Стенограмма:
М.Абызов: Добрый день, уважаемые коллеги! Вам представлены и презентация, и основные материалы к докладу, который сегодня был представлен на рассмотрение Правительства, а также решения, которые по результатам этого рассмотрения приняты.
Сразу хотел бы сказать, что стандарт открытости для деятельности органов исполнительной власти, который сегодня рассматривался на заседании Правительства, подготовлен на основании того практического опыта, который наши министерства и ведомства получили за прошедшие полтора года внедрения принципов открытости в их деятельность.
Мы смогли реализовать основные пилотные проекты, практика которых сейчас обобщена и положена в основу стандарта, который состоит из трёх основных частей. Первая часть – это непосредственная концепция открытости. Вторая часть – это методологические и методические рекомендации по внедрению механизмов открытости. И третья, новая часть, которая появилась в разделе стандарта, – это система независимой оценки и мониторинга открытости органов исполнительной власти.
Начну, наверное, с самого интересного, с третьей части, потому что это то новое, что будет в 2014 году внедрено в практику деятельности наших министерств и ведомств, а также независимых экспертов. Предполагается, что мониторинг и оценка деятельности министерств будет проводиться независимым экспертным сообществом, и она будет состоять из трёх частей. Первая часть этой оценки – это непосредственно самооценка внедрения механизмов открытости, которую будут проводить руководители министерств и ведомств. Вторая часть состоит из оценки, которая будет проводиться основными референтными группами, то есть теми отраслевыми организациями и общественными объединениями, которые в первую очередь заинтересованы в деятельности министерств и реализации их политик.
И третья часть этого мониторинга и оценки – это проведение социологических исследований по методике, которая подготовлена и тоже представлена.
Таким образом, в результате работы по этой оценке, которая будет проводиться не реже, чем раз в год, министерства и ведомства могут, во-первых, оценить, каким образом их система самооценки непосредственно соответствует тем показателям, которые даёт им общество и независимые эксперты. Увидев эти различия (они, очевидно, будут по некоторым министерствам), можно будет найти эффективные способы решения основных проблемных точек во взаимодействии министерства, заинтересованных сторон и общества в целом.
Нами проведена (я сегодня докладывал на заседании Правительства) пилотная работа по апробации этой системы оценки, мы по трём министерствам провели соответствующее социологическое исследование: Минтруд, Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки. Мы провели это по уникальной, с моей точки зрения, методике социологического исследования, которая не только захватывала опрос широкого круга общества (было опрошено более 1,6 тыс. респондентов), но и концентрировалась на опросе и работе с этими референтными общественными группами, которые непосредственно взаимодействуют с министерством.
Кроме того, в этой работе по социологическому опросу исследовалось отношение к деятельности министерства со стороны основных учреждений, подведомственных министерству. То есть это такая попытка провести независимую оценку в формате, что называется, «360». Результаты показывают, что министерства и ведомства, которые внедряют механизмы наиболее эффективно, получают позитивный эффект в части вовлечённости граждан в работу министерств, позитивную оценку их деятельности. И это показывает, что в целом применение механизмов, которые заложены в основу концепции, даёт положительный результат, в том числе и в части понимания обществом основной политики, которую реализуют министерства и ведомства. Это важно, потому что зачастую государственные служащие и чиновники, определяя и донося до общества те приоритеты, которые реализуют министерства, формируют это на таком кондовом чиновничьем языке (у нас это называется языком нормативно-правовых актов – НПА, где сокращения ГРБС, ОНДП, ФАИП), и простой человек понять такого языка не может. И вот именно для того, чтобы обеспечить эту понятность, в методических рекомендациях присутствует целый раздел, который, я уверен, в следующем году будет применяться министерствами. Соответствующее поручение на заседании Правительства дано и приведёт к позитивному результату.
Первые результаты уже есть. Мы сегодня утром проводили с Министром финансов большое мероприятие, связанное с подведением итогов формирования бюджета для граждан на период 2014–2016 годов. Бюджет Российской Федерации – это основной финансово-экономический документ страны, который определяет основные расходы и формирует параметры доходной части бюджета. Для налогоплательщика, очевидно, важно на простом языке понимать, как формируется и как расходуется бюджет. Бюджет, который для граждан сегодня представлен и размещён в сети Интернет, представляется на общественных площадках, в ближайшее время будет представлен в том числе на площадке Государственной Думы, – должен показывать гражданам и доносить на понятном простом языке, куда и по каким параметрам расходуются средства налогоплательщиков. Мы эту работу продолжим на уровне региональном и муниципальном. Это хороший пример понятности деятельности органов исполнительной власти, когда простой гражданин, человек, предприниматель может за короткое время, не путаясь в бюрократических формулировках, понять суть деятельности министерств, задачи, которые ставит министерство перед своим коллективом, цели, которые будут реализованы в доступном понятном формате. Это основные направления, по которым мы будем работать в 2014 году.
Также будет продолжена работа в части реализации концепции открытых данных. Я напомню, что мы, Российская Федерация, в 2013 году в рамках саммита G8 в Великобритании подписали хартию по открытым данным, международный документ. На сегодняшний день Правительством по поручению Президента принят план по реализации Хартии по открытым данным, он предписывает вывести работу с раскрытием информации в машиночитаемом виде на абсолютно новый уровень. Эта работа проводится Советом по открытым данным в рамках комиссии, которую возглавляет Председатель Правительства. Она в 2014 году будет продолжена и станет для информационной открытости наших министерств и ведомств одной из основных.
Очевидно, будет продолжена работа по повышению уровня общественного контроля. Нам действительно необходимо за следующий год масштабно перезагрузить деятельность общественных советов. На сегодняшний день не при всех министерствах и ведомствах общественные советы созданы, не везде они работают эффективно. Нам важно не только сменить здесь вывеску, нам важно перевести работу общественных советов на неформальный и продуктивный уровень, когда их работа будет приводить к реальному учёту мнения общественных советов в деятельности наших ведомств.
Третье направление, которое будет продолжено в 2014 году, – это работа по экспертному сопровождению и общественному обсуждению контрольно-надзорных функций государства и государственных услуг. Что нового мы в этом году сделали? Мы перевели государственные услуги, которые оказываются нашими территориальными органами в наших регионах и муниципалитетах, на систему, при которой оценку качества государственным услугам непосредственно даёт гражданин, который эти услуги получает от государства. Мы в пилотном формате начали эту работу по линии Росреестра. Регулярно посещая регионы, многофункциональные центры, которые созданы с участием федерального Правительства и регионов, могу сказать, что это уникальная система, которая позволяет гражданам получить удобные государственные услуги и, главное, сделать это быстро и на высоком качественном уровне. Это внедрение системы гражданской оценки качества госуслуг мы будем развивать, и, более того, эта оценка будет иметь прямые последствия для оценки качества работы наших государственных служащих и руководителей соответствующих территориальных подразделений. На основании оценки граждан мы будем делать выводы в том числе о служебном соответствии или уровне компетенции наших специалистов на местах.
Большая работа будет связана с гражданским контролем и экспертным сопровождением вопросов, связанных с госрасходами. С 1 января внедряются принципы федеральной контрактной системы. Это сложный процесс. Нам важно при переходе на новую основу госзакупок и госрасходов обеспечить их прозрачность для общества, обеспечить высокий уровень общественного контроля. Новое законодательство даёт для этого дополнительные механизмы. Мы должны эффективно их запустить и посмотреть, каким образом их применять.
Вот, наверное, основные задачи, которые стоят по внедрению механизмов и системы Открытого правительства на 2014 год. Здесь мы сразу на Правительстве определили, что и мероприятия, которые мы планируем, и методические рекомендации носят формат открытой книги, и мы будем своевременно их дополнять по мере нашей работы и получения новых результатов и новых практик.
Бюрократическая часть работы будет выглядеть следующим образом. До 10 февраля в соответствии с решением Правительства министерства и ведомства должны будут внести в Правительственную комиссию по вопросам Открытого правительства свои собственные индивидуальные планы по внедрению открытости на период 2014–2015 годов, и до 1 марта правительственная комиссия должна их рассмотреть и внедрить. Кроме того, до 1 марта предполагается провести эту независимую систему мониторинга и оценки степени открытости министерств и ведомств, которая, по сути дела, на старте, такой входной контроль осуществить, для того чтобы при помощи этой независимой оценки, в том числе, министерствам и ведомствам помочь откорректировать эти планы, их дополнить и посмотреть, как реализация их будет приводить к изменению тех оценок, которые будут даны независимыми экспертами и обществом в феврале. Следующее исследование мы предполагаем сделать до конца 2014 года. Вот такая часть, которая будет поддерживать нашу работу с точки зрения административных правил и порядка.
Вопрос: Добрый день, ИТАР-ТАСС, Наталья Славина. Скажите, пожалуйста, по вашим данным на сегодняшний день, какое министерство и ведомство является наиболее открытым по этой системе и, наоборот, какое наиболее закрытым? И второй вопрос: вы говорили, что на основе этих данных об открытости будут выноситься суждения о служебной компетентности или некомпетентности их руководителей. Как вы себе это представляете и в какие сроки вы уже можете такие представления вносить в Правительство?
М.Абызов: С последнего начну. Необходимо уточнить, что это касается руководителей территориальных органов исполнительной власти, которые непосредственно предоставляют услуги населению, гражданам нашей страны. Именно на них будет распространяться правило, при котором негативная оценка гражданами уровня качества услуг, которые оказывает наше ведомство на местах, будет приводить, во-первых, к соответствующим служебным проверкам и, во-вторых, к принятию решения о соответствии людей и их квалификации требованиям по занимаемым должностям. Постановление Правительства, которое это предписывает, принято, там заложены критерии, они заключаются в том, что приемлемый уровень качества государственных услуг не должен быть ниже 70% удовлетворённости.
Методику я сейчас не буду детализировать, она в том числе представлена в открытом доступе в сети Интернет, но она учитывает оценку гражданами не только скорости предоставления услуг, но и удобства предоставления услуг, а также качествовзаимодействия с чиновником, который эту услугу предоставляет. Мы начали эту работу, как я уже сказал, в 2013 году по линии Росреестра, это одна из самых масштабных государственных услуг, которая предоставляется гражданам, – всё, что связано с регистрацией прав собственности и земельными отношениями в том числе. Мы (Правительство Российской Федерации) в 2014 году эту методику по оценке гражданами качества государственных услуг распространим и на миграционную службу, и на другие наши ведомства. Также в течение I квартала мы будем вырабатывать методические рекомендации и предложения для того, чтобы на такую систему оценки качества услуг и соответствия госслужащих перешли на местах, в регионах Российской Федерации. На сегодняшний день унифицированной формы оценки качества государственных услуг, которые предоставляют регионы и муниципалитеты, не существует. Наша задача – подготовить её и регионам предложить к внедрению.
Что касается вашего первого вопроса о том, какие министерства более открытые, какие менее. Я могу сказать, что все министерства те требования, которые предъявляются по основным направлениям (это направления, связанные с информационной открытостью, обеспечением вовлечённости граждан в принятие решений, в том числе посредством публичного и открытого обсуждения проектов решений, которые министерства и ведомства разрабатывают и вносят в Правительство, требования по обязательному общественному обсуждению крупных закупок – это элемент общественного контроля), – эти требования все министерства и ведомства выполняют. Выполняют в первую очередь потому, что внедрение системы Открытого правительства является одним из приоритетов Правительства, который в самом начале был обозначен Председателем Правительства.
Мы как единая команда реализуем те приоритеты Правительства, которые принимаются и являются действительно значимыми для работы всего кабинета министров. С другой стороны, формальные и административные процедуры предусматривают следующую систему: не пройдя общественное обсуждение, нормативно-правовой акт не может быть представлен в Правительство. Это общественное обсуждение в первую очередь проводится посредством публичного представления документа на интернет-ресурсах как министерств, так и на централизованном интернет-ресурсе http://regulation.gov.ru/.
Кроме того, многие министерства и ведомства используют площадку общественных советов для независимого аудита проектов своих решений, которые потом одобряет Правительство. Без проведения этих мероприятий Правительство не может рассматривать документы – это обязательный порядок для всех, и в этом отношении мне трудно кого-то выделить, потому что это уже стало нормой жизни для всех министерств и ведомств. То же самое касается крупных государственных расходов, сверх 1 млрд рублей: они обсуждаются в обязательном порядке с привлечением общественности и независимых экспертов. Без проведения публичной процедуры по их обсуждению невозможно выделение средств из федерального бюджета – это тоже норма, которая жёстко заложена.
Практики же, которые применяются министерствами и ведомствами, действительно дают различный результат. Я могу сказать, что те шесть пилотных министерств, которые в этом году реализовали проект по представлению обществу своей публичной декларации целей и задач на период до 2018 года и в привязке к задачам 2013 года, достигли определённых положительных результатов, и тоже этот опыт был показателен.
Вы знаете, в деятельности любого министерства и министра, у него под контролем находится приоритетных задач гораздо больше, чем это можно предъявить и качественно обсудить с обществом. Некоторые цели, которые поставлены перед министерствами, на самом деле состоят из 25–35 составных элементов. И действительно, если постараться, что называется, каждый из этих элементов представить и детально обсудить на общественной площадке и постоянно представлять ход его исполнения для средств массовой информации, то это достаточно тяжёлая работа, а по некоторым аспектам она не вызывает в том числе и значимого общественного интереса и находится в логике такой профессиональной деятельности министерства.
И в этом отношении было важно из вот этого набора целей и задач министерства выбрать приоритеты действительно общественно значимые. Мы сразу определили, что их не может быть больше пяти-шести, и министерства и ведомства должны по этим приоритетам организовать отдельную работу со своими и общественными организациями, и с заинтересованными и референтными группами. Это Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство связи, Министерство энергетики, Министерство труда и Министерство природных ресурсов. Эти шесть министерств такую работу провели. И Министерство по чрезвычайным ситуациям – седьмое. Эти министерства такую работу провели, и надо сказать, что анализ результативности этой работы показывает, что этот механизм работает. Помимо того, что вашим коллегам, средствам массовой информации происходит представление и презентация того, как министерство будет эти цели и задачи реализовывать, они развернули соответствующую работу со своими территориальными органами (а это же огромные структуры, например Министерство по чрезвычайным ситуациям), когда эти цели и задачи министерств и их территориальных подразделений в регионах доводятся до граждан на местах. Мы стараемся это делать в максимально понятной и доступной для простых граждан форме.
От этого информированность граждан о работе Правительства и доверие к тому, что делает власть, с одной стороны, возрастает, с другой стороны, возрастает и информационное понимание деятельности органов власти, соответственно, повышаются возможности для реализации гражданского и общественного контроля. Поэтому здесь практики, которые получили мы в 2013 году, позволяют в том числе выделить вот такие министерства, которые проходили их в пилотном формате, – это практики позитивные.
Вопрос: Инга Юмашева, радио «Маяк», «Вести-FM». Михаил Анатольевич, вас только что буквально критиковали на заседании Общероссийского народного фронта, в частности по тому поводу, что у вас нет чёткой позиции по Бирюлёву. Также вопрос: как вы считаете, накануне удалось ли вам достигнуть взаимопонимания с участниками Народного фронта? И зачитаю ещё цитату Владимира Владимировича Путина, который сказал, что «министры Открытого правительства ещё недостаточно открыты». Как вы это прокомментируете?
М.Абызов: Я считаю, что взаимодействие, которое у нас есть с общественными организациями, в том числе с Общероссийским народным фронтом, очень нужно Правительству и полезно, в том числе для тех людей, которые принимают участие в деятельности ОНФ. То, что критикуют, – это нормальный процесс, главное, чтобы критика была объективной и конструктивной, и здесь важно в том числе и критические замечания совместно детально разбирать. Главное, чтобы эта критика и это обсуждение приводили к конкретным совместным решениям и изменениям власти там, где эта власть должна корректировать свои решения. Там, где обратная связь от общества – с площадки ОНФ, с площадки Общественной платы, она носит объективный и корректный характер. И такие предложения, в том числе вчера, многие высказывались. Я считаю, что для Правительства крайне важно продолжение взаимодействия с ОНФ, с общественными организациями. Те предложения, которые были вчера высказаны в адрес Правительства, безусловно, будут проанализированы, и по результатам мы будем принимать решение.
Что касается недостаточной открытости, то это порой справедливо, будем работать для того, чтобы обеспечивать больший интерактив с обществом. И это задача, которую в том числе мы сегодня на заседании Правительства обсуждали: за счёт каких механизмов Правительство и министры будут это делать.
Что касается Бирюлёва, я очень чётко высказал свою точку зрения вчера. Я считаю, что то, что произошло в Бирюлёве – и как происшествие, и то, что ему предшествовало, – это предмет серьёзного анализа и принятия серьёзных решений со стороны власти. Нам важно не только реагировать на происшедшие события, нам важно работать для того, чтобы их предотвращать. И в этом отношении, что касается вопросов трудовой миграции, что касается вопросов вообще миграционного законодательства, нам надо серьёзно усиливать работу и совершенствовать это правовое поле. Я действительно считаю, и вчера высказывался, что в первую очередь это задача, которую должна решать местная власть. Невозможно федеральным руководителям по каждому такому эпизоду моментально выезжать на места в любую точку России. Местная власть должна в первую очередь концентрироваться на предотвращении подобных ситуаций. Это необходимо, и необходимо, чтобы подключились в том числе и федералы. В этом отношении претензии, которые высказывались, и замечания были отчасти справедливы.
Вопрос: А как вы считаете, у вас всё-таки состоялось взаимопонимание вчера? Оно было, вы почувствовали его? Или немножко напряжённая была атмосфера?
М.Абызов: Я остался крайне доволен работой на площадке ОНФ вчера, несмотря на всю критику, несмотря на жаркие споры, несмотря на громкие голоса. Это правильная площадка, которая позволяет власти получать обратную связь, о которой мы говорим последние два года, а формы этого могут быть разные. Ещё раз я могу сказать: самое главное для меня во вчерашней работе и в сегодняшней работе площадки ОНФ – что формируется реальное предложение, которое необходимо обсуждать и по результатам этого принимать конкретные решения. И задача – не просто обсудить и где-то поспорить, задача, чтобы эти споры и обсуждения приводили к реальным результатам, изменениям. Изменениям чего? Качества жизни граждан, качества ведения бизнеса, качества работы власти. Любое решение, любое обсуждение можно свести к конкретным направлениям: что это решение и обсуждение дают для гражданина, что это обсуждение и решение дают для качества государства и качества власти, что это даёт для предпринимателя? Через призму этого легко любые споры вести, когда ты видишь свет в конце этой дискуссии.
Вопрос: Ирина Топоркова, «Сити-FМ». Какие базы уже открыты министерствами в формате открытых данных? Приведите, пожалуйста, какие-то удачные, на ваш взгляд, примеры.
М.Абызов: На сегодняшний день открыто более 5 тыс. наборов данных. Это только начало работы. Мы не прошли даже и четверти пути. В части открытых данных отдельно скажу, в чём идеология и принципы работы в системе раскрытия информации в формате открытых данных. Государство собирает в ходе своей работы огромное количество информации. По разным оценкам, на сбор и обработку информации в государственной машине задействовано от 15 до 20, а может быть, в некоторых случаях до 25% государственного аппарата и ресурсов. Без такой поддержки невозможна эффективная работа государства. Но огромный государственный ресурс тратится на то, чтобы собирать информацию, её анализировать, обрабатывать, её предоставлять и хранить. Это работа оплачивается налогоплательщиками. Часть информации является закрытой и секретной, связанной с государственной тайной. Эта информация должна соответствующим образом охраняться. Остальная информация, которая оплачена налогами наших граждан, должна быть представлена в открытом доступе.
Более того, важно, чтобы она ещё и была вовлечена в экономический оборот, для того чтобы эта информация улучшала качество жизни и качество ведения бизнеса, качество государственного управления. С последним элементом у нас дела обстоят не очень хорошо. И именно формат представления информации в машиночитаемом виде должен здесь существенно изменить ситуацию к лучшему. В следующем году мы рассчитываем, что в 4–5 раз увеличим количество данных, представленных в машиночитаемом виде нашими министерствами и ведомствами.
Для нас приоритетом является раскрытие информации, которая в первую очередь востребована либо гражданами, либо бизнесом. Для граждан важно знать, например, и иметь в открытом доступе информацию о результатах ЕГЭ в школах, это позволяет выбрать учебное заведение для своих детей. Качество медицинского обслуживания: для граждан важно видеть непосредственно по линии поликлиник доступность приёма к врачу и возможность воспользоваться системой дистанционной записи к врачу. Это тоже вопрос предоставления информации посредством сети Интернет.
И именно эти приоритеты – раскрытие информации, важной для граждан, для предпринимателей, для государственных служащих, – мы будем использовать, определяя те наборы данных, которые будут раскрываться в следующем году.
Что касается результатов работы министерств и ведомств, я считаю, большую работу по раскрытию информации провёл Росстат, Министерство чрезвычайных ситуаций и Прокуратура Российской Федерации, запустившая в этом году сервис и портал crimestat, который аккумулирует и предоставляет гражданам возможность получения информации относительно криминальной статистики и различного рода происшествий. Но это первый срез. В следующем году эта работа будет продолжена, и мы посмотрим, какие результаты получим.
Вопрос: Агентство «Прайм», Кирющенко Ольга. Была ли одобрена на сегодняшнем заседании концепция стандарта открытости? И, возможно, давались ли какие-то ещё поручения по её доработке, развитию?
М.Абызов: Из принятых решений первое – была одобрена концепция открытости. Второе – сам стандарт состоит из концепции, методологических рекомендаций и системы оценки. Было дано поручение правительственной комиссии в декабре утвердить методрекомендации и систему оценки на заседании Правительственной комиссии по Открытому правительству. Третье – в феврале каждое из министерств и ведомств представит свой индивидуальный план с учётом его особенностей для утверждения правкомиссией по реализации стандарта открытости. Обсуждалась и необходимость учёта специфики министерств и ведомств, в том числе нашего силового блока, по реализации стандарта открытости и подготовки соответствующих планов. По результатам этого обсуждения и дискуссий на Правительстве соответствующие дополнения будут в методрекомендации внесены.
Спасибо.