ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2017 г. № 2991-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 3389-р, от 17.12.2021 № 3672-р, от 27.05.2022 № 1328-р, от 24.08.2022 № 2410-р, от 10.11.2022 № 3416-р, от 18.10.2023 № 2887-р, от 14.11.2024 № 3248-р, от 05.12.2024 № 3579-р, от 01.11.2025 № 3100-р)
1. Установить, что на 2019 - 2025 годы ежегодный темп роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов (далее - перевозки грузов) , и на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов по каждой категории (виду) грузов определяется на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен) минус 0, 1 процентного пункта, за исключением 2022 - 2025 годов. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 3672-р, от 10.11.2022 № 3416-р, от 18.10.2023 № 2887-р, от 14.11.2024 № 3248-р)
11. Установить, что с 2025 года ежегодный темп изменения тарифов на перевозки грузов и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов определяется на основании совокупного композитного индекса, определяемого в утвержденном ФАС России порядке как среднее арифметическое значений фактических композитных индексов двух предшествующих очередному периоду регулирования лет, которые рассчитываются как сумма следующих значений:
произведение доли затрат на амортизацию в структуре затрат организаций, оказывающих услуги по перевозке грузов и использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - структура затрат организаций) , и среднегодового значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в соответствующем году из двух предшествующих очередному периоду регулирования лет;
сумма произведений долей иных затрат в структуре затрат организаций и соответствующих этим иным затратам индексов согласно ценовым параметрам, предусмотренным одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год из двух предшествующих очередному периоду регулирования лет.
В целях определения указанного ежегодного темпа изменения тарифов начиная с 2025 года и в последующий трехлетний период применяется структура затрат организаций, сформированная на 2024 год.
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 3248-р) (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № 3100-р)
12. Установить, что:
а) с 1 декабря 2024 г. изменение тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организациями - владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, осуществляется темпами, соответствующими темпам индексации тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок грузов;
б) с 1 июля 2025 г. изменение ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, осуществляется темпами, соответствующими темпам индексации тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 3248-р)
2. ФАС России до 1 апреля 2018 г.:
внести в нормативные акты изменения, необходимые для принятия тарифных решений на очередной год в период 2019 - 2025 годов на основании формулы расчетного индекса потребительских цен, рассчитанного как среднее арифметическое значений фактических индексов потребительских цен за 2 года, предшествующих соответствующему году указанного периода (за каждый полный предшествующий год принимаются каждые 12 месяцев из предшествующих месяцу тарифного решения) , и прогнозных (целевых) значений индекса потребительских цен на 2 последующих года указанного периода, определенных в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на указанные 2 последующих года, минус 0, 1 процентного пункта, при этом имея в виду, что изменение прейскуранта № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" не должно приводить к дополнительному росту тарифов в отношении любого вида грузов;
установить (сохранить) установленные на 2018 год дополнительные целевые надбавки (в виде коэффициента дополнительной индексации тарифов) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий:
по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в размере 1, 02 на период 2019 - 2025 годов, за исключением 2022 - 2025 годов; (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 3672-р, от 10.11.2022 № 3416-р)
по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации, в размере 1, 015 на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
21. ФАС России до 31 декабря 2021 г. установить дополнительную целевую надбавку (в виде коэффициента дополнительной индексации тарифов) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации, в размере 1, 015 на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. (Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 3389-р)
22. ФАС России:
а) проиндексировать на 2022 год на 5, 8 процента действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов;
б) установить дополнительную целевую надбавку (в виде коэффициента дополнительной индексации) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с капитальным ремонтом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в размере 1, 03 на 2022 год, 1, 05 с 1 января 2023 г. по 30 ноября 2023 г., 1, 07 с 1 декабря 2023 г. по 30 ноября 2024 г., предусмотрев применение коэффициента в размере 1, 07 к установленным тарифными руководствами тарифам, сборам и плате в отношении перевозок грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов с 1 декабря 2024 г.; (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 3416-р, от 18.10.2023 № 2887-р, от 14.11.2024 № 3248-р)
в) внести изменения в нормативные акты, предусматривающие с 1 января 2022 г.:
дополнительную индексацию тарифов в отношении контейнерных перевозок на 4, 75 процента (за исключением перевозок в термических контейнерах) ;
установление поправочного коэффициента 1, 05, исключив применение коэффициента 0, 895, к тарифам на перевозку антрацита;
отмену тарифных схем, касающихся платы за порожний пробег универсальных полувагонов моделей 12-9761-02, 12-9833-01, 12-9853, 12-9869, 12-196-01, 12-196-02, 12-2143 и крытых вагонов для минеральных удобрений, сырья для минеральных удобрений модели 19-9835-01 (типа хоппер) .
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2021 № 3672-р)
23. ФАС России обеспечить принятие тарифных решений, вступающих в силу с 1 июня 2022 г. и предусматривающих:
а) дополнительную индексацию действующих тарифов, сборов и платы при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования в размере 11 процентов с включением ее в индексируемую базу (за исключением тарифов на перевозку во внутригосударственном сообщении продовольственных товаров (соответствующих кодам 041 - 044, 051 - 054, 501 - 504, 511 - 517, 521, 531, 551 - 556, 561 - 563, 571 - 574, 581 - 584, 591, 592, 595, 601, 602 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов) и минерально-строительных грузов (соответствующих кодам 231 - 236, 241 - 246, 251 - 255, 261 - 266, 271, 281, 301 - 304, 341 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов) , импортных потребительских товаров (соответствующих кодам 041 - 044, 051 - 054, 075, 076, 101, 121 - 127, 132, 133, 256, 265, 266, 268, 381, 402 - 405, 413, 417, 418, 441 - 443, 501 - 504, 511 - 517, 551 - 556, 561 - 563, 571 - 574, 581 - 584, 591 - 595, 601, 602, 622 - 626, 631 - 635, 641, 651 - 654, 661, 671, 681 - 685, 691 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов) ;
б) временную отмену на 3 месяца применения понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования в зависимости от расстояния перевозки (0, 895 и 0, 4) с возможностью пролонгации данной меры на 3 месяца на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 № 1328-р)
24. ФАС России обеспечить принятие тарифного решения, вступающего в силу с 1 сентября 2022 г., о временной отмене применения понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования в зависимости от расстояния перевозки (0, 895 и 0, 4) по 31 декабря 2022 г. включительно. (Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.08.2022 № 2410-р)
25. ФАС России:
а) проиндексировать на 2023 год на 8 процентов действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов с включением этой индексации в индексируемую базу; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2887-р)
б) внести в нормативные акты изменения, вступающие в силу с 1 января 2023 г. и предусматривающие:
установление поправочного коэффициента 1, 3, исключив применение коэффициента 0, 865, к тарифам на перевозку руд и концентратов железных при расстоянии перевозки свыше 5000 километров в направлении железнодорожных пограничных передаточных станций, имеющих экспортный код;
неприменение понижающих коэффициентов (0, 4 и 0, 895) при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования до 31 декабря 2023 г. включительно;
в) внести в нормативные акты изменения, необходимые для индексации тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организациями - владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании с 1 января 2023 г. по 30 ноября 2023 г. и пригородном сообщении с 1 января 2023 г., темпами, соответствующими индексации тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов, предусмотренными пунктом 1 и абзацем вторым пункта 2 настоящего распоряжения; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2887-р)
г) внести в нормативные акты изменения, необходимые для индексации с 1 декабря 2023 г. тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организациями - владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании, а также на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в регулируемом сегменте железнодорожных перевозок, багажа и грузобагажа, определяемой в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год. (Дополнение подпунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2887-р)
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 3416-р)
26. ФАС России:
а) дополнительно проиндексировать с 1 декабря 2023 г. на 7, 6 процента действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов с включением этой индексации в индексируемую базу;
б) установить дополнительную целевую надбавку (в виде коэффициента дополнительной индексации тарифов) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в размере 1, 01 с 1 декабря 2023 г. по 30 ноября 2024 г., предусмотрев применение коэффициента в размере 1, 01 к установленным тарифными руководствами тарифам, сборам и плате в отношении перевозок грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов с 1 декабря 2024 г.; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 3248-р)
в) внести в нормативные акты изменения, вступающие в силу с 1 января 2024 г. и предусматривающие неприменение понижающих коэффициентов (0, 4 и 0, 895) при определении платы за экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования до 31 декабря 2024 г. включительно.
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2887-р)
27. ФАС России:
а) проиндексировать с 1 декабря 2024 г.:
на 13, 8 процента действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозок грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры при перевозках грузов с включением этой индексации в индексируемую базу;
на 10, 2 процента действующие тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организациями - владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании;
на 11, 6 процента действующие тарифы на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в регулируемом сегменте железнодорожных перевозок, багажа и грузобагажа;
б) проиндексировать тарифы на перевозки грузов в контейнерах (за исключением перевозок в термических контейнерах и контейнерах-платформах, а также в приравненных к ним по тарифным условиям контейнерах специального назначения) , а также на перевозки указанных порожних контейнеров на 5 процентов с 1 января 2025 г. и на 5 процентов с 1 января 2026 г. с включением этой индексации в индексируемую базу;
в) установить, что:
предусмотренный нормативными актами ФАС России на основании абзаца второго пункта 2 настоящего распоряжения порядок индексации и применения тарифов на перевозки грузов и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов не применяется с 1 января 2025 г.;
дополнительная целевая надбавка, установленная в соответствии с пунктом 21 настоящего распоряжения в размере 1, 015, применяется по 30 ноября 2024 г., предусмотрев применение коэффициента в размере 1, 015 к установленным тарифными руководствами тарифам, сборам и плате в отношении перевозок грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов с 1 декабря 2024 г.;
понижающие коэффициенты 0, 4 и 0, 895 к тарифам на экспортные перевозки угля каменного железнодорожным транспортом общего пользования не подлежат применению с 1 декабря 2024 г.;
понижающий коэффициент 0, 9492 к тарифам на перевозки железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении минерально-строительных грузов, соответствующих кодам 231 - 236, 241 - 246, 251 - 255, 261 - 266, 271, 281, 301 - 304 и 341 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, подлежит применению с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. при условии исключения применения к тарифам на такие перевозки понижающего коэффициента 0, 9009 с 1 января 2025 г.;
понижающий коэффициент 0, 9009 к тарифам на перевозки железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении продовольственных товаров, соответствующих кодам 041 - 044, 051 - 054, 501 - 504, 511 - 517, 521, 531, 551 - 556, 561 - 563, 571 - 574, 581 - 584, 591, 592, 595, 601 и 602 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, и импортных потребительских товаров, соответствующих кодам 041 - 044, 051 - 054, 075, 076, 101, 121 - 127, 132, 133, 256, 265, 266, 268, 381, 402 - 405, 413, 417, 418, 441 - 443, 501 - 504, 511 - 517, 551 - 556, 561 - 563, 571 - 574, 581 - 584, 591 - 595, 601, 602, 622 - 626, 631 - 635, 641, 651 - 654, 661, 671, 681 - 685 и 691 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, не подлежит применению с 1 января 2026 г.
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2024 № 3248-р)
28. ФАС России внести в нормативные акты изменение, вступающее в силу с 1 января 2025 г. и предусматривающее установление по 31 декабря 2025 г. включительно дополнительного коэффициента в размере 1, 1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава (включая приравненный к ним по тарифным условиям специализированный подвижной состав) и платформ после перевозки контейнеров. (Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.12.2024 № 3579-р)
29. ФАС России:
а) проиндексировать с 1 декабря 2025 г.:
на 10 процентов действующие тарифы, сборы и плату в отношении перевозок грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры при перевозках грузов с включением этой индексации в индексируемую базу;
на 9, 6 процента действующие тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые организациями - владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании;
на 11, 4 процента действующие тарифы на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в регулируемом сегменте железнодорожных перевозок, багажа и грузобагажа;
б) предусмотреть применение с 1 января 2026 г. коэффициента 1, 1 к тарифам на порожний пробег:
универсального подвижного состава (включая приравненный к ним по тарифным условиям специализированный подвижной состав) ;
специализированных платформ (после перевозки контейнеров, за исключением такого пробега в ремонт (из ремонта) .
(Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2025 № 3100-р)
3. Минтрансу России по согласованию с Минэкономразвития России и ФАС России до 1 марта 2018 г. разработать и утвердить:
методические рекомендации по формированию и актуализации долгосрочного консолидированного финансового и производственного плана открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с учетом разделения доходов и расх