О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2017 г. № 1312
МОСКВА
О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1439, от 19.08.2020 № 1257, от 17.02.2022 № 204)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
2. Определить Федеральное агентство по делам национальностей оператором государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - система мониторинга) .
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления осуществлять реализацию полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, в пределах установленной предельной численности работников этих органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в бюджетах субъектов Российской Федерации, местных бюджетах на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Положением, утвержденным настоящим постановлением, при утверждении нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и ведения сегментов государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 28 октября 2017 г. № 1312
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1439, от 19.08.2020 № 1257, от 17.02.2022 № 204)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, цель, задачи и принципы создания и развития государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - система мониторинга) , ее структуру, порядок обеспечения доступа к системе мониторинга, правовой режим информации и программно-технических средств системы мониторинга, требования к ее технологическим, программным и лингвистическим средствам, правила информационного взаимодействия с иными информационными системами, а также порядок защиты информации, содержащейся в системе мониторинга.
2. Система мониторинга обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики.
Пользователями системы мониторинга являются Федеральное агентство по делам национальностей, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их подведомственные организации, государственные внебюджетные фонды и органы местного самоуправления, участвующие в выполнении задач в сфере государственной национальной политики, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия) .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
3. Оператором системы мониторинга является Федеральное агентство по делам национальностей.
4. Федеральное агентство по делам национальностей как оператор системы мониторинга выполняет следующие функции:
а) определяет направления развития системы мониторинга;
б) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы мониторинга;
в) осуществляет ведение системы мониторинга;
г) обеспечивает защиту информации, содержащейся в системе мониторинга, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
д) организует доступ к системе мониторинга;
е) осуществляет методическое обеспечение использования системы мониторинга.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
5. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
II. Цель, основные задачи и принципы системы мониторинга
6. Целью создания и функционирования системы мониторинга является реализация Стратегии в части:
а) обеспечения условий для решения задач, направленных на своевременное выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
б) обеспечения возможности оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
в) принятия эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики;
г) учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 1257)
7. Основными задачами системы мониторинга являются:
а) проведение мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (средства массовой информации, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных межнациональных и межконфессиональных ситуаций;
б) сбор, автоматическая и автоматизированная обработка данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями (деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления) , включая автоматическое (без участия оператора) выделение информационных поводов, отслеживание роста аудитории выделенных информационных поводов и передача их в отработку на муниципальный уровень на основании превышения критериев роста аудитории;
в) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
г) выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций, в конфликтующих группах которых усматривается разделение по этническому и (или) конфессиональному признаку, а также в случаях, когда стороны конфликта ищут поддержки в этнически (конфессионально) родственной или этнически (конфессионально) дружественной среде;
д) оповещение об угрозе возникновения межнационального или межконфессионального конфликта;
е) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
ж) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
з) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
и) осуществление регулярного сбора оперативной информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов в субъектах Российской Федерации, тенденциях развития межнациональных и межконфессиональных отношений в целях разработки соответствующих материалов, прогнозов и предложений; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
к) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
л) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
м) мониторинг и аналитическая обработка различных источников информации по вопросам реализации государственной национальной политики;
н) формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также его ведение в установленном порядке. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 1257)
8. Создание, функционирование и развитие системы мониторинга осуществляются на основании следующих принципов:
а) применение единой технической политики создания и функционирования системы мониторинга;
б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене информацией;
в) однократный ввод сведений, размещаемых в сегментах системы мониторинга, и их многократное использование;
г) обеспечение оперативного доступа пользователей системы мониторинга к информационным ресурсам;
д) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе мониторинга, в том числе за счет применения электронной подписи;
е) размещение сведений в системе мониторинга только уполномоченными должностными лицами;
ж) персональная ответственность уполномоченных должностных лиц за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в системе мониторинга;
з) использование преимущественно свободного программного обеспечения при создании, модернизации, функционировании и развитии системы мониторинга.
III. Сегменты системы мониторинга
9. Система мониторинга состоит из федерального сегмента и сегментов системы мониторинга субъектов Российской Федерации.
Федеральный сегмент системы мониторинга представляет собой единую информационно-технологическую инфраструктуру системы мониторинга.
Абзац.(Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
Сегменты системы мониторинга субъектов Российской Федерации (далее - региональные сегменты) формируются самостоятельно субъектом Российской Федерации путем проведения настроек системы мониторинга под специфику органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подключения автоматизированных рабочих мест к системе мониторинга.
10. Федеральный сегмент системы мониторинга обеспечивает:
а) функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в системе мониторинга на всей территории Российской Федерации;
б) функцию информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти;
в) функцию информационного взаимодействия между Федеральным агентством по делам национальностей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики, в части оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о возникновении конфликтной или предконфликтной ситуации;
г) функцию хранения и обработки информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
11. Региональные сегменты системы мониторинга обеспечивают:
а) функцию автоматизации механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в системе мониторинга в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) функцию информационного взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении задач в сфере государственной национальной политики, предусмотренных Стратегией, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере реализации государственной национальной политики, и органами местного самоуправления.
12. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы мониторинга
13. Обмен информацией между пользователями системы мониторинга осуществляется в электронной форме по защищенным каналам связи.
14. Взаимодействие системы мониторинга с иными информационными системами осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации к информационным системам, содержащим сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.
Информационное взаимодействие в рамках системы мониторинга осуществляется в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
15. Информационный обмен в рамках системы мониторинга осуществляется на основании межведомственных соглашений об информационном обмене (далее - соглашение) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
16. Технические и организационные требования к информационному обмену указываются в протоколе об информационном обмене, который является приложением к соглашению.
17. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
18. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
19. Обработка информации в рамках системы мониторинга и ее защита осуществляются с учетом положений законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях, о защите информации и персональных данных.
V. Порядок обеспечения доступа к системе мониторинга
20. Доступ к системе мониторинга предоставляется должностным лицам пользователей системы мониторинга (далее - должностные лица) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
21. Доступ к системе мониторинга предоставляется на основании заявок, направляемых в Федеральное агентство по делам национальностей:
а) федеральными органами исполнительной власти, - в отношении их должностных лиц и должностных лиц подведомственных им организаций;
б) государственными внебюджетными фондами, - в отношении их должностных лиц;
в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - в отношении их должностных лиц и должностных лиц подведомственных им организаций;
г) органами местного самоуправления, - в отношении их должностных лиц и должностных лиц подведомственных им организаций.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
22. В заявке, которая подписывается руководителем (его заместителем) пользователя системы мониторинга, направляющего заявку, указываются следующие данные должностного лица:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) ;
б) страховой номер индивидуального лицевого счета;
в) адрес электронной почты;
г) номер контактного телефона;
д) должность.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
23. Идентификация и аутентификация должностных лиц осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
24. Доступ к системе мониторинга предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
25. Пользователи системы мониторинга уведомляют Федеральное агентство по делам национальностей об увольнении (прекращении полномочий) должностного лица, которому предоставлен доступ к системе мониторинга, не позднее даты увольнения (прекращения полномочий) такого должностного лица.
Доступ указанных должностных лиц к системе мониторинга прекращается не позднее одного рабочего дня со дня получения Федеральным агентством по делам национальностей информации об увольнении (прекращении полномочий) должностного лица пользователя системы мониторинга.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
VI. Правовой режим информации, содержащейся в системе мониторинга, и программно-технических средств системы мониторинга
26. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
27. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе мониторинга, осуществляет Федеральное агентство по делам национальностей.
28. Федеральное агентство по делам национальностей обладает исключительными правами на используемые в системе мониторинга программное обеспечение и его компоненты.
29. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы координации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.
Исключительные права на результаты работ и оказание услуг по настройке регионального сегмента системы мониторинга, включая программное обеспечение и его компоненты (программные библиотеки, компиляторы, сервера приложений, системы управления базами данных и иные объекты интеллектуальной собственности) , принадлежат соответствующему субъекту Российской Федерации.
VII. Хранение информации, содержащейся в системе мониторинга
30. Информация, содержащаяся в системе мониторинга и ее сегментах, хранится на электронных носителях. Срок хранения такой информации составляет 75 лет.
31. После истечения срока хранения, установленного пунктом 30 настоящего Положения, информация, содержащаяся в системе мониторинга, подлежит уничтожению в установленном законодательством Российской Федерации порядке на основании акта об уничтожении.
32. Технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения системы мониторинга должны обеспечивать:
а) обмен документированными сведениями, содержащимися в системе мониторинга и ее сегментах;
б) поиск информации по различным реквизитам, хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в системе мониторинга и ее сегментах;
в) актуализацию сведений, содержащихся в системе мониторинга и ее сегментах, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими;
г) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2022 № 204)
VIII. Требования к техническим и программным средствам системы мониторинга
33. Технические и программные средства системы мониторинга должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаются на территории Российской Федерации;
б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
в) имеют действующие сертификаты на средства криптографической защиты информации, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации, и сертификаты на средства защиты информации (некриптографическими методами) , выданные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе мониторинга, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации о пользователях системы мониторинга, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивают доступ пользователей к системе мониторинга, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в системе мониторинга информации от несанкционированного доступа;
е) обеспечивают прохождение участниками системы мониторинга идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
ж) обеспечивают возможность получения информации из системы мониторинга в виде файлов, электронных сообщений или на бумажных носителях;
з) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
34. В системе мониторинга обеспечивается единство справочной информации, включая словари, справочники, реестры и классификаторы.
Перечень словарей, справочников, реестров и классификаторов, используемых в системе мониторинга, устанавливается Федеральным агентством по делам национальностей.
IX. Требования к порядку защиты информации
35. Порядок защиты информации, предусматривающий в частности виды работ по защите информации и порядок их выполнения, должен соответствовать части 5 статьи 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и нормативным правовым актам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, определяющим требования к защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.
____________