Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2020 г. № 127
МОСКВА
Действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу - пункт 2 настоящего постановления
Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2343, от 15.09.2023 № 1505, от 27.10.2023 № 1790)
В соответствии с пунктом 5 статьи 651 Федерального закона "О связи" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила централизованного управления сетью связи общего пользования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2343)
2. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2343)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 февраля 2020 г. № 127
ПРАВИЛА централизованного управления сетью связи общего пользования
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2343, от 15.09.2023 № 1505, от 27.10.2023 № 1790)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют:
а) виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и сети связи общего пользования;
б) регламент определения угроз, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и меры по их устранению, в том числе случаи управления техническими средствами противодействия таким угрозам (далее - технические средства противодействия угрозам) и передачи обязательных к выполнению указаний Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицам, участвующим в централизованном управлении сетью связи общего пользования (далее соответственно - указания, централизованное управление) ;
в) требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления, в том числе порядок и сроки рассмотрения претензий операторов связи к функционированию технических средств противодействия угрозам и запросов операторов связи о предоставлении сведений о функционировании технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи;
г) способы определения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций технической возможности исполнения указаний, передаваемых в рамках централизованного управления;
д) условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.
2. Централизованное управление осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
3. К лицам, участвующим в централизованном управлении, относятся операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, организаторы распространения информации в сети "Интернет", имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети "Интернет" (далее - номер автономной системы) , иные лица, если такие лица имеют номер автономной системы, а также лица, указанные в статье 102-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2023 № 1790)
II. Виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования
4. Под угрозой устойчивости функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования понимается угроза, при которой нарушается работоспособность сети связи при неисправности фрагмента сети связи, а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера. Угрозами устойчивости функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования являются:
а) угрозы невозможности доступа к услугам связи из-за аварий или перегрузки узла связи, вследствие которых услуги связи становятся недоступными для физических и юридических лиц, в том числе не может быть осуществлен вызов экстренных оперативных служб;
б) угрозы невозможности оказания услуг связи владельцам критически важных объектов, если такая невозможность оказания услуг связи может привести к нарушению или прекращению функционирования критически важных объектов.
5. Под угрозой безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования понимается нарушение способности сети связи противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам сети связи общего пользования, преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям, при которых нарушается функционирование сети связи общего пользования, а также воздействиям, связанным с распространением в сети "Интернет" информации, доступ к которой подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Угрозами безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования являются:
а) угрозы нарушения информационной безопасности (конфиденциальности, целостности, доступности) автоматизированных систем управления сетями связи операторов связи, автоматизированных систем управления технологических сетей связи, систем управления точками обмена трафиком, технических средств и программного обеспечения центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе радиочастотной службы (далее - центр мониторинга и управления) , технических средств противодействия угрозам, национальной системы доменных имен, а также критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
б) угрозы предоставления доступа к информации или информационным ресурсам в сети "Интернет", доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) угрозы противодействия (затруднения) ограничению доступа к информации или информационным ресурсам в сети "Интернет", доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) угрозы осуществления компьютерных атак и иных информационных воздействий (как преднамеренных, так и непреднамеренных) на средства связи и сети связи, в результате которых может быть нарушено функционирование на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования;
д) угрозы нарушения доступности для граждан информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети "Интернет";
е) угрозы подмены абонентского номера или уникального кода идентификации абонента при осуществлении соединения, поступающего из-за пределов Российской Федерации, по сети передачи данных (сеанс связи) для передачи голосовой информации в целях распространения заведомо ложных сообщений об актах терроризма и иной информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 2343)
ж) угрозы предоставления доступа к информации или информационным ресурсам в сети "Интернет", посредством которых создается возможность получения услуг связи и (или) их заказа, использования услуг связи в нарушение законодательства Российской Федерации, а также передачи организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями электронных сообщений пользователей такого сервиса обмена мгновенными сообщениями без их идентификации. (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2023 № 1505)
6. Под угрозой целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования понимается угроза нарушения способности взаимодействия сетей связи, при котором становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей и доступ пользователей к информационным ресурсам в сети "Интернет". Угрозами целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования являются:
а) угрозы нарушения взаимодействия сети связи общего пользования Российской Федерации с сетями связи общего пользования иностранных государств, вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей связи или доступ пользователей к информационным ресурсам в сети "Интернет", расположенным на территории одного или нескольких иностранных государств;
б) угрозы нарушения функционирования сети "Интернет", вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями сети "Интернет" или информационными ресурсами в сети "Интернет", находящимися на территории Российской Федерации, и пользователями сети "Интернет" или информационными ресурсами в сети "Интернет", расположенными на территории Российской Федерации либо одного или нескольких иностранных государств;
в) угрозы нарушения взаимодействия сетей связи, вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей связи или доступ к информационным ресурсам в сети "Интернет", расположенным на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации;
г) угрозы нарушения взаимодействия технологических сетей связи лиц, имеющих номер автономной системы, расположенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, вследствие которого становятся невозможными соединение и передача информации между пользователями взаимодействующих технологических сетей или доступ к информационным ресурсам в сети "Интернет".
III. Регламент определения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования, меры по их устранению, в том числе случаи управления техническими средствами противодействия угрозам и передачи указаний
7. Угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в рамках своей компетенции по результатам учений, проведенных в соответствии с пунктом 3 статьи 561 Федерального закона "О связи", мониторинга функционирования указанных сетей, проводимого в соответствии с пунктом 1 статьи 651 Федерального закона "О связи", а также по результатам исследований по вопросам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования.
8. Угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования определяются в соответствии с видами угроз, указанными в пунктах 4 - 6 настоящих Правил.
9. Информация об угрозах устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования направляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
10. Информацию, указанную в пункте 9 настоящих Правил, а также описание угрозы, данные об уязвимости средств и технологий связи, количественные и качественные показатели влияния угрозы на функционирование сети "Интернет" и сети связи общего пользования Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит в перечень угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования (далее - перечень угроз) .
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит в перечень угроз информацию в отношении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования, определенных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций самостоятельно.
Вопросы внесения в перечень угроз информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, данных об уязвимости средств и технологий связи, количественных и качественных показателей влияния угрозы на функционирование сети "Интернет" и сети связи общего пользования, а также вопросы формирования модели угроз и нарушителей могут быть вынесены на заседание экспертной комиссии, состав и порядок деятельности которой утверждается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, в том числе в случае разногласий по представленной информации с указанными федеральными органами исполнительной власти.
11. Внесение информации, указанной в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, в перечень угроз является основанием для осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций централизованного управления.
12. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации утверждает регламент реагирования в отношении каждой угрозы, содержащейся в перечне угроз (далее - регламент реагирования) , который должен содержать конкретные мероприятия по устранению угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования в соответствии с мерами, указанными в пункте 13 настоящих Правил.
13. Мерами по устранению угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования являются:
а) организационно-технические мероприятия по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования;
б) изменение маршрутов сообщений электросвязи;
в) обеспечение резервирования линий связи и каналов связи в сети связи общего пользования;
г) изменение конфигурации средств связи в сети связи общего пользования;
д) применение средств защиты информации в сети связи общего пользования;
е) оповещение лиц, участвующих в централизованном управлении, и пользователей сети связи общего пользования о наличии угрозы и принимаемых мерах противодействия;
ж) мероприятия по предупреждению возникновения угроз, в том числе в соответствии с разработанными моделями угроз и нарушителей.
14. Доступ лиц, участвующих в централизованном управлении, к информации, содержащейся в регламенте реагирования, осуществляется с использованием личного кабинета на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети "Интернет" (далее - личный кабинет) . Информация ограниченного доступа, содержащаяся в регламенте реагирования, предоставляется лицам, участвующим в централизованном управлении, по запросу. Ответ на запрос о предоставлении информации, содержащейся в регламенте реагирования, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направляет на электронную почту или иным способом в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса.
15. Управление техническими средствами противодействия угрозам осуществляется в случае необходимости реагирования на угрозу безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования и угрозу целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования, предусмотренные пунктами 5 и 6 настоящих Правил, а также для решения задач мониторинга выявления возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций может вынести вопрос об осуществлении управления техническими средствами противодействия угрозам на заседание экспертной комиссии, указанной в пункте 10 настоящих Правил, в случае, если осуществление управления техническими средствами противодействия угрозам может привести к нарушению или прекращению функционирования сети "Интернет" и сети связи общего пользования.
16. Передача указаний осуществляется в случае необходимости реагирования на угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети "Интернет" и сети связи общего пользования в рамках централизованного управления.
IV. Требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления, порядок и сроки рассмотрения претензий операторов связи к функционированию технических средств противодействия угрозам и запросов операторов связи о предоставлении сведений о функционировании технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи
17. Лица, участвующие в централизованном управлении, определяют должностное лицо (лиц) из числа сотрудников, ответственное за организационно-техническое взаимодействие в рамках централизованного управления (далее - лицо, ответственное за взаимодействие) .
18. Взаимодействие лиц, участвующих в централизованном управлении, с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках централизованного управления осуществляется с использованием личного кабинета на сайте Службы и автоматического взаимодействия систем управления или средств связи лиц, участвующих в централизованном управлении, с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
19. При осуществлении централизованного управления указания могут быть переданы лицу, ответственному за взаимодействие, любым способом, позволяющим установить факт их получения, в том числе посредством телефонной связи.
Указания подлежат исполнению в срок, определенный в указании. В случае невозможности исполнения указаний лицо, участвующее в централизованном управлении, уведомляет об этом Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
20. Лицо, участвующее в централизованном управлении, обязано предпринять все необходимые меры для исполнения указаний при осуществлении централизованного управления.
21. Оператор связи вправе направить в