О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. № 881
МОСКВА
О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 № 1094, от 02.12.2021 № 2181)
В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 246 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2. Дополнить подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 38, ст. 5121; 2015, № 7, ст. 1045; № 41, ст. 5654; № 49, ст. 6979) абзацем следующего содержания:
"о проведении конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;".
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 сентября 2016 г. № 881
ПРАВИЛА проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 № 1094, от 02.12.2021 № 2181)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - региональный оператор, конкурсный отбор) , требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе (далее - заявка) .
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"документация об отборе" - документ, утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения;
"заявитель" - юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, подавшее заявку;
"конкурсный отбор" - процедура, по результатам которой победителю конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора;
"организатор конкурсного отбора" - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение конкурсного отбора;
"соглашение" - соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурсного отбора, устанавливающее права и обязанности сторон по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами;
"участник конкурсного отбора" - заявитель, допущенный конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе.
Понятия "вид отходов", "захоронение отходов", "обезвреживание отходов", "обработка отходов", "объекты обезвреживания отходов", "региональный оператор", "сбор отходов", "твердые коммунальные отходы", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", используемые в настоящих Правилах, имеют значения, определенные Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
3. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсные отборы являются открытыми по составу участников.
4. Не допускается взимание с участников конкурсного отбора платы за участие в конкурсном отборе.
5. Протоколы, составленные в ходе проведения конкурсного отбора, заявки, документация об отборе, изменения, внесенные в документацию об отборе, разъяснения документации об отборе, а также результаты фотофиксации документов, содержащихся в заявках и аудио- и видеозаписи вскрытия конвертов с заявками, хранятся организатором конкурсного отбора не менее 3 лет.
II. Конкурсная комиссия
6. Для проведения конкурсного отбора приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, определяется ее состав, назначается председатель конкурсной комиссии. Число членов конкурсной комиссии не может быть менее чем 5 человек.
7. Членами конкурсной комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки заявок, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения регионального оператора, в том числе физические лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники конкурсного отбора (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников конкурсного отбора) , либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника конкурсного отбора или являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками) , полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) , усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника конкурсного отбора. В случае выявления в составе конкурсной комиссии указанных физических лиц орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения регионального оператора и на которых не способны оказывать влияние участники конкурсного отбора.
8. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании конкурсной комиссии присутствует не менее 50 процентов общего числа ее членов, при этом каждый член конкурсной комиссии имеет один голос. Решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа голосов членов конкурсной комиссии, принявших участие в ее заседании. В случае равенства числа голосов голос председателя конкурсной комиссии считается решающим. Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены конкурсной комиссии, принявшие участие в заседании конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия вправе в целях оценки соответствия заявителей критериям конкурсного отбора, проверки достоверности сведений, предоставляемых заявителями, и оценки и сопоставления заявок привлекать к своей работе независимых экспертов без права голоса в порядке, установленном организатором конкурсного отбора.
9. Конкурсная комиссия выполняет следующие функции:
а) осуществляет вскрытие конвертов с заявками и конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок (далее - уведомление об участии во втором этапе) , а также рассмотрение заявок и уведомлений об участии во втором этапе в установленном порядке;
б) проверяет документы и материалы, представленные в составе заявки и уведомления об участии во втором этапе на предмет достоверности сведений, содержащихся в этих документах и материалах, запрашивает дополнительную информацию, привлекает независимых экспертов в целях обеспечения экспертной оценки документации об отборе, оценки и сопоставления заявок, оценки соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;
в) устанавливает соответствие представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами;
г) осуществляет оценку и сопоставление заявок, определяет победителя конкурсного отбора;
д) подписывает протоколы, составленные в ходе проведения конкурсного отбора, направляет заявителям и участникам конкурсного отбора уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях;
е) осуществляет иные функции, определенные организатором конкурсного отбора.
III. Документация об отборе
10. Организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.
11. Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов) , не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.
Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
12. Документация об отборе содержит:
а) ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - схема обращения с отходами) ;
б) описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами;
в) сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) ;
г) сведения о расположении (планируемом расположении) мест накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 № 1094)
д) сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников) , на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;
е) сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами;
ж) ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования региональной программы в области обращения с отходами (при наличии такой программы) ;
з) обязанности регионального оператора, в том числе:
обязанности по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами (далее - операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами) ;
обязанности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости) ;
обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости) ;
обязанности по передаче находящихся в собственности регионального оператора контейнеров и бункеров, приобретенных за счет средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные такими контейнерами и бункерами, в случае прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2181)
иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
и) критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора) , их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором;
к) величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок;
л) информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов;
м) информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине;
н) объем расходов регионального оператора, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
о) срок, на который присваивается статус регионального оператора;
п) требования к участникам конкурсного отбора;
р) срок, место и порядок подачи заявок;
с) срок, место и порядок подачи участниками конкурсного отбора уведомления об участии во втором этапе (при необходимости) ;
т) состав заявки, включая исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены заявителями, порядок и срок отзыва заявок, порядок внесения изменений в заявки;
у) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками;
ф) место, дату и время вскрытия конвертов с уведомлениями об участии во втором этапе (при необходимости) ;
х) порядок оценки и сопоставления заявок;
ц) размер, порядок и срок предоставления обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора обязательств по соглашению;
ч) срок подписания протокола о результатах проведения конкурсного отбора;
ш) срок подписания соглашения;
щ) проект соглашения.
13. Организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора. При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.
14. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документация об отборе должна содержать сведения о территориях в зоне деятельности регионального оператора, для которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 № 1094)
15. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения документация об отборе может:
а) содержать сроки, условия и порядок привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами к оказанию комплексной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, хранение и захоронение твердых коммунальных отходов) ;
б) не содержать информацию, указанную в подпункте "л" пункта 12 настоящих Правил.
16. Способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением. Размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5 процентов максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 № 1094)
17. Организатор конкурсного отбора вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок. В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором конкурсного отбора в порядке, установленном для размещения документации об отборе. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы срок со дня размещения внесенных в документацию об отборе изменений на официальном сайте торгов до дня окончания срока подачи заявок составил не менее чем 20 дней.
18. Организатор конкурсного отбора или конкурсная комиссия обязаны представлять в письменной форме разъяснения положений документации об отборе по запросам заявителей, если такие запросы поступили организатору конкурсного отбора или в конкурсную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока представления заявок. Разъяснения положений документации об отборе направляются организатором конкурсного отбора или конкурсной комиссией заявителю в течение 3 рабочих дней, но не позднее чем за 5 дней до дня истечения срока представления заявок, а также размещаются на официальном сайте торгов с приложением содержания запроса и без указания заявителя, от которого поступил запрос.
IV. Требования к участникам конкурсного отбора
19. Участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям:
а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации;
б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора;
в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о п