Об утверждении Правил мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2020 г. № 2011
МОСКВА
Об утверждении Правил мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по одному из направлений, предусмотренных частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 декабря 2020 г. № 2011
ПРАВИЛА мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование
(Наименование в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее соответственно - мониторинг, экспериментальный правовой режим) , оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима и подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
2. Мониторинг проводится в отношении экспериментальных правовых режимов по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренным частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) , за исключением направления, указанного в пункте 4 части 2 статьи 1 Федерального закона.
Особенности осуществления мониторинга экспериментального правового режима, установленного по направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, указанному в пункте 7 части 2 статьи 1 Федерального закона, устанавливаются актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона.
3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в тех же значениях, которые определены Федеральным законом.
II. Порядок осуществления мониторинга экспериментального правового режима
4. Мониторинг представляет собой систему наблюдений, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о выполнении программы экспериментального правового режима (далее - программа) .
5. Мониторинг проводится в целях оценки соответствия деятельности субъектов экспериментального правового режима показателям эффективности и результативности, установленным программой.
6. Мониторинг осуществляется уполномоченным органом совместно с регулирующим органом и организацией предпринимательского сообщества в течение периода реализации экспериментального правового режима.
7. При осуществлении мониторинга уполномоченным органом, регулирующим органом и организацией предпринимательского сообщества анализируется и оценивается:
а) информация, получаемая от субъектов экспериментального правового режима, в том числе информация из реестра лиц, вступивших в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках экспериментального правового режима;
б) сведения о жалобах лиц, права и законные интересы которых нарушены в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима, поступивших в адрес субъектов экспериментального правового режима, уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества;
в) обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно экспериментальных правовых режимов и субъектов экспериментальных правовых режимов, поступившие в адрес субъектов экспериментального правового режима, уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества;
г) сведения о наличии судебных разбирательств, а также о случаях привлечения к ответственности во внесудебном порядке, связанных с реализацией экспериментальных правовых режимов;
д) информация, содержащаяся в реестре экспериментальных правовых режимов, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона;
е) информация, полученная из средств массовой информации;
ж) информация, поступившая из иных источников.
8. В целях проведения мониторинга субъект экспериментального правового режима с периодичностью, установленной программой, с учетом особенностей, установленных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, представляет в уполномоченный орган, регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества отчет о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима, а в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил - отчет об итогах деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима (далее соответственно - итоговый отчет, отчеты) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
В случае если программой установлена ежемесячная периодичность представления отчета, то отчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным календарным месяцем. В случае если первый отчетный период составляет менее одного календарного месяца, то отчет за такой период не представляется, а показатели за такой период учитываются в отчете за следующий календарный месяц. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
В случае если программой установлена ежеквартальная периодичность представления отчета, то отчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным календарным кварталом. Отсчет кварталов ведется с начала года, и такой квартал считается равным 3 месяцам. В случае если первый отчетный период составляет менее 3 месяцев, то отчет за такой период не представляется, показатели за такой период учитываются в отчете за следующий календарный квартал. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
В случае если программой установлена полугодовая периодичность представления отчета, то отчет представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием. Отсчет полугодий ведется с начала года, и такое полугодие считается равным 6 месяцам. В случае если первый отчетный период составляет менее 6 календарных месяцев, то отчет за такой период не представляется, а показатели за такой период учитываются в отчете за следующее отчетное полугодие. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
81. Программой может быть определен субъект экспериментального правового режима, координирующий представление отчетов другими субъектами такого экспериментального правового режима, в том числе осуществляющий:
а) направление субъектам экспериментального правового режима информации:
о сроках и форме представления отчетов;
о наличии в отчетах, представленных субъектами экспериментального правового режима, сведений, не соответствующих показателям эффективности и результативности, установленным программой;
б) проведение проверки сведений, содержащихся в отчетах, представленных субъектами экспериментального правового режима;
в) контроль сроков представления отчетов;
г) оказание консультационной поддержки субъектам экспериментального правового режима по вопросам представления отчетов.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
9. Отчеты представляются по форме согласно приложению № 1.
10. Информация в отчетах представляется по состоянию на отчетную дату, установленную в соответствии с программой. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
11. Отчеты направляются субъектом экспериментального правового режима одним из следующих способов:
а) на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложений на почтовые адреса уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества;
б) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица субъекта экспериментального правового режима, или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов и подписи) по адресам электронной почты уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") .
12. Уполномоченный орган и регулирующий орган для проведения мониторинга вправе запрашивать у субъектов экспериментального правового режима дополнительную информацию в целях уточнения сведений, представленных субъектами экспериментального правового режима в отчете о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима. Копия запроса уполномоченного органа направляется таким органом в регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества, копия запроса регулирующего органа направляется таким органом в уполномоченный орган и организацию предпринимательского сообщества.
Субъект экспериментального правового режима обязан представить по запросу уполномоченного органа и (или) регулирующего органа запрашиваемую дополнительную информацию в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения указанного запроса. Информация представляется субъектом экспериментального правового режима в уполномоченный орган, регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества одним из способов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил.
III. Порядок подготовки сводного аналитического отчета
1. Оценка эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима
13. Субъекты экспериментального правового режима в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона представляют в уполномоченный орган, регулирующий орган и организацию предпринимательского сообщества итоговые отчеты в порядке, установленном уполномоченным органом.
14. После поступления итоговых отчетов от всех субъектов экспериментального правового режима либо наступления срока, предусмотренного частью 2 статьи 18 Федерального закона, уполномоченный орган запрашивает у органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, информацию о случаях нарушения положений программы, в том числе грубого их нарушения, субъектами экспериментального правового режима в соответствии с критериями, установленными программой.
Соответствующая информация представляется органом, осуществляющим контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса уполномоченного органа.
15. После поступления итоговых отчетов от всех субъектов экспериментального правового режима либо наступления срока, предусмотренного частью 2 статьи 18 Федерального закона, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества:
а) обеспечивают проверку в рамках своей компетенции представленных субъектами экспериментального правового режима сведений;
б) на основании итоговых отчетов в течение 10 рабочих дней проводят оценку соответствия деятельности субъектов экспериментального правового режима показателям эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленным программой, и представляют в уполномоченный орган заключения об эффективности и результативности экспериментального правового режима (далее - заключения) .
16. Заключения регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества должны содержать:
а) анализ соответствия деятельности субъектов экспериментального правового режима показателям эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленным программой;
б) анализ соответствия результатов экспериментального правового режима целям экспериментального правового режима, установленным статьей 3 Федерального закона;
в) выводы регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона.
17. Уполномоченный орган:
а) в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения заключений регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества, проводит обсуждение итогов экспериментального правового режима с привлечением регулирующего органа, организации предпринимательского сообщества, субъектов экспериментального правового режима и представителей экспертного и предпринимательского сообществ;
б) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем проведения обсуждения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, подготавливает проект сводного аналитического отчета, предусмотренного частью 3 статьи 18 Федерального закона (далее - сводный аналитический отчет) , и проводит общественное обсуждение вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в соответствии с подразделом 2 раздела III настоящих Правил;
в) в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима, дорабатывает и утверждает сводный аналитический отчет.
18. Сводный аналитический отчет представляется по форме согласно приложению № 2.
19. Сводный аналитический отчет подписывается руководителем уполномоченного органа или его заместителем.
20. По итогам мониторинга экспериментального правового режима и оценки эффективности и результативности его реализации в сводном аналитическом отчете излагаются выводы уполномоченного органа, регулирующего органа и организации предпринимательского сообщества:
а) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования;
б) о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование;
в) о недопустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования.
21. Если вывод уполномоченного органа не совпадает с выводами регулирующего органа или организации предпринимательского сообщества, соответствующие разногласия оформляются сводной таблицей разногласий, которая подписывается руководителем уполномоченного органа или его заместителем.
Сводный аналитический отчет с приложением сводной таблицы разногласий в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения сводного аналитического отчета, выносится уполномоченным органом на рассмотрение координационного органа.
22. Координационный орган после получения сводного аналитического отчета и сводной таблицы разногласий проводит совещание, на котором принимает одно из решений, предусмотренных частью 4 статьи 18 Федерального закона.
23. Если уполномоченный орган, регулирующий орган и организация предпринимательского сообщества без разногласий или координационный орган по итогам урегулирования разногласий приняли решение о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования либо о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования в случае внесения изменений в специальное регулирование (далее - решение) , уполномоченный орган вносит в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в общее регулирование (далее - предложение) с приложением сводного аналитического отчета и плана мероприятий ("дорожной карты") реализации мероприятий, связанных с внесением изменений в общее регулирование, по форме согласно приложению № 3. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
231. Подготовка предложения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с принятым решением в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения и оформляется в виде доклада в Правительство Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
232. При подготовке предложения уполномоченный орган вправе запрашивать информацию, касающуюся экспериментального правового режима по итогам реализации которого предложение подготавливается, у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций в целях включения ее в предложение. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
233. Предложение должно содержать следующие сведения:
а) информация о принятом решении;
б) указание на необходимость принятия нормативных правовых актов;
в) краткое описание итогов мониторинга и оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима;
г) информация о согласовании проекта предложения, предусмотренного пунктом 234 настоящих Правил, или о наличии к нему замечаний;
д) информация о достижении или недостижении целей, предусмотренных статьей 3 Федерального закона, и показателей эффективности и результативности экспериментального правового режима, установленных программой.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1662)
234. Проект предложения с приложением сводного аналитическ