ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 июня 2020 г. № 1512-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 09.09.2023 № 2436-р, от 07.11.2023 № 3113-р, от 21.10.2024 № 2963-р)
Утвердить прилагаемую Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.09.2023 № 2436-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 6 июня 2020 г. № 1512-р(в редакции распоряжения Правительства Российской Федерацииот 9 сентября 2023 г. № 2436-р)
СВОДНАЯ СТРАТЕГИЯ развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 № 3113-р, от 21.10.2024 № 2963-р)
I. Основные положения
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной промышленной политики в отношении совокупности видов экономической деятельности, отнесенных к обрабатывающему производству, находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и представленных в приложении № 1.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".
Стратегия является основным документом стратегического планирования в сфере промышленности и скоординирована с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 2963-р)
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации) ;
Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации";
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р.
Стратегия синхронизирована с национальными проектами, условиями присутствия и присоединения Российской Федерации к международным торговым партнерствам. Положения Стратегии учитывают обязательства Российской Федерации вследствие членства во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе.
Отраслевые стратегии и иные документы стратегического планирования в отдельных отраслях промышленности подлежат приведению в соответствие со Стратегией и применяются как инструменты ее реализации.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.
II. Оценка состояния промышленности Российской Федерации
1. Положение в экономике
Обрабатывающие производства, отнесенные к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, формируют в стране 13, 6 процента валовой добавленной стоимости.
Среднегодовая численность занятых в этом секторе экономики в 2022 году составила около 8, 1 млн. человек, при этом прирост численности занятых по сравнению с 2021 годом составил 31 тыс. человек.
Обрабатывающая промышленность в 2020 - 2022 годах оказалась устойчивой к глобальным вызовам. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не привела к снижению промышленного производства, индекс производства по итогам 2020 года в обрабатывающей промышленности составил 101, 3 процента, в 2021 году наблюдалось интенсивное восстановление деловой активности с результирующим индексом производства в обрабатывающих отраслях, составляющим 107, 4 процента.
Введение в 2022 году недружественными странами экономических санкций против Российской Федерации повлекло замедление промышленного производства, однако его масштабы оказались существенно меньше первоначальных ожиданий. Объем промышленного производства в обрабатывающей промышленности по итогам 2022 года составил 98, 7 процента по сравнению с 2021 годом, показав снижение на 1, 3 процента.
2. Состояние основных фондов и технологический уровень
Основные фонды обрабатывающей промышленности наиболее активно обновлялись в 2000-е годы. В этот период сформировано более 75 процентов мощностей действующих отечественных предприятий. Средний фактический срок службы машин и оборудования в обрабатывающей промышленности составляет около 23 лет.
Отмечается постепенное ухудшение состояния основных фондов обрабатывающей промышленности, при этом по всем категориям фондов накопленный износ возрастает в связи с системным недостатком инвестиций. В 2021 году степень износа основных фондов составила 51, 7 процента.
На отраслевом уровне наименьший износ основных фондов наблюдается в химической промышленности, медицинской и деревообрабатывающей промышленности. Наиболее изношенные фонды представлены, в частности, в автомобилестроении, что вызвано как возрастом, так и высокой интенсивностью использования оборудования.
При этом кардинальное техническое перевооружение мощностей оборонно-промышленного комплекса позволило с 2010 года до начала 2020 года перейти к массовому производству инновационной продукции и сформировать абсолютно новый облик вооружения страны.
В последние годы инновационная активность в обрабатывающей промышленности остается на уровне более высоком, чем в целом по экономике, но недостаточном для интенсивного ускоренного развития. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2019 - 2021 годах находилась в пределах 28 - 29 процентов, при этом в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий она превысила 63 процента, а в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, остается чуть выше 50 процентов.
Внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности в 2021 году составили 165, 9 млрд. рублей.
Ограничение в 2022 году доступа российской обрабатывающей промышленности к иностранным технологиям повлекло вынужденное снижение технологического уровня по отдельным направлениям и возникновение запроса на обеспечение технологического суверенитета по критически важным технологиям и компонентам.
3. Цифровизация
В промышленном производстве расширяется применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов на всех производственных стадиях и видах производств. Предприятия предъявляют возрастающий спрос на инжиниринговые услуги и сервисы по внедрению информационных технологий. Активно развивается взаимная информационная интеграция как на базе частных информационных решений (работа с партнерами, управление поставками) , так и с использованием государственных информационных систем. Количество предприятий, зарегистрированных в государственной информационной системе промышленности, составило более 30 тысяч, из которых более 17 тыс. компаний представлены промышленными предприятиями.
Затраты на внедрение цифровых технологий при этом пока относительно невелики. В 2020 году на обрабатывающую промышленность приходилось 8, 7 процента общего объема внутренних затрат предприятий на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, или 1, 3 процента создаваемой добавленной стоимости. В 2021 году этот показатель составил 8, 7 процента, или почти 1, 5 процента создаваемой добавленной стоимости.
4. Кадровые ресурсы
Промышленные предприятия являются ключевыми работодателями, успешно совмещающими рост производительности труда, сохранение и увеличение занятости.
Так, в 2022 году удалось достичь стабилизации занятости в обрабатывающих отраслях промышленности (100, 3 процента по сравнению с 2021 годом) .
Заработная плата работников, занятых в отраслях обрабатывающей промышленности, близка к средней по экономике Российской Федерации и в 2022 году составила 60, 6 тыс. рублей (115, 1 процента по сравнению с 2021 годом) . При этом она значительно отличается в зависимости от отрасли и места расположения производства. В частности, оборонно-промышленный комплекс традиционно характеризуется более высокими заработными платами в силу специфики деятельности и требуемых компетенций человеческого капитала.
Предприятия конкурируют между собой в привлечении квалифицированных работников. В ряде субъектов Российской Федерации наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров в связи с их миграцией в другие регионы.
Отмечаются небольшие изменения в профессиональной структуре. При стабильной доле квалифицированных рабочих (35 процентов в 2021 году) наблюдаются сокращение руководителей (с 9 процентов в 2013 году до 5 процентов в 2021 году) , увеличение доли специалистов среднего звена (с 15 процентов в 2013 году до 18 процентов в 2021 году) , операторов производственных установок, машин и сборщиков (с 15 процентов в 2013 году до 19 процентов в 2021 году) и сокращение доли неквалифицированных рабочих (с 12 процентов в 2013 году до 9 процентов в 2021 году) .
5. Финансовое положение
По итогам 2019 года доля прибыльных предприятий обрабатывающей промышленности составила 76, 9 процента (против 73, 5 процента в целом по экономике Российской Федерации) . Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) превысил 4, 4 млрд. рублей и увеличился на 28, 2 процента по сравнению с 2018 годом.
В 2020 - 2021 годах сальдированный финансовый результат оставался положительным, обрабатывающие отрасли промышленности продемонстрировали устойчивость к влиянию пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) .
По итогам 2021 года сальдированный финансовый результат в обрабатывающей промышленности по сравнению с 2020 годом вырос в 2, 1 раза.
В 2022 году рентабельность в промышленности начала снижаться, составив 93, 8 процента показателя сальдированного финансового результата предприятий по сравнению с 2021 годом, продемонстрировав особо резкое снижение в III квартале на фоне снижения цен на мировых рынках на многие товары российского сырьевого экспорта, а также уменьшения физических объемов экспорта из-за введенных недружественными странами ограничений.
Тем не менее для промышленных предприятий по-прежнему характерна высокая зависимость от доступности заемных средств, что связано с большими объемами закупок материалов, комплектующих и оборудования, длительными инвестиционными и производственными циклами. В отрасли накоплена высокая кредитная нагрузка, наблюдается недостаток оборотных средств. Промышленные предприятия в основном полагаются на собственные источники средств для развития, что приводит к ограничению темпов роста.
6. Конкурентоспособность
Отрасли обрабатывающей промышленности демонстрируют рост конкурентоспособности своей продукции на внутреннем рынке. В результате реализации политики импортозамещения доля импортной продукции на внутреннем рынке по промышленным товарам сократилась с 49 процентов в 2014 году до 39 процентов к началу 2021 года.
Несмотря на влияние пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) , общий объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров по итогам 2020 года составил 161, 3 млрд. долларов США, что на 4 процента больше аналогичного показателя 2019 года, а общий объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции - 131 млрд. долларов США, что на 1, 16 процента больше, чем в 2019 году.
В 2021 году с учетом конъюнктурных колебаний экспорта ряда промышленной продукции были внесены изменения в методику расчета показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", рассчитываемого за отчетный период (месяц, год) , показателей федерального проекта "Промышленный экспорт" и показателей федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", входящих в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 993, в части исключения необработанного золота и ароматических продуктов переработки топлива. Таким образом, объем несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2020 года составил 141, 3 млрд. долларов США, при этом объем экспорта промышленной продукции - 110, 7 млрд. долларов США.
По итогам 2021 года объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 146, 8 млрд. долларов США (в ценах 2020 года) , что на 4 процента больше аналогичного показателя 2020 года, а объем экспорта промышленной продукции - 117, 5 млрд. долларов США, что на 6 процентов больше, чем в 2020 году, при этом достигнут рекордный объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, составляющий 192 млрд. долларов США (в ценах 2021 года) , что на 35 процентов выше показателя 2020 года.
В условиях действующих внешнеторговых ограничений в 2022 году объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 125, 8 млрд. долларов США (в ценах 2020 года) , а объем экспорта промышленной продукции - 96, 89 млрд. долларов США, при этом стоит отметить, что объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 189 млрд. долларов США (в ценах 2022 года) , что всего на 1, 6 процента ниже показателя 2021 года.
К проблемам конкурентоспособности можно отнести недостаток компетенций, характерных для сервисной экономики и четвертой промышленной революции, а именно:
слабое развитие систем гарантийного ремонта и сервисного обслуживания (в том числе за рубежом) ;
несоответствие современным экологическим требованиям;
отсутствие производства на территории страны целого ряда образцов комплектующих и оборудования.
7. Государственная промышленная политика
Рост внимания государства к развитию промышленности в 2000-е годы привел к последовательной реализации нескольких крупных отраслевых стратегий и федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития.
К 2014 году основные инициативы и меры поддержки были объединены в составе следующих государственных программ Российской Федерации:
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
"Развитие авиационной промышленности";
"Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений";
"Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности";
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности";
"Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Принятие в 2014 году Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" сформировало основу для системной реализации государственного стимулирования промышленного развития.
В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, учреждены фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, запущены субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по облегчению допуска российской продукции к государственным и муниципальным закупкам, закупкам компаний с государственным участием.
Развитие промышленного производства строится на основе отраслевых стратегий. В 2021 году реализовывались 27 отраслевых документов стратегического планирования (включая 4 экспортные стратегии) , охватывающих большинство отраслей обрабатывающей промышленности.
Естественными ограничивающими факторами для реализации государственной промышленной политики являются возможности федерального бюджета и требования правового регулирования, в том числе обеспечивающие развитие других отраслей экономики и социальной сферы.
8. Ключевые вызовы и возможности для развития обрабатывающей промышленности
В 2021 - 2022 годах значительно возросла важность и актуальность стимулирования импортозамещения в связи с существующими и возможными санкциями в отношении Российской Федерации. Особую значимость приобретает разработка новых инструментов поддержки, направленной на минимизацию зависимости от импортных поставок, вплоть до достижения технологического суверенитета, что является одним из приоритетов развития страны.
Масштабы потребительского спроса ограничены низким по сравнению с развитыми странами уровнем доходов и общей численностью населения Российской Федерации. Тем не менее сохраняются конкурентные преимущества на внутреннем рынке за счет близости к конечному потребителю.
Экспорт рассматривается как ключевое направление развития промышленной политики в интересах решения задач по импортозамещению, несмотря на резкое усложнение условий конкуренции на внешнем рынке и фактическое ограничение доступа значительной части российских товаров на рынки развитых (западных) стран. При этом крупнейшие страны мира все чаще применяют инструменты протекционизма, вплоть до состояния торговых войн. Усиление глобальной неустойчивости мировой экономики в начале 2020 года привело к усилению протекционизма во всем мире.
Особое значение имеют экономические ограничения, используемые для политического давления. Нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий является одной из ключевых угроз для развития обрабатывающей промышленности. С 2014 года российская экономика функционирует в условиях санкций со стороны Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. В 2022 году санкционное давление резко возросло, с февраля 2022 г. по май 2023 г. было введено более 13 тыс. персональных санкций и ограничений.
Усиливается технологическая конкуренция, в том числе выходящая за рамки технических характеристик продукции. Последствием цифровизации стало сокращение циклов разработки и продажи продукта. Во многих отраслях произошел переход к сервисной модели поставок (объединение товара и обслуживающих услуг) с дальнейшей ориентацией на "кастомизацию" потребительского решения без перехода прав собственности. Сформировавшиеся цифровые платформы привели к смещению рентабельности из сферы производства в сферу продаж и обслуживания сначала в потребительском секторе, а затем и на наиболее востребованных отраслевых рынках.
Период высокой стоимости энергоносителей стимулировал развитие энергосбережения. В настоящее время наблюдается объединение экономических и экологических процессов, в том числе в пределах глобальных соглашений по климату (Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессие