Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2020 г. № 1095
МОСКВА
Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2435, от 06.09.2021 № 1504, от 21.03.2022 № 421, от 09.12.2022 № 2272, от 24.10.2024 № 1428)
В соответствии с пунктом 3 статьи 2692 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее - стандарт) .
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу настоящего постановления, за исключением пункта 18 стандарта, который вступает в силу с 1 января 2021 г.
3. Установить, что до вступления в силу пункта 18 стандарта органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вправе применять формы представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, установленные до вступления в силу указанного пункта стандарта.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 23 июля 2020 г. № 1095
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2435, от 06.09.2021 № 1504, от 21.03.2022 № 421, от 09.12.2022 № 2272, от 24.10.2024 № 1428)
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее - стандарт) разработан в целях установления:
правил реализации результатов проведения проверок, ревизий и обследований (далее - контрольное мероприятие) , в том числе предусматривающих требования к содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - орган контроля) ;
порядка продления срока исполнения представления (предписания) органа контроля.
2. Документы, оформляемые в целях реализации результатов контрольного мероприятия, предусматривающие требования к объекту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объект контроля) , вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, подтверждающим их получение объектом контроля, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем.
Документы, оформляемые в целях реализации результатов контрольного мероприятия, и информация, подготавливаемая в целях реализации результатов контрольного мероприятия, направляются иным органам и организациям, указанным в стандарте, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3. Производство по делам об административных правонарушениях, направленных на реализацию результатов контрольных мероприятий, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
II. Реализация результатов контрольного мероприятия
4. Акт проверки (ревизии) , возражения объекта контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии) , а также иные материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, по результатам которого принимается одно или несколько решений:
о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;
о наличии или об отсутствии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы;
о наличии или об отсутствии оснований для назначения внеплановой выездной проверки (ревизии) или внеплановой камеральной проверки (далее - повторная проверка (ревизия) , в том числе при наличии: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
письменных возражений от объекта контроля и представленных объектом контроля дополнительных документов, относящихся к проверенному периоду, влияющих на выводы по результатам проведения проверки (ревизии) , с указанием причины непредставления таких документов в ходе проверки (ревизии) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
признаков нарушений, которые не могут в полной мере быть подтверждены в рамках проведенной проверки (ревизии) ;
о наличии или об отсутствии оснований для направления в суд исков о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
5. Заключение, составленное по результатам обследования, возражения объекта контроля на него (при их наличии) , а также иные материалы обследования подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, по результатам которого может быть принято решение о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии) .
6. Документы и материалы, указанные в абзаце первом пункта 4 и пункте 5 стандарта, подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в срок не более 50 рабочих дней со дня подписания акта, заключения, в ходе которого может привлекаться руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля, в том числе для рассмотрения поступивших в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", письменных замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Руководитель (уполномоченный представитель) объекта контроля вправе дополнительно представить письменные замечания (возражения, пояснения) объекта контроля на акт, заключение, давать устные пояснения к письменным замечаниям (возражениям, пояснениям) объекта контроля на акт, заключение. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Информация о результатах рассмотрения предусмотренных настоящим пунктом замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение, в том числе в отношении положений акта, заключения, являющихся основаниями для принятия руководителем (заместителем руководителя) органа контроля решения о направлении представления и (или) предписания объекту контроля или решения о назначении повторной проверки (ревизии) , направляется органом контроля объекту контроля не позднее даты принятия такого решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Результаты повторной проверки (ревизии) рассматриваются в совокупности с результатами проверки (ревизии) , по результатам которой принято решение о назначении повторной проверки (ревизии) .
По результатам повторной проверки (ревизии) не может быть принято повторное решение о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) или внеплановой камеральной проверки в отношении одного и того же объекта контроля, темы проверки и проверяемого периода. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Порядок рассмотрения акта, заключения и иных материалов контрольного мероприятия может быть установлен ведомственным стандартом органа контроля.
Рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) органа контроля документов и материалов, указанных в абзаце первом пункта 4 и пункте 5 стандарта, замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение может осуществляться с участием коллегиального органа (коллегиальных органов) , состоящего из должностных лиц органа контроля. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
7. На основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии) , а также иных материалов проверки (ревизии) , результатов повторной проверки (ревизии) , о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление:
представления и (или) предписания объекту контроля;
информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы.
8. Орган контроля направляет объекту контроля представление не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о его направлении.
9. При наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание:
одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения;
в срок не позднее 30 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2024 № 1428)
10. В срок не позднее 7 рабочих дней со дня направления объекту контроля представления, предписания орган контроля направляет их копии: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2435, от 21.03.2022 № 421)
главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в случае, если объект контроля является подведомственным ему получателем бюджетных средств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
органу исполнительной власти (органу местного самоуправления) , осуществляющему функции и полномочия учредителя, в случае, если объект контроля является бюджетным или автономным учреждением, иному органу исполнительной власти (органу местного самоуправления) , предоставившему объекту контроля средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Порядок направления органом контроля копий представлений и предписаний может быть установлен ведомственным стандартом органа контроля. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2435) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 № 1504)
11. В представлении помимо требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 2702 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указываются:
объект контроля, тема проверки (ревизии) , проверенный период;
основания проведения проверки (ревизии) , реквизиты акта проверки (ревизии) ;
информация о выявленных нарушениях - нарушениях, по которым принято решение о направлении представления, в том числе информация о суммах средств, использованных с этими нарушениями;
положение о представлении объектом контроля информации о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, и сроки направления объектом контроля указанных информации и материалов органу контроля.
12. В предписании помимо требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 2702 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указываются:
объект контроля, тема проверки (ревизии) , проверенный период;
реквизиты представления, содержащего информацию о нарушении, влекущем причинение ущерба публично-правовому образованию, и информация об этом нарушении;
сумма ущерба, причиненного публично-правовому образованию (без учета объемов средств, перечисленных в возмещение указанного ущерба до направления предписания) ;
требование о принятии объектом контроля мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе мер, предусматривающих направление объектом контроля, являющимся государственным (муниципальным) органом или государственным (муниципальным) учреждением, требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам и осуществление претензионно-исковой работы;
положение о представлении объектом контроля информации о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, и сроки направления объектом контроля указанных информации и материалов органу контроля.
13. Контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний осуществляется должностными лицами органа контроля, ответственными за проведение контрольного мероприятия, по результатам которого принято решение о направлении представления (предписания) , на основании информации, поступающей от объекта контроля в соответствии с представлением (предписанием) .
14. Представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) исполнение указанных в представлении требований о принятии мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2024 № 1428)
Указанные в предписании требования о возмещении ущерба, причиненного публично-правовому образованию, считаются исполненными объектом контроля после зачисления в полном объеме средств возмещения ущерба на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
15. Неисполнение представления или предписания является основанием для принятия решения о возбуждении должностным лицом органа контроля дела об административном правонарушении в отношении объекта контроля (его должностного лица) , не исполнившего такое представление или предписание в установленный срок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
Неисполнение представления в части устранения бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является основанием для принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа контроля о подготовке и направлении в Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - финансовый орган) , орган управления государственным внебюджетным фондом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
В случае неисполнения предписания о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба Федеральное казначейство (территориальный орган Федерального казначейства) , государственный (муниципальный) орган, уполномоченный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации, обращается в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421, от 09.12.2022 № 2272)
16. Обжалование представлений и предписаний органа контроля осуществляется:
в досудебном порядке в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о правилах досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов контроля и их должностных лиц;
в судебном порядке по правилам, установленным законодательством Российской Федерации.
17. В уведомлении о применении бюджетных мер принуждения помимо информации, предусмотренной абзацем первым пункта 5 статьи 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указываются объект контроля, тема проверки (ревизии) , проверенный период.
Орган контроля направляет финансовому органу, органу управления государственным внебюджетным фондом уведомление о применении бюджетных мер принуждения в сроки и порядке, которые предусмотрены абзацем третьим пункта 5 статьи 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 421)
По основаниям и в порядке, которые предусмотрены абзацем четвертым пункта 5 статьи 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган контроля подготавливает уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, которое также должно содержать помимо уточненной на основании запроса финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом информации, предусмотренной абзацем первым пункта 5 статьи 3062 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указание на объект контроля, тему проверки (ревизии) , проверенный период.
18. Формы представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
III. Продление срока исполнения представления, предписания
19. Решение о продлении срока исполнения представления (предписания) принимается однократно на основании поступления в орган контроля обращения объекта контроля, которому направлено представление (предписание) о невозможности исполнения представления (предписания) в установленный срок в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих его исполнению, с приложением заверенных в установленном порядке документов (материалов) , подтверждающих наступление обстоятельств, в том числе:
осуществление объектом контроля претензионно-исковой работы в целях исполнения представления (предписания) ;
проведение реорганизации объекта контроля;
рассмотрение жалобы объекта контроля (его уполномоченного представителя) в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о правилах досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц;
обстоятельства, делающие невозможным исполнение представления (предписания) в установленные сроки, не зависящие от объекта контроля, в том числе обстоятельства непреодолимой силы.
20. Обращение, содержащее основания для продления срока исполнения представления (предписания) , может быть направлено органу контроля не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока исполнения представления (предписания) .
21. Решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о продлении срока исполнения требования, содержащегося в представлении (предписании) , или решение об отсутствии оснований продления срока исполнения представления (предписания) принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения.
22. Орган контроля уведомляет объект контроля о решении, принятом в соответствии с пунктом 21 стандарта, не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения.
____________