Распоряжение от 24 декабря 2012 года №2509-р. Программа обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции.
Справка
Документ
-
Распоряжение от 24 декабря 2012 г. №2509-р
Программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» разработана Минпромторгом России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. №1950-р об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
Проект программы согласован с Минтрансом России, Минэкономразвития России и Минфином России и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Программа обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники;
- укрепление научного, проектно-конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли;
- оптимизация продуктовой линейки путём создания семейств максимально унифицированных изделий;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
- достижение уровня передовых стран по качеству продукции;
- стимулирование спроса на отечественную авиационную технику;
- реализация мер государственной поддержки отрасли в соответствии с требованиями ВТО.
Для контроля и оценки эффективности хода реализации программы предусмотрены следующие основные целевые индикаторы и показатели:
- выручка от продажи продукции, работ (услуг) организаций промышленности;
- производительность труда;
- рентабельность продаж и активов организаций промышленности;
- количество поставленных воздушных судов и двигателей;
- доля инновационных товаров, работ (услуг);
- доля экспорта высокотехнологичных товаров на мировом рынке.
В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года планируется осуществить следующие мероприятия:
- разработка новых технологий и инновационных проектов в области авиастроения, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке;
- поддержание и развитие объектов уникальной стендовой базы, обеспечивающей развитие отрасли;
- сокращение научно-технического и технологического отставания России от передовых стран в области авиастроения;
- создание НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» по базовым проблемам развития отечественного авиастроения;
- формирование инновационных территориальных кластеров авиационного профиля;
- обеспечение передачи технологий в смежные отрасли промышленности.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- достижение долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном секторах соответственно:
- самолётостроение – 3,2% и 10,9%;
- вертолётостроение – 12% и 16,5%;
- авиационное двигателестроение – 1,4% и 12,9%;
- авиационное агрегатостроение – 4,4% и 5,4%;
- авиационное приборостроение – 10,9% и 21%;
- в сфере авиационной науки и технологий – создание эффективной системы управления научными исследованиями путём координации работ научных и промышленных организаций, формирование научно-технического задела для обеспечения прорыва по ключевым направлениям, создание научно-экспериментальных баз мирового уровня для проведения перспективных НИР и испытаний, расширение участия России в международных научных исследованиях по авиации;
- в области малой авиации – модернизация существующего парка воздушных судов, разработка и организация производства современных самолётов для местных авиалиний.
Во всех секторах авиационной промышленности к 2025 году запланировано завершение формирования конкурентоспособных на мировом уровне корпораций с устойчивой прибыльностью, что позволит развернуть серийное производство перспективных воздушных судов и создать эффективную систему их послепродажного обслуживания.
Основные индикаторы программы к 2025 году (относительно уровня 2011 года):
- количество ежегодно поставляемых гражданских самолётов 180 штук (рост в 26 раз) и военных самолётов 130 штук (рост в 1,4 раза);
- количество ежегодно поставляемых гражданских вертолётов 215 штук (рост в 3,6 раза) и военных вертолетов 245 штук (рост в 1,2 раза);
- количество ежегодно поставляемых авиационных двигателей военного и гражданского назначения 3 тыс. штук (рост в 4,3 раза);
- количество ежегодно поставляемых двигателей для наземных и судовых газотурбинных установок 130 штук (рост в 3,1 раза);
- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий отрасли 1 775 млрд рублей (рост в 3,5 раза);
- производительность труда на предприятиях отрасли не менее 14 млн рублей в год на человека (рост в 9,4 раза).
Всего за время реализации программы планируется построить около
3350 самолётов и 5550 вертолётов различного назначения и более 33 тыс. авиадвигателей, выручка от продажи которых должна составить порядка 14 000 млрд рублей.
Общий объём финансирования программы в 2013–2025 годах составит 1705,5 млрд рублей в ценах соответствующих лет, из них за счёт федерального бюджета – 1207,7 млрд рублей и из внебюджетных источников – 497,8 млрд рублей.
Достижение цели и системное решение поставленных задач проекта программы позволят сформировать качественно новый, инновационный облик авиационной промышленности в обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и повышения качества жизни населения.