Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. № 410
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120, от 15.08.2020 № 1232, от 24.03.2023 № 471)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 13 мая 2016 г. № 410
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120, от 15.08.2020 № 1232, от 24.03.2023 № 471)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий) , относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории) , включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий) , их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) .
Настоящие требования не распространяются: (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120)
на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120)
на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120)
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации) , являющиеся правообладателями объектов (территорий) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2023 № 471)
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) , являющихся правообладателями объектов (территорий) , а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) .
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
4. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) , при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий) , которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
5. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории) , о возможных угрозах совершения террористических актов, а также о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах.
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе.
6. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
7. В состав комиссии включаются представители органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , работники этого объекта (территории) , представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120)
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий) .
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) .
8. Комиссия назначается:
в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
Срок работы комиссии определяется руководителем органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , назначившим комиссию, в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 60 рабочих дней.
9. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) ;
в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории) ;
г) выявляет потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории) , действия в отношении которых могут привести к прекращению нормального функционирования всего объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории) , а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
10. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории) , в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории) ;
в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории) ;
г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории) , необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
11. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - более 5 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - менее 5 млн. рублей.
12. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , назначившим комиссию, или уполномоченным им лицом.
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории) .
13. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории) .
14. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) .
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
15. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию) , что достигается посредством:
организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории) , контроля их функционирования;
разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию) ;
своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;
оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) ;
организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории) ;
б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию) ;
принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;
организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию) ;
исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) ;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории) ;
контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
в) минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;
разработки порядка эвакуации работников объекта (территории) , а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений) ;
своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений) , обеспечения технических возможностей эвакуации;
г) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) , что достигается посредством:
установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории) , иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
(Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2018 № 120)
д) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, а также попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объект (территорию) ;
периодической проверки (обхода и осмотра) зданий, сооружений и строений;
обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
(Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2020 № 1232)
16. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам:
а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования;
б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;
в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) , их критических элементов;
г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) ;
е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений) ;
з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий) .
17. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;