Распоряжение от 28 декабря 2009 года №2094-р. Цель Стратегии - реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды для жизни, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития.
Справка
Документ
-
PDF
1Mb
Распоряжение от 28 декабря 2009 года №2094-р
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее – Стратегия) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года №2094-р.
Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения в этих регионах за счёт формирования развитой экономики и комфортных условий жизни, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие регионов, и решить ряд задач, первоочередными из которых являются:
- создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;
- формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
- снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путём формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объёмах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;
- сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года №1662-р) и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.
Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счёт реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Реализация экономического потенциала зон опережающего роста и формирование комфортных условий жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает:
- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
- модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов;
- масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
- развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья и максимальное использование преимуществ, связанных с географическим положением и природными ресурсами восточных регионов;
- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнёрства;
- развитие предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов развития (космическая сфера, авиа- и вертолётостроение, судостроение, инновационные проекты в области энергетики) и занявших свою нишу на российском товарном рынке благодаря применению «двойных технологий»;
- создание и развитие деятельности локальных инновационно-производственных центров и технопарков, ориентированных на создание новых продуктов, а также образовательных и научных центров с технологическими и маркетинговыми исследованиями по цепочке «идея – технология – товар – услуга».
Реализация базового сценария развития обеспечит рост валового регионального продукта субъектов Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, более высокими темпами по сравнению с другими регионами Федерации. При этом с 2011 по 2025 год темпы роста валового регионального продукта субъектов Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, превысят темпы роста валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации более чем на 0,5 процентного пункта в год.
В период 2009–2025 годов в соответствии с прогнозируемым изменением социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, выделяются 3 этапа экономического развития.
Первый этап (2009–2015 годы) предусматривает:
- превышение темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими темпами роста;
- внедрение энергоресурсосберегающих технологий;
- незначительное повышение занятости населения;
- начало реализации новых инфраструктурных проектов, а также проектов в области промышленности и сельского хозяйства в зонах опережающего экономического роста, что способствует росту инвестиций в экономику и формированию новых центров регионального развития.
Второй этап (2016–2020 годы) предусматривает:
- осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций и обеспечивающих преодоление сложившихся инфраструктурных барьеров;
- увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов;
- рост доли экспорта продукции глубокой переработки добываемого сырья.
Третий этап (2021–2025 годы) предусматривает:
- социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, связанное с закреплением лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей интеграцией Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство;
- развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализующем конкурентный потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона в сферах высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики и транспорта;
- реализацию крупномасштабных проектов по добыче, переработке и поставке углеводородного топлива;
- завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;
- расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
- ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции в сферах образования и здравоохранения с постепенным повышением государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран.
Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов, в первую очередь на территории опережающего экономического роста.
Предусмотрено определение комплекса мер по закреплению трудоспособного населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона и привлечению в эти регионы высококвалифицированных кадров, включая улучшение социальной инфраструктуры, развитие и повышение надежности инженерных систем населенных пунктов, совершенствование системы гарантий и компенсаций для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, пенсионного обеспечения граждан, развитие профессионального образования.