год - 157698426 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | обеспечено присутствие Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования; будет повышена привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования; будет обеспечено устойчивое присутствие российских университетов в глобальных институциональных и предметных (отраслевых) рейтингах; будет обеспечена подготовка кадров по приоритетным направлениям подготовки и специальностям с учетом запросов реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов; будет обеспечено развитие академической мобильности научно-педагогических кадров и обучающихся; к 2022 году будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельностьпо образовательным программам высшего образования, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников; будут обеспечены государственные гарантии реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования; к 2030 году будет достигнуто 10-е место Российской Федерации по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в секторе высшего образования; будут получены новые фундаментальные результаты, основанные в том числе на конвергенции различных областей (отраслей) науки, включая гуманитарные, необходимые для долгосрочного развития общества и государства, создана устойчивая система получения таких результатов; к 2030 году Российская Федерация войдет в десятку ведущих стран мира по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных; к 2030 году Российская Федерация войдет в десятку ведущих стран мира по удельному весу в общем числе заявок на выдачу патента на изобретение в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации; будут созданы принципиально новые наукоемкие продукты (товары, услуги) , востребованные на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на рынках Национальной технологической инициативы, по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу; будут созданы условия и обеспечен рост инвестиций в исследования и разработки, увеличена доля частных инвестиций; к 2030 году Российская Федерация войдет в десятку ведущих стран мира по численности исследователей в эквиваленте полной занятости (по данным Организации экономического сотрудничества и развития) ; к 2030 году отношение объема средств внебюджетных источников, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, к объему бюджетных средств, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, составит 75 процентов; будет создана передовая инфраструктура для фундаментальных и прикладных исследований; к 2030 году на территории Российской Федерации будут реализованы крупные проекты класса "мегасайенс" |
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Развитие национального интеллектуального капитала" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Участник подпрограммы | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований" |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цель подпрограммы | - | формирование эффективной системы сбалансированного воспроизводства научных, инженерных и предпринимательских кадров и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне |
Задачи подпрограммы | - | расширение влияния науки на общество, понимания ценности результатов интеллектуального труда, повышение престижа карьеры в сфере науки, технологий и инноваций; выявление талантливой молодежи и обеспечение возможности построения их карьеры, в том числе построения индивидуальной научной, инженерной и предпринимательской траектории; развитие конкурентной среды, стимулирующей целевую мобильность, и современной социальной инфраструктуры, необходимой для такой мобильности; привлечение к работе в России ученых мирового класса и молодых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, создание и развитие конкурентоспособных научных и инженерных школ на территории страны |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей; численность исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) , имеющих ученую степень кандидата наук; количество грантов для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2019 - 2030 годы, в том числе: I этап - 2019 - 2024 годы; II этап - 2025 - 2030 годы |
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы | - | объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы: на 2019 год - 4565582, 6 тыс. рублей; на 2020 год - 6240160, 9 тыс. рублей; на 2021 год - 6171244, 2 тыс. рублей; на 2022 год - 6768164, 2 тыс. рублей; на 2023 год - 8729584, 2 тыс. рублей; на 2024 год - 9363624, 2 тыс. рублей; на 2025 год - 1329790, 7 тыс. рублей; на 2026 год - 1329790, 7 тыс. рублей; на 2027 год - 1329790, 7 тыс. рублей; на 2028 год - 1329790, 7 тыс. рублей; на 2029 год - 1329790, 7 тыс. рублей; на 2030 год - 1329790, 7 тыс. рублей. Аналитическая консолидация бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на научные исследования и разработки гражданского назначения в непрограммной части федерального бюджета: на 2019 год - 30000 тыс. рублей; на 2020 год - 60000 тыс. рублей; на 2021 год - 60000 тыс. рублей; на 2022 год - 60000 тыс. рублей; на 2023 год - 60000 тыс. рублей; на 2024 год - 63600 тыс. рублей; на 2025 год - 67416 тыс. рублей; на 2026 год - 71461 тыс. рублей; на 2027 год - 75748, 6 тыс. рублей; на 2028 год - 80293, 5 тыс. рублей; на 2029 год |