ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 марта 2021 г. № 656-р
МОСКВА
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 14, ст. 2088) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерацииот 18 марта 2021 г. № 656-р
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р
1. В пункте 1:
а) в абзаце втором слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
б) в абзаце третьем слова "на 2017 - 2020" заменить словами "на 2021 - 2025", слова "до 2020" заменить словами "до 2025".
2. В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной указанным распоряжением:
а) в наименовании слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
б) в разделе I:
в абзаце первом слова "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Национальная стратегия) " заменить словами "Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.";
в абзаце втором слова "до 2020" заменить словами "до 2025";
абзац четвертый дополнить словами ", а также Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, ориентированной на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка";
в) раздел II изложить в следующей редакции:
"II. Состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 30370 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2016 г. - 29014 тыс. человек) .
Участниками преступлений в 2019 году стали 37, 9 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 48, 6 тыс. человек, в 2017 году - 42, 5 тыс. человек, в 2018 году - 40, 8 тыс. человек) , в том числе 28, 5 тыс. несовершеннолетних, являвшихся учащимися, студентами (в 2016 году - 35 тыс. человек, в 2017 году - 31, 5 тыс. человек, в 2018 году - 30, 6 тыс. человек) . Несовершеннолетними и при их соучастии в 2019 году совершено 41, 5 тыс. преступлений (в 2016 году - 53, 7 тыс. преступлений, в 2017 году - 45, 3 тыс. преступлений, в 2018 году - 43, 5 тыс. преступлений) . В конце 2019 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - подразделения по делам несовершеннолетних) состояли 126, 8 тыс. несовершеннолетних (в 2016 году - 142, 8 тыс. человек, в 2017 году - 140, 2 тыс. человек, в 2018 году - 131 тыс. человек) .
Снизилась численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - 6, 7 тыс. человек, в 2017 году - 5, 4 тыс. человек, в 2018 году - 4, 8 тыс. человек, в 2019 году - 4, 4 тыс. человек) , а также численность несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (в 2016 году - 0, 5 тыс. человек, в 2017 году - 0, 3 тыс. человек, в 2018 году - 0, 2 тыс. человек, в 2019 году - 0, 1 тыс. человек) .
Не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2019 году 2, 8 тыс. человек (17, 9 процента) из числа несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, ранее привлекались к уголовной ответственности (в 2016 году - 3, 1 тыс. человек (15, 5 процента) , в 2017 году - 2, 9 тыс. человек (16, 2 процента) , в 2018 году - 2, 8 тыс. человек (16, 6 процента) , 3, 9 тыс. человек (25 процентов) осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления (в 2016 году - 5, 5 тыс. человек (27, 7 процента) , в 2017 году - 4, 7 тыс. человек (26, 2 процента) , в 2018 году - 4, 2 тыс. человек (24, 9 процента) .
На протяжении ряда лет сохраняется криминальная активность подростков младших возрастных групп.
Так, в 2019 году на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних было поставлено 18, 8 тыс. несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности. По сравнению с показателем 2016 года их количество снизилось на 34, 3 процента (28, 6 тыс. человек) .
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Имеют место случаи размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
Особенно остро в условиях психологического и социального неблагополучия несовершеннолетних воспринимаются проблемы в сфере их обеспечения психологической и социальной помощью.
В 2019/20 учебном году педагоги-психологи имелись в штате 65, 6 процента общеобразовательных организаций (в 2016/17 учебном году - 55, 1 процента, в 2017/18 учебном году - 58 процентов, в 2018/19 учебном году - 61, 8 процента общеобразовательных организаций) .
Несмотря на увеличение за последние 3 года на 12, 3 процента численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях, в 2019/20 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 619 обучающихся (в 2016/17 учебном году - 648 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 646 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 631 обучающийся) .
Возросла нагрузка на социальных педагогов в общеобразовательных организациях - в 2016/17 учебном году на каждого из специалистов приходилось примерно 849 обучающихся, в 2017/18 учебном году - 873 обучающихся, в 2018/19 учебном году - 883 обучающихся, в 2019/20 учебном году - 892 обучающихся.
Сохраняет свою актуальность проблема развития в каждом субъекте Российской Федерации необходимой инфраструктуры для обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних, их реабилитации и коррекции девиантного поведения.
В 2019 году помощь несовершеннолетним с девиантным поведением оказывалась центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 83 субъектах Российской Федерации. В 2015 году этот вид помощи предоставлялся указанными центрами в 65 субъектах Российской Федерации.
Недостаточно используются ресурсы специальных учреждений регионального подчинения в реабилитации и ресоциализации детей и подростков с девиантным поведением.
По состоянию на 1 января 2020 г. в 44 регионах функционировали 60 образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа) (далее - специальные учреждения) (по состоянию на 1 января 2016 г. - 68 специальных учреждений в 48 субъектах Российской Федерации) .
В 2020 году в 18 воспитательных колониях содержалось 0, 8 тыс. человек, осужденных к лишению свободы (в 2016 году - 1, 7 тыс. человек в 23 воспитательных колониях) .
Положительная динамика в сфере профилактики подростковой преступности, при которой наблюдается снижение количества преступлений среди несовершеннолетних, численности детей, совершивших преступления, а также иных показателей свидетельствует об эффективности проводимых различными органами и организациями профилактических мероприятий при реализации Концепции.
Вместе с тем требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры должны быть направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.";
г) абзац первый раздела III изложить в следующей редакции:
"Целью Концепции являются создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.";
д) в разделе V:
абзац восьмой после слов "среднего общего образования" дополнить словами ", среднего профессионального образования";
абзац двенадцатый признать утратившим силу;
абзацы двадцать четвертый - двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают:
реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение) ;
распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) , способствующих формированию ответственного отношения к своему здоровью, снижению факторов риска зависимого поведения;";
после абзаца двадцать шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"создание условий для формирования здорового образа жизни (занятия спортом, туризмом) , включение несовершеннолетних в досуговую, развивающую деятельность;
организацию правового просвещения;
проведение комплекса мероприятий по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, навыков в реализации прав и свобод;
вовлечение несовершеннолетних в добровольческую деятельность, социальные и экологические проекты;
проведение профилактики правонарушений несовершеннолетних в период каникул с привлечением организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;
развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних, разработку и внедрение эффективных механизмов временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет.";
е) в разделе VI:
в абзаце втором слова "к 2020" заменить словами "к 2025";
дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличение количества несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, получивших социально-психологическую и иную помощь, по отношению к общей численности несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в ней, до 90 процентов в 2025 году;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних участников преступлений;
снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, административные правонарушения и иные антиобщественные действия, в период проведения с ними различными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы, в общей численности лиц этой возрастной категории, с которыми проводилась индивидуальная профилактическая работа.";
ж) абзац первый раздела VII изложить в следующей редакции:
"Ответственными за реализацию Концепции являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".
3. План мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденный указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерацииот 22 марта 2017 г. № 520-р(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 18 марта 2021 г. № 656-р)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ на 2021 - 2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года
Наименование мероприятия | Срок реализации | Форма реализации | Ответственные исполнители | |
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||||
1. | Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части регулирования вопросов электронного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | I квартал2022 г. | внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона | Минпросвещения России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации |
2. | Подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях регулирования оборота товаров, содержащих сжиженный углеводородный газ, использование которых не по назначению может представлять угрозу для жизни и (или) здоровья несовершеннолетних | II квартал 2021 г. | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпросвещения России, Минпромторг России, заинтересованные федеральные органы власти |
3. | Актуализация формы федерального статистического наблюдения № 1-НД "Сведения о численности детейи подростков в возрасте с 7 - 18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях" | IV квартал2021 г. | приказ Росстата | Минпросвещения России, Росстат, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
II. Развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||||
4. | Подготовка предложений по расширению категорий несовершеннолетних, подлежащих помещению в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в связи с совершением неоднократных самовольных уходов из дома и специализированных учреждений и административных правонарушений, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность | IV квартал2021 г. | доклад в Правительство Российской Федерации | МВД России, Минпросвещения России, Минтруд России, Роспотребнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5. | Проработка вопроса о создании на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних стационарных отделений для организации работы с несовершеннолетними, совершившими систематические самовольные уходы из дома и специализированных учреждений, а также с несовершеннолетними, совершившими административное правонарушение, не достигшими возраста наступления административной ответственности | IV квартал2021 г. | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания |
6. | Организация и проведение Всероссийского дня правовой помощи детям | IV квартал 2021 г., далее - ежегодно | отчет о реализации, направленныйв Минюст России | органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, Минюст России |
7. | Обеспечение обобщения и тиражирования эффективного опыта, современных технологий профилактической работы, в том числе в рамках создания региональных ресурсных центров, повышение профессионального уровня специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе на базе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа | IV квартал2021 г.,далее - ежегодно | обновленный реестр ресурсных центров, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") | Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации |
8. | Мероприятия по популяризации и информированию населения о возможностях получения экстренной психологической помощи, организация деятельности групп мобильной помощи специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации | III квартал2021 г.,далее - ежегодно | отчет о реализации мероприятий, направленный в Минпросвещения России | Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации |
9. | Организация и обеспечение мониторинга новых социально негативных явлений в детско-молодежной среде | IV квартал2021 г.,далее - ежегодно | информационно-профилактические материалы, направленные в субъекты Российской |