О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2020 г. № 2383
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 18, ст. 2633; № 49, ст. 7600) .
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "е" пункта 3, пункта 5 и подпункта "о" пункта 11 Положения о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482 "О государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (в редакции настоящего постановления) , которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 декабря 2020 г. № 2383
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482
1. Дополнить пунктами 21 и 22 следующего содержания:
"21. Установить, что Министерство экономического развития Российской Федерации является:
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение информационной системы, обеспечивающей досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
функциональным заказчиком мероприятий по развитию государственной информационной системы в части обеспечения процессов досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, согласовывает техническое задание на создание и доработку информационной системы, указанной в абзаце втором настоящего пункта, и формирует по согласованию с оператором государственной информационной системы функциональные, технические, качественные и эксплуатационные требования.
22. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим виды федерального государственного контроля (надзора) , определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 13 статьи 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с 1 июля 2021 г. обеспечивать с использованием государственной информационной системы возможность обязательного досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц в отношении указанных видов контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.".
2. Положение о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", утвержденное указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 апреля 2018 г. № 482 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 30 декабря 2020 г. № 2383)
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели и задачи создания, принципы функционирования, пользователей и их полномочия, а также функции государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - государственная информационная система) .
2. Государственная информационная система создается в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, публично-правовых компаний, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, осуществляющих государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (далее - контрольные (надзорные) органы) , а также в целях досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) , муниципального контроля.
3. Государственная информационная система предназначена для автоматизации решения следующих задач:
а) управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований;
б) оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов;
в) учет сведений о соблюдении обязательных требований;
г) межведомственное информационное взаимодействие с гражданами и организациями (далее - контролируемые лица) , контрольными (надзорными) органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями;
д) проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) , в том числе с использованием мобильного приложения государственной информационной системы;
е) досудебное обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
ж) ведение дел об административных правонарушениях.
4. Принципами функционирования государственной информационной системы являются:
а) предоставление доступа к государственной информационной системе посредством официального портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещаемого по адресу https://knd.gov.ru/;
б) авторизованный доступ к государственной информационной системе, осуществляемый посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
в) информационное взаимодействие государственной информационной системы с иными информационными системами, осуществляемое посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных способов;
г) формирование, ведение и актуализация классификаторов и справочников государственной информационной системы с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации";
д) однократность размещения информации в государственной информационной системе и многократность ее использования посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
е) микросервисная архитектура и облачное построение;
ж) использование государственной информационной системы посредством личных кабинетов, допускающих индивидуальную настройку процессов и информационных ресурсов.
5. В составе государственной информационной системы функционирует информационная система, обеспечивающая досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках запланированного, проводимого или завершенного контрольного (надзорного) мероприятия.
Ведение государственной информационной системы при обеспечении досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с Правилами, приведенными в приложении.
II. Полномочия оператора и пользователей государственной информационной системы
6. Оператором государственной информационной системы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
7. Пользователями государственной информационной системы являются:
а) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
б) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в отношении отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) , муниципального контроля;
в) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере цифровизации государственного управления, координации совершенствования контрольной (надзорной) деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также в случаях, установленных указанными органами, подведомственные им государственные учреждения, обеспечивающие выполнение указанных полномочий;
г) контрольные (надзорные) органы.
8. Государственная информационная система поддерживает ролевую модель управления доступом, включая роли координатора, методолога, руководителя, инспектора, администратора.
Роль координатора предусматривает полномочия по организации и контролю внедрения государственной информационной системы в контрольных (надзорных) органах, взаимодействие с оператором государственной информационной системы, в том числе по вопросам эксплуатации, развития и программно-технической поддержки государственной информационной системы.
Роль методолога предусматривает полномочия по мониторингу использования и оценке степени внедрения государственной информационной системы контрольными (надзорными) органами, оценке результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности.
Роли руководителя и инспектора предусматривают полномочия по осуществлению профилактических, контрольных (надзорных) и иных мероприятий, предусмотренных законодательством и положениями о видах государственного контроля (надзора) , муниципального контроля.
Роль администратора предусматривает полномочия по настройке и предоставлению доступа к личным кабинетам государственной информационной системы, формированию сообщений о программно-технических ошибках функционирования государственной информационной системы, информационной и программно-технической поддержке пользователей государственной информационной системы.
Перечни должностных лиц с указанием ролей доступа утверждаются правовыми актами пользователей государственной информационной системы.
Допускается указывать несколько ролей доступа одному должностному лицу.
9. Оператор государственной информационной системы:
а) обеспечивает бесперебойное функционирование, эксплуатацию и развитие технических средств, программного обеспечения и телекоммуникационной инфраструктуры государственной информационной системы;
б) обеспечивает соблюдение требований о защите информации, содержащейся в государственной информационной системе;
в) организует межведомственное электронное взаимодействие государственной информационной системы с иными государственными информационными системами посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
г) утверждает правила пользования государственной информационной системой, включая ролевую модель управления доступом, форму заявки на предоставление доступа к государственной информационной системе;
д) утверждает методические рекомендации по внедрению государственной информационной системы в федеральных органах исполнительной власти и субъектах Российской Федерации, в том числе по информационно-технической поддержке;
е) предоставляет доступ к государственной информационной системе на основании заявок пользователей государственной информационной системы, содержащих сведения о должностных лицах, наделенных ролью координатора;
ж) обеспечивает методическую, информационную и техническую поддержку пользователей государственной информационной системы;
з) обеспечивает формирование и размещение на портале государственной информационной системы, указанном в подпункте "а" пункта 4 настоящего Положения, открытых данных государственной информационной системы.
10. Пользователи государственной информационной системы:
а) поддерживают в актуальном виде перечни должностных лиц, которым предоставлен доступ к государственной информационной системе;
б) самостоятельно предоставляют и прекращают доступ к государственной информационной системе должностным лицам согласно утвержденным перечням, кроме лиц, наделенных ролью координатора;
в) незамедлительно информируют оператора государственной информационной системы о замене координатора;
г) обеспечивают соблюдение требований о защите информации на автоматизированных рабочих местах, в том числе переносных, используемых для работы в государственной информационной системе;
д) используют информацию, содержащуюся в государственной информационной системе, исключительно в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности;
е) обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой в государственной информационной системе.
III. Основные требования к функциям, техническим и программным средствам государственной информационной системы
11. Функциями государственной информационной системы являются:
а) учет объектов государственного контроля (надзора) , муниципального контроля и связанных с ними контролируемых лиц с обеспечением возможности отнесения их к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) обеспечение возможности планирования и проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) ;
в) обеспечение возможности формирования и заполнения проверочных листов;
г) обеспечение возможности направления сведений о результатах профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и иные федеральные государственные информационные системы в случаях, установленных федеральными законами;
д) обеспечение возможности направления запросов и получения документов и (или) сведений от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
е) обеспечение возможности внесения плановых значений и расчета фактических значений ключевых показателей видов государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, используемых для оценки результативности деятельности контрольных (надзорных) органов;
ж) обеспечение возможности внесения и расчета индикативных показателей видов государственного контроля (надзора) , муниципального контроля, применяемых для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности;
з) учет сведений о соблюдении обязательных требований, в том числе о фактах причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, пресечении нарушений обязательных требований, об устранении последствий нарушений обязательных требований и (или) о восстановлении правового положения, существовавшего до таких нарушений, по результатам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) ;
и) обеспечение возможности межведомственного информационного взаимодействия с органами прокуратуры при планировании и согласовании контрольных (надзорных) мероприятий посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий;
к) обеспечение возможности межведомственного информационного взаимодействия с контролируемыми лицами посредством личных кабинетов в государственных информационных системах в случаях, установленных федеральным законом;
л) учет результатов профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, специальных режимов государственного контроля (надзора) ;
м) учет действий и решений должностных лиц контрольного (надзорного) органа и решений контрольного (надзорного) органа;
н) обеспечение возможности ведения производства по делам об административных правонарушениях, включая проведение административных расследований и вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях;
о) обеспечение функционирования информационной системы досудебного обжалования, указанной в абзаце первом пункта 5 настоящего Положения.
12. Технические и программные средства государственной информационной системы обеспечивают:
а) защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах государственной информационной системы, в том числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
б) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при размещении, изменении или удалении информации, а также возможность проверки такой электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации средствами государственной информационной системы;
в) идентификацию, аутентификацию и авторизацию лиц, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, содержащейся в информационных ресурсах государственной информационной системы;
г) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения;
д) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность восстановления указанной информации;
е) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета операций, полученных в результате ежедневного копирования, в течение 30 календарных дней;
ж) обеспечение возможности определения и фиксации времени передачи, целостности и подлинности запросов и электронных сообщений, авторства, указание сведений, позволяющих проследить историю движения запросов и электронных сообщений;
з) обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в государственную информационную систему и до момента ее передачи в единую систему межведомственного электронного взаимодействия или пользователю.
______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ к Положению о государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности"
ПРАВИЛА ведения государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" при обеспечении досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" при обеспечении досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - государственная информационная система) .
2. Информационная система досудебного обжалования государственной информационной системы обеспечивает возможность обработки жалоб граждан и организаций (далее соответственно - информационная система досудебного обжалования, контролируемые лица) в отношении:
а) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;
б) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
в) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий