Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2019 г. № 796
МОСКВА
Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.08.2020 № 1204, от 15.06.2022 № 1081, от 09.12.2022 № 2272, от 31.05.2025 № 828)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
11. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации (иным государственным органам субъектов Российской Федерации, организациям) , которые в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" вправе вносить в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об установлении (изменении) налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, предусматриваемых в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики субъекта Российской Федерации, не относящимися к государственным программам субъекта Российской Федерации (далее соответственно - инициатор налогового расхода, проектируемые льготы) , обеспечить включение в состав документов и материалов, прилагаемых к таким проектам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, следующей информации:
о соответствии проектируемых льгот целям государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики субъекта Российской Федерации, не относящимся к государственным программам субъекта Российской Федерации (инициатором налогового расхода определяется одна или несколько целей, достижению которых способствует проектируемая льгота) ;
о потенциальном уровне востребованности плательщиками налогов (далее - плательщики) проектируемых льгот, рассчитанном исходя из отношения ожидаемого (прогнозного) количества плательщиков, которые воспользуются проектируемой льготой, к общему количеству плательщиков или иного отношения, определенного инициатором налогового расхода;
о показателе (индикаторе) достижения целей государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации, не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации, влияние на значение которого оказывают проектируемые льготы (как минимум один показатель (индикатор) , вместе с предполагаемым вкладом проектируемых льгот в изменение значения указанного показателя (индикатора) , рассчитанным как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом проектируемых льгот и значением указанного показателя без учета проектируемых льгот;
об оценке совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проектируемых льгот (для проектируемых льгот, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета субъекта Российской Федерации) , определенной в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 17 и 18 общих требований, утвержденных настоящим постановлением (при наличии необходимой информации) .
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 828)
2. Настоящее постановление применяется в отношении муниципальных образований с 1 января 2020 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 22 июня 2019 г. № 796
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.08.2020 № 1204, от 15.06.2022 № 1081, от 09.12.2022 № 2272, от 31.05.2025 № 828)
1. Настоящий документ определяет общие требования к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:
"куратор налогового расхода" - исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация) (иной государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, организация) , ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) за достижение соответствующих налоговому расходу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) целей государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272)
"соисполнитель куратора налогового расхода" - исполнительный орган субъекта Российской Федерации, местная администрация, иной государственный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, организация, ответственные в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) , за реализацию мероприятий, связанных с применением льгот, обусловливающих налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , в рамках государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , не относящихся к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам) , и участвующие совместно с куратором налоговых расходов в проведении оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 828)
"нормативные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - сведения о положениях нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (муниципальных правовых актов) , которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее - льготы) , наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) ;
"оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
"оценка объемов налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - определение объемов выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) , обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
"оценка эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
"перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целями социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , не относящимися к государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам) , а также о кураторах налоговых расходов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1081)
"плательщики" - плательщики налогов;
"социальные налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1081)
"стимулирующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1081)
"технические налоговые расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - целевая категория налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1081)
"фискальные характеристики налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) ;
"целевые характеристики налогового расхода субъекта Российской Федерации (муниципального образования) " - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) .
3. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местная администрация) : (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272)
а) определяет порядок формирования перечня налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
б) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ;
в) определяет порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , осуществляемой кураторами налоговых расходов;
г) определяет порядок участия соисполнителя куратора налогового расхода в проведении оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 828)
д) определяет порядок рассмотрения предложений о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков, формируемых в соответствии с пунктами 11 и 20 настоящего документа. (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2025 № 828)
4. Отнесение налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) к государственным программам субъектов Российской Федерации (муниципальным программам) осуществляется исходя из целей государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) целей социально-экономической политики субъекта Российской Федерации (муниципального образования) , не относящихся к государственным программам (муниципальным программам) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2022 № 1081)
5. В целях оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации представляют в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации (местную администрацию) информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272)
6. Оценка налоговых расходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется куратором налогового расхода в порядке, установленном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией) , с соблюдением общих требований, установленных настоящим документом. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2272)
7. Министерство финансов Российской Федерации дает разъяснения субъектам Российской Федерации по вопросам оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований.
8. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов субъектов Российской Федерации:
а) уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации до 1 февраля:
направляют управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации по перечню согласно приложению;
направляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о налоговых расходах субъектов Российской Федерации, предусмотренную пунктами 1 - 13 приложения к настоящему документу;
б) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет сверку информации, представляемой уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" настоящего пункта, на предмет соответствия налоговых расходов субъектов Российской Федерации их целевой категории и направляет до 1 марта в Федеральную налоговую службу информацию о составе стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
в) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации до 30 апреля направляют Федеральной налоговой службе и уполномоченным исполнительным органам субъектов Российской Федерации сведения за отчетный финансовый год, за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:
сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу субъекта Российской Федерации, обусловленному льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;
сведения об объемах налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
г) Федеральная налоговая служба до 15 мая направляет в Министерство финансов Российской Федерации обобщенные сведения, полученные от управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта;
д) уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации до 20 мая представляют в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов субъекта Российской Федерации по перечню, предусмотренному приложением к настоящему документу;
е) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет сверку информации, представляемой уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "д" настоящего пункта, на предмет:
соответствия информации уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы;
соответствия принадлежности налоговых расходов субъекта Российской Федерации к группе полномочий в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
корректного использования данных при оценке совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов субъекта Российской Федерации в отношении налоговых расходов, объем которых превышает 0, 05 процента налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
ж) Министерство финансов Российской Федерации до 15 июня размещает уточненные данные по итогам сверки информации, указанной в подпункте "е" настоящего пункта, на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации до 25 июня при необходимости представляют предложения по уточнению данных, размещенных на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта. В случае непредставления до 25 июня в Министерство финансов Российской Федерации указанных предложений или их представления после 25 июня текущего финансового года данные, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, считаются согласованными;
з) управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации до 15 июля направляют Федеральной налоговой службе и уполномоченным исполнительным органам субъектов Российской Федерации сведения за отчетный финансовый год, за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:
сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами (за исключением льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) ;
сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета субъ