Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Cуда Российской Федерации от 27 июня 2013 года №15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В.Дубкова».
Конституционным Cудом Российской Федерации рассмотрена жалоба гражданина А.В.Дубкова, в которой оспаривалась конституционность положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), определяющих, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления (часть 3), а также устанавливающих перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (часть 10).
Положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они – при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удалённого в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования – допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом решения представительного органа муниципального образования незаконным.
Законопроектом закрепляется механизм реализации гражданином, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении в отставку с должности главы муниципального образования, конституционного права на обжалование такого решения в судебном порядке. При этом заявление в суд должно быть подано указанным лицом в течение десяти дней со дня официального опубликования соответствующего решения, ещё десять дней отводится суду на рассмотрение дела и вынесение решения по заявлению. Указанные сроки установлены по аналогии с нормами части 3 статьи 74 Федерального закона, определяющими сроки обжалования решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении главы муниципального образования от должности, а также исходя из требований Конституционного Cуда Российской Федерации о максимально возможном сокращении сроков судебного обжалования решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В целях закрепления возможности восстановления в правах главы муниципального образования в случае признания в судебном порядке решения о его удалении в отставку незаконным предполагается включить в Федеральный закон положение, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования досрочные выборы не могут быть назначены, а представительный орган муниципального образования не должен принимать решение об избрании нового главы муниципального образования из своего состава до вступления в законную силу судебного решения по заявлению о проверке законности решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.