О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2017 г. № 1496
МОСКВА
О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 805, от 11.10.2018 № 1213, от 20.11.2018 № 1391, от 28.11.2018 № 1430, от 07.08.2019 № 1029, от 30.09.2019 № 1270, от 09.11.2019 № 1431, от 26.12.2019 № 1841, от 31.12.2019 № 1948, от 22.02.2020 № 193, от 18.04.2020 № 546, от 29.04.2020 № 603, от 30.04.2020 № 630, от 29.09.2020 № 1562, от 30.10.2020 № 1769, от 02.12.2020 № 1985, от 23.01.2021 № 39, от 28.06.2021 № 1034, от 09.10.2021 № 1719, от 20.10.2021 № 1793, от 07.02.2022 № 125, от 22.03.2022 № 436, от 29.03.2022 № 505, от 31.03.2022 № 536, от 14.04.2022 № 655, от 11.07.2022 № 1235, от 09.12.2022 № 2272, от 30.12.2022 № 2531, от 30.12.2022 № 2549, от 27.02.2023 № 314, от 28.02.2023 № 321, от 06.03.2023 № 348, от 15.03.2023 № 398, от 15.03.2023 № 399, от 05.04.2023 № 543, от 27.05.2023 № 819, от 30.06.2023 № 1091, от 25.07.2023 № 1206, от 11.11.2023 № 1896, от 30.11.2023 № 2050, от 28.12.2023 № 2363, от 23.01.2024 № 50, от 01.04.2024 № 405, от 12.04.2024 № 463, от 28.11.2024 № 1649, от 13.02.2025 № 150)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета.
2. Установить, что принятые до вступления в силу настоящего постановления нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие предоставление субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие предоставление субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при возникновении необходимости их изменения признаются утратившими силу, а нормативные правовые акты, регулирующие предоставление указанных субсидий из федерального бюджета, утверждаются органами, предусмотренными пунктом 38 Положения, утвержденного настоящим постановлением. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 805, от 11.11.2023 № 1896)
3. Настоящее постановление подлежит применению при исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 2017 г. № 1496
ПОЛОЖЕНИЕ о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 805, от 11.10.2018 № 1213, от 20.11.2018 № 1391, от 28.11.2018 № 1430, от 07.08.2019 № 1029, от 30.09.2019 № 1270, от 09.11.2019 № 1431, от 26.12.2019 № 1841, от 31.12.2019 № 1948, от 22.02.2020 № 193, от 18.04.2020 № 546, от 29.04.2020 № 603, от 30.04.2020 № 630, от 29.09.2020 № 1562, от 30.10.2020 № 1769, от 02.12.2020 № 1985, от 23.01.2021 № 39, от 28.06.2021 № 1034, от 09.10.2021 № 1719, от 20.10.2021 № 1793, от 07.02.2022 № 125, от 22.03.2022 № 436, от 29.03.2022 № 505, от 31.03.2022 № 536, от 14.04.2022 № 655, от 11.07.2022 № 1235, от 09.12.2022 № 2272, от 30.12.2022 № 2531, от 30.12.2022 № 2549, от 27.02.2023 № 314, от 28.02.2023 № 321, от 06.03.2023 № 348, от 15.03.2023 № 398, от 15.03.2023 № 399, от 05.04.2023 № 543, от 27.05.2023 № 819, от 30.06.2023 № 1091, от 25.07.2023 № 1206, от 11.11.2023 № 1896, от 30.11.2023 № 2050, от 28.12.2023 № 2363, от 23.01.2024 № 50, от 01.04.2024 № 405, от 12.04.2024 № 463, от 28.11.2024 № 1649, от 13.02.2025 № 150)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает меры по обеспечению исполнения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) (далее - федеральный закон о федеральном бюджете) .
II. Требования к срокам и порядку утверждения, распределения, изменения, доведения лимитов бюджетных обязательств и принятия бюджетных обязательств
2. Главные распорядители средств федерального бюджета, указанные в ведомственной структуре расходов федерального закона о федеральном бюджете, обеспечивают приведение обоснований бюджетных ассигнований в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете, распределяют сформированные на основании соответствующих обоснований бюджетные ассигнования и доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями средств федерального бюджета для принятия и (или) исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1769)
Лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 10-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1034)
Лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (далее - государственные учреждения) , федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации и на предоставление юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий или бюджетных инвестиций, предусмотренных пунктом 8 статьи 78, подпунктом 3 пункта 1 статьи 783, абзацем третьим пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - осуществление капитальных вложений) , а также на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации или при предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (далее - софинансирование капитальных вложений) , подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 10-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1769, от 28.06.2021 № 1034)
Главные распорядители средств федерального бюджета распределяют между подведомственными им получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации, лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение осуществления функций и оказания государственных услуг в размере, уменьшенном на размер положительной разницы между фактически сложившимися по состоянию на 1 января текущего финансового года и спрогнозированными при формировании федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период остатками средств (в рублевом эквиваленте) , источником образования которых являются средства федерального бюджета (за исключением размера остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности соответствующими получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации, остатка средств, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением обороноспособности страны и безопасности указанных получателей средств федерального бюджета, а также на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и остатка средств, необходимых для оплаты принятых и не исполненных в отчетном финансовом году бюджетных обязательств, включая обязательства перед физическими лицами) . (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2022 № 436)
Лимиты бюджетных обязательств, не распределенные в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, не подлежат распределению главными распорядителями средств федерального бюджета. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2022 № 436)
Предложения по уменьшению бюджетных ассигнований в объеме нераспределенных лимитов бюджетных обязательств главные распорядители средств федерального бюджета представляют в установленном бюджетным законодательством порядке не позднее II квартала текущего финансового года. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 22.03.2022 № 436)
21. Лимиты бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение соответствующих бюджетных обязательств не утверждаются:
а) до выполнения условий, установленных федеральным законом о федеральном бюджете, в том числе до принятия нормативного правового акта, регулирующего правила (порядок) предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (грантов в форме субсидий) , предусмотренных пунктами 1 и 7 статьи 78 и пунктами 2 и 4 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации) или межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, о внесении изменений в указанный акт, а также до утверждения распределения таких межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, не распределенных федеральным законом о федеральном бюджете; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2363)
б) до принятия акта (решения) об осуществлении капитальных вложений и (или) детализации мероприятий, предусмотренных указанным актом (решением) , до объектов капитального строительства и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества (далее - объекты капитальных вложений) , а также до принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации на цели, не связанные с осуществлением капитальных вложений; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1034, от 28.11.2024 № 1649)
в) до утверждения ведомственной программы цифровой трансформации в порядке, установленном Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. № 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами";
г) (Подпункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2363)
д) до принятия решения об использовании (перераспределении) бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д1) до размещения в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения заключений, предусмотренных пунктом 4 Правил осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", содержащих вывод о целесообразности финансирования научных тем научных исследований (разработок) за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) , в порядке, установленном Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения"; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2363)
д2) до утверждения главными распорядителями средств федерального бюджета решений о предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 и абзацами четвертым и пятым пункта 2 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - решения о предоставлении субсидий) ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2363)
е) в иных случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1769)
3. Положения абзацев второго и третьего пункта 2 настоящего Положения в части сроков доведения до получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств не распространяются на лимиты бюджетных обязательств:
подлежащие перераспределению по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1769)
подлежащие распределению между получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации;
предусмотренные на принятие и исполнение международных обязательств Российской Федерации;
предусмотренные на принятие и исполнение обязательств, возникающих в связи с процессуальными издержками, связанными с производством по уголовному делу, издержками, связанными с рассмотрением гражданского дела, административного дела и дела по экономическому спору, а также с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации;
не превышающие 10 процентов общей суммы лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Положения, отраженных на лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытом главному распорядителю средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1034)
Главные распорядители средств федерального бюджета после доведения до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящего Положения (после внесения в указанные лимиты изменений) , формируют с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа (далее - государственная тайна) , в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система "Электронный бюджет") в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке информацию о таких лимитах бюджетных обязательств с указанием их объемов по годам и соответствующих кодов классификации расходов федерального бюджета и направляют ее в Федеральное казначейство.
4. Министерство финансов Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, сформированных не позднее 1 марта текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты, вносит в установленном порядке изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период в целях увеличения бюджетных ассигнований: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.2021 № 1719, от 28.11.2024 № 1649) )
на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в том числе государственных контрактов, расчеты по которым в отчетном финансовом году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на указанные цели; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1649)
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1649)
на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в отчетном финансовом году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, источником финансового обеспечения которых являлись указанные субсидии, в том числе субсидии, предоставление которых осуществлялось в отчетном финансовом году с применением казначейского обеспечения обязательств, в объеме, определенном решениями, принятыми главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 31 настоящего Положения, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на указанные цели; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 805, от 30.10.2020 № 1769)
на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, в объеме, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета в случае, если межбюджетные трансферты предоставлялись из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки местным бюджетам для выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения) , не использованных на начало текущего финансового года на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Феде