О конкуренции на рынке медицинских услуг (к рассмотрению вопроса на заседании Президиума Правительства 21 ноября 2013 года).
Развитие конкурентной среды на рынке медицинских услуг осуществляется в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
В целях развития конкуренции на рынке медицинских услуг Минздравом совместно с ФОМС и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по созданию условий для развития конкуренции между медицинскими организациями различных форм собственности в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
В регионах с высокой плотностью населения, хорошей транспортной инфраструктурой количество работающих в ОМС негосударственных медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий, увеличилось с 618 в 2010 году до 1251 в 2013 году. На 2014 год подали уведомления и включены в реестр 1749 медицинских организаций, большинство из них – стоматологические поликлиники, клинико-диагностические центры, консультативные поликлиники, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), который не вправе ей в этом отказать.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие установление ответственности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ТФОМС за невыполнение требований законодательства об ОМС о размещении в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере ОМС.
Минздрав отмечает, что на рынке медицинских услуг, оказываемых на всей территории страны, не может быть полной конкуренции. В сельской местности, малонаселённых и труднодоступных районах конкуренция медицинских услуг всегда будет ограничена ввиду нерентабельности создания частных медицинских организаций.
С целью снижения степени износа основных фондов в государственном секторе здравоохранения Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 1 января 2013 года структура тарифа на оплату медицинской помощи значительно расширена и включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу.
В целях установления долгосрочных гарантий возмещения расходов медицинских организаций при оказании медицинской помощи, оплачиваемой за счёт средств ОМС, предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации тарифы могут устанавливаться медицинским организациям на срок до трёх лет с возможностью индексации.
Расширены возможности участия медицинских организаций в планировании объёмов медицинской помощи. Медицинские организации в составе Комиссии по разработке территориальной программы ОМС участвуют в определении тарифов, формировании территориальной программы ОМС и в распределении объёмов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями.
С целью совершенствования механизмов контроля медицинской деятельности принято постановление Правительства от 12 ноября 2012 года №1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».