ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 марта 2019 г. № 466-р
МОСКВА
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Утвердить прилагаемую долгосрочную программу развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 19 марта 2019 г. № 466-р
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА развития открытого акционерного общества"Российские железные дороги" до 2025 года
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
I. Необходимость разработки программы
Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086, решений межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта (протокол от 10 ноября 2014 г. № 8) с учетом методических рекомендаций по разработке долгосрочных программ развития открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - методические рекомендации) , директив Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 4955 п-П13, от 31 октября 2014 г. № 7389 п-П13, от 5 ноября 2014 г. № 7439 п-П13, от 5 марта 2015 г. № 1346 п-П13, от 16 апреля 2015 г. № 2303 п-П13, от 3 марта 2016 г. № 1472 п-П13 и от 28 июня 2016 г. № 4531 п-П13, плана взаимодействия Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 1 июня 2017 г. № 747, а также с учетом замечаний и предложений к Программе указанного Экспертного cовета и cовета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних и зависимых обществ.
Программа направлена на реализацию задач, предусмотренных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р, и основана на Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и Стратегии развития холдинга "Российские железные дороги" на период до 2030 года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации предусмотрено увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, а также сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации - до 7 дней) . Будет обеспечено повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной инфраструктуры, развития мультимодальности перевозок, расширения сети скоростных и высокоскоростных перевозок, а также увеличения вклада открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в рост внутреннего валового продукта страны.
Программа синхронизирована с положениями государственных программ Российской Федерации в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 4531 п-П13 и учитывает требования законодательства Российской Федерации в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них услуг на основе Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. № 329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования".
Программа основывается на внешних макроэкономических и регуляторных условиях, включая налоговые условия. В случае существенного изменения указанных условий, подтвержденного параметрами Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, предусматривается создание механизма, направленного на минимизацию возникающих рисков с закреплением в нормативно-правовой базе.
После утверждения Программы в установленном порядке будет обеспечено формирование плана по ее реализации и проведение аудиторской проверки достижения целевых ключевых показателей эффективности.
II. Основные параметры программы
Задачи Программы
К 2025 году предусмотрено решение следующих общекорпоративных задач:
получение необходимых финансовых ресурсов для решения задач, поставленных акционером, путем повышения финансово-экономической эффективности;
обеспечение перевозки предъявляемых грузов за счет развития комплексного обслуживания грузоотправителей и повышения качества грузовых перевозок;
повышение транспортной мобильности населения внутри и между агломерациями;
усиление взаимосвязи и взаимодействия открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с организациями на внешнем рынке и развитие зарубежной деятельности, включая увеличение объема транзитных перевозок грузов и развитие контейнерных перевозок;
обеспечение пространственного развития страны, расширение сети высокоскоростных магистралей и развитие скоростного движения;
обновление парка подвижного состава, в том числе тягового, с учетом заключения с производителями контрактов жизненного цикла;
опережающее развитие инфраструктуры для обеспечения объемов перевозок, планируемых в перспективе, и повышение производственной эффективности;
обеспечение необходимого уровня безопасности движения и экологической безопасности;
развитие сети поставщиков;
обеспечение социальной стабильности и минимизация кадровых рисков;
переход на цифровую железную дорогу.
Программой предусматриваются следующие сценарии:
базовый сценарий основывается на прогнозе социально-экономического развития страны, включающем показатели, касающиеся внутреннего валового продукта и объемов промышленного производства, основанном на консервативном сценарии Министерства экономического развития Российской Федерации, и на прогнозах инфляции и роста цен в промышленности, предусмотренных базовым сценарием Министерства, поскольку они соответствуют прогнозной индексации тарифов на железнодорожные перевозки, которая зафиксирована только в базовом сценарии Министерства;
оптимистичный сценарий основывается на прогнозе социально-экономического развития страны, включающем показатели, касающиеся внутреннего валового продукта и объемов промышленного производства, основанном на базовом сценарии Министерства экономического развития Российской Федерации. Стоимостные индексы и индексация тарифов также основываются на базовом сценарии Министерства.
Основные условия реализации Программы
Программа предусматривает реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач по обеспечению развития экономики выше мировых темпов, увеличению внутреннего валового продукта на душу населения в полтора раза, а также по закреплению России в пятерке крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Программа основана на действующих нормативных правовых актах с сохранением статус-кво на рынке грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок до 2025 года, Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а также на иных нормативных документах и поручениях Правительства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 1817)
Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта приведены в приложении № 1.
Для расчета показателей Программы были использованы параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2) . Основным источником роста экономики является повышение производительности труда, а также увеличение инвестиций в несырьевой сектор экономики. При этом предусматривается рост внутреннего производства и увеличение перевозок сырья и продукции высокого передела. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации приведены в приложении № 2.
Для расчета показателей Программы в сфере грузовых перевозок было предусмотрено принятие на период 2019 - 2025 года следующих тарифных решений:
установление ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен за 4 года) минус 0, 1 процентного пункта;
сохранение установленной в 2017 году дополнительной целевой надбавки в размере 2 процентов на выполнение капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры;
установление на долгосрочный период дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства в виде дополнительной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры для грузовых железнодорожных перевозок, к тарифам 2017 года в размере 1, 44 процента на 2018 год и в размере 1, 5 процента на период до 2025 года;
установление повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов (за исключением нефтяных грузов и алюминия) на уровне 1, 08;
установление коэффициента 1, 06 на порожний пробег полувагонов с 1 января 2019 г.;
минимизация количества понижающих коэффициентов, установленных прейскурантом № 10-01 по отдельным видам грузов и (или) направлениям перевозок до 2025 года (в том числе с учетом изменения размера повышающего коэффициента к тарифам на перевозку экспортных грузов) .
Кроме того, в указанной сфере деятельности предусмотрено:
сохранение действующей модели осуществления грузовых перевозок, в том числе интеграция перевозочной деятельности и инфраструктуры в рамках единого хозяйствующего субъекта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (после утверждения целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование ее влияния на параметры Программы с выводом о необходимости корректировки) ;
развитие механизма государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте (включая использование концессий) в целях организации финансирования строительства новых линий с привлечением для этого средств государственных источников, инвестиций владельца инфраструктуры, заинтересованных грузовладельцев и иных лиц;
целесообразность проведения эксперимента по допуску локальных (частных) перевозчиков на сеть российских железных дорог определяется только после проведения комплексного аналитического моделирования условий функционирования железнодорожного транспорта, обеспечивающих максимальную эффективность для экономики России в целом, и проводится с учетом накопленного опыта работы собственных поездных формирований на сети российских железных дорог;
сохранение публичности договора перевозки и недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Также необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка обеспечить решение следующих вопросов:
обеспечение сбалансированности обязательств грузоотправителей и владельца инфраструктуры - перевозчика по приему грузов к перевозке при наличии ограничений пропускной способности;
обеспечение финансирования эксплуатации и модернизации малоинтенсивных линий (участков) сети российских железных дорог общего пользования, в том числе за счет средств выгодоприобретателей (государства, грузовладельцев и др.) , в случае подтверждения экономической неэффективности эксплуатации этих участков открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" при действующих среднесетевых тарифах и с учетом результатов анализа влияния таких линий на грузооборот открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в зависимости от результатов анализа, а также подготовка механизма и нормативно-правовых условий для организации такого финансирования;
формирование и применение долгосрочных контрактов между грузоотправителями и перевозчиком с закреплением гарантированных объемов перевозки и взаимных обязательств сторон.
Для расчета показателей Программы в сфере пассажирских перевозок предусмотрено:
сохранение существующей модели рынка (после утверждения целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании на период до 2025 года и (или) принятие федерального закона об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" будет выполнено моделирование влияния целевой модели на параметры Программы с выводом о необходимости ее корректировки) ;
применение параметров индексации тарифов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р;
обеспечение эффективной работы акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" с учетом ежегодной субсидии в размере 8, 5 млрд. рублей на возмещение потерь перевозчика в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в регулируемом сегменте;
возможное установление в целях осуществления перевозок по вновь построенным (реконструированным) отдельным участкам железнодорожной инфраструктуры общего пользования для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" инвестиционных тарифов, применяемых в отношении отдельных инфраструктурных проектов, в частности на Московском центральном кольце;
государственная поддержка пригородных пассажирских перевозок в регулируемом сегменте из бюджетов всех уровней в полном объеме.
Основными изменениями, внесенными в налоговое законодательство, влияющими на налоговую нагрузку открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являются:
продление до 2030 года ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на пассажирские перевозки в пригородном сообщении и установление ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на пассажирские перевозки в дальнем следовании;
отмена начиная с 2019 года налога на движимое имущество (в 2018 году ставка - 1, 1 процента) . Налог на недвижимое имущество в отношении объектов железнодорожной инфраструктуры в течение всего периода реализации Программы предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации (в 2019 году - 1, 3 процента, в 2020 году - 1, 6 процента, в 2021 году - 2, 2 процента) ;
фиксация тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величиной базы для обложения взносами и в размере 10 процентов сверх ее предельной величины на бессрочный период, а общего размера тарифов страховых взносов на все виды обязательного социального страхования на уровне 30 процентов;
повышение с 1 января 2019 г. основной ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов с сохранением всех действующих пониженных ставок по налогу на добавленную стоимость;
установление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставок акцизов на дизельное топливо (в 2017 году - 6800 рублей за тонну, в 2018 году: с 1 января 2018 г. - 7665 рублей за тонну, с 1 июня 2018 г. - 5665 рублей за тонну, в 2019 году - 8541 рубль за тонну, в 2020 году - 8835 рублей за тонну, в 2021 году - 9188 рублей за тонну, с 2022 года - индексация ставок акцизов в меру инфляции) . Эти изменения приведут к дополнительному росту затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на топливо (за счет отклонения от прогнозируемого Министерством экономического развития Российской Федерации роста цен на нефтепродукты, которое не учитывает акцизную составляющую) ;
утрата начиная с 2019 года организациями - субъектами естественных монополий права на вычет налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) , оплаченным за счет бюджетных инвестиций.
Также предполагается дальнейшее увеличение административной нагрузки, связанной с налогообложением международных групп компаний, в рамках реализации плана действий организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Указанный план предусматривает в том числе установление обязанности международных групп компаний по подготовке и представлению в налоговые органы подробной пострановой отчетности, характеризующей деятельность группы в разрезе юрисдикций. Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" правила организации экономического сотрудничества и развития имплементированы в налоговое законодательство Российской Федерации.
Помимо налоговых платежей открытое акционерное общество "Российские железные дороги" уплачивает обязательные неналоговые платежи (утилизационный сбор, экологический сбор, плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.) . В 2017 году такие платежи составили 237 млн. рублей. Проводится работа по систематизации единых правил установления и взимания платежей.
Для расчета показателей Программы предусмотрены следующие дополнительные условия (допущения) :
проведение переоценки основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги", предусматривающей в 2021 году дифференцированный подход к учету основных средств. Предыдущие переоценки основных средств проводились по состоянию на 31 декабря 2011 г. и на 31 декабря 2016 г.;
сближение показателей отчетности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по российским стандартам бухгалтерского уч