Стенограмма:
Вопрос: У меня такой вопрос: сколько на 2014 год «РЖД» получит в целом субсидию, в том числе за то, что не будут проиндексированы грузовые тарифы, включая «пассажирку», ФПК (ОАО «Федеральная пассажирская компания»), я имею в виду, включая пригород?
М.Соколов: По пригороду решение определено – это 25 млрд. Что касается остальных субсидий (именно субсидий, а не вклада в уставной капитал), есть в бюджете цифры и параметры, они пока не изменились. Это касается и поддержки перевозок в дальнем сообщении по плацкарту и общим вагонам, и ряда остальных параметров. Просто надо посмотреть конкретно уже эти параметры бюджета. Они на сегодняшний момент не изменились и соответствуют внесённому финансовому плану.
Вопрос: В связи с тем, что на высокоскоростную магистраль пока не дали денег из ФНБ, в какой стадии проект? Что сейчас с ним?
М.Соколов: В соответствии с решениями Президента и утверждённым Председателем Правительства планом-графиком, который был утверждён 30 сентября, сейчас «РЖД» и «Скоростные магистрали» реализуют все мероприятия и в части разработки технико-экономического обоснования, и связанных с ВСМ, в том числе активно ведётся работа с регионами. Единственный вопрос, который на сегодняшний момент отложен, – это действительно вопрос финансирования за счёт дефицита не столько средств ФНБ, которое в принципе было предусмотрено в размере 150 млрд, сколько дополнительных источников со стороны государства, не обязательно бюджета, в том числе и других источников, но именно государственных источников, возвратных. Поэтому эти решения окончательные отложены по финансовой модели высокоскоростных магистралей до I квартала, когда будут подготовлены, проработаны, в том числе с точки зрения технологического и ценового аудита, все предварительные решения и вынесены на рассмотрение Правительства, очевидно, в формате отдельного совещания.
Вопрос: Максим Юрьевич, а можно уточнить, какое решение на данном этапе по поводу приватизации 5% «РЖД»?
М.Соколов: Здесь вопрос не о приватизации, здесь обсуждается вопрос в отношении увеличения уставного капитала «РЖД» за счёт так называемых привилегированных акций. И этот вопрос сейчас обсуждается, находится в стадии решения.
Вопрос: То есть приватизации не будет? Как раньше, 5% просто планировалось на 2014 год.
М.Соколов: Но приватизация-то может происходить в разных форматах. Это могут быть обыкновенные акции, а могут быть привилегированные акции.
Вопрос: То есть, скорее всего, это будут привилегированные акции?
М.Соколов: Вопрос находится в стадии решения, но мы как основной вариант обсуждаем именно это направление.
Вопрос: А размеры уставного капитала? То есть 5% или это…
М.Соколов: Это 5% и есть, да.
Вопрос: А кто выкупит привилегированные акции?
М.Соколов: Ну один из наших финансовых институтов, скажем так.
Вопрос: ВЭБ?
М.Соколов: Может быть, и ВЭБ.
В.Якунин: Скорее всего, тогда за счёт средств Фонда национального благосостояния. Не за счёт средств банка, а за счёт средств Фонда национального благосостояния.
М.Соколов: Да, это уже инструмент, как будут реализовываться…
Вопрос: Это уже и есть эти 2%, то есть двухпроцентная…
В.Якунин: Нет-нет, 2% – это совершенно другое.
Вопрос: То есть это план..?
В.Якунин: Тот план, который в таком виде и был: приватизация 5% ОАО «РЖД». Тогда рассматривался инструмент в виде пенсионных средств, Пенсионного фонда, с таким же успехом рассматривается и Фонд национального благосостояния, хотя мне кажется, что пенсионные средства здесь значительно более логичны, чем средства Фонда национального благосостояния.
Вопрос: А что получат пассажиры в результате всех этих вложений? Что ожидает в ближайшее время, допустим в следующем году, и на перспективу? Что это даст тем, кто любит пользоваться железнодорожным транспортом?
В.Якунин: Мне кажется, что не совсем правильно ставить так вопрос, потому что с таким же успехом можно сказать: а что даст гражданам, скажем, ремонт Белого дома, понимаете? Я бы ответил на этот вопрос следующим образом: у нас есть что показать как реализацию государственного заказа, государственной политики в области железнодорожного транспорта. Мы обещали, что мы выполним инфраструктурные проекты по Сочи – мы их выполнили, и однажды подписанный план-график реализации этого проекта выполнен без отклонений и получил высокую оценку.
Мы обещали, что мы будем развивать транспортное машиностроение, помогать развиваться транспортному машиностроению, чтобы закупать свои тяговые ресурсы, а не закупать их за рубежом. Это сделано и с «Сименсом», и с «Альстомом». Мы говорили о необходимости решения проблемы пропускной способности «Российских железных дорог», в том числе за счёт повышения ёмкости пассажирских вагонов, – мы запустили двухэтажный вагон Тверского вагоностроительного завода, тоже наше предприятие. Этот вагон сегодня имеет место.
Дальше: мы обещали, что мы будем использовать самые новейшие технологии, и требования Председателя Правительства об инновационном развитии мы включили в свою программу, – пожалуйста, мы построили, наверное, самый технологичный, самый современный вокзал в Европе в Сочи. Поэтому, когда мы говорим, что получают от государственной политики пассажиры, – вот, они получают конкретное повышение качества услуг и конкретные возможности.
М.Соколов: Ну и инвестиционная программа Федеральной пассажирской компании тоже предусматривает закупку заводов, в том числе у Тверского вагоностроительного завода, по-моему, это ориентировочно около 25 млрд рублей. Помимо этого ещё очень важный проект, который в том числе имеет серьёзную бюджетную поддержку, – это проект развития пассажирского железнодорожного сообщения в Московском транспортном узле, и вы слышали в докладе, что более 15 млрд рублей здесь имеется поддержка со стороны субъекта Федерации, я имею в виду город Москву. Конечно, это проект, который в целом с учётом запуска МК МЖД, Малого кольца Московской железной дороги, будет обслуживать, по оптимистичным оценкам, более 600–700 млн пассажиров в год – это колоссальная цифра, то есть 600–700 млн пассажиров будут результатом того, как действия федерального бюджета, бюджета субъектов и инвестиционной программы «РЖД», консолидированность их между собой дадут очень эффективный и значимый результат.
Реплика: Для всех пассажиров важны тарифы, которые есть.
В.Якунин: Пожалуйста: двухэтажный вагон позволил нам снизить тарифы на перевозку Москва – Адлер на 30%, и практически сегодня мы наблюдаем рост перевозок в купейных вагонах за счёт того, что стоимость купейного вагона в двухэтажном вагоне практически приближается к стоимости вагона в плацкарте, то есть качество выше, а стоимость практически та же. Вот конкретный пример.
Вопрос: То есть в дальнейшем вы планируете плацкарты заменить двухэтажными вагонами?
В.Якунин: Честно говоря, я считаю, что такой анахронизм, как плацкартный вагон, который сохранился только в нашей стране, конечно, должен уступить место более комфортным видам перемещения, перевозки людей. Всё зависит, конечно, и от тарификации, и от снижения издержек. Это в том числе связано и с приобретением новой техники – тяговой новой техники, вагонов. В этом направлении работаем.
Вопрос: То есть это не вопрос двух-трёх лет? Это вопрос лет 10–15?
В.Якунин: Я не могу сказать, что 10, точно могу сказать, что это не вопрос двух лет.
Вопрос: Владимир Иванович, а можно уточнить? Как вписывается в инвестпрограмму «РЖД» покупка греческих активов? На какие средства? И если будете всё-таки покупать, они заложены в финплане «РЖД» на 2016 год?
В.Якунин: Послушайте, надо понимать, что наши зарубежные проекты мы реализуем только в том случае, если они окупаемы. Это коммерческие проекты. Поэтому, когда мы говорим о возможном участии в приватизации зарубежных активов (я сейчас не хочу говорить: греческие, не греческие), мы всегда исходим из того, что это можно сделать в том случае, если есть совпадение с государственной транспортной политикой и международной политикой и когда компания получает актив, который способен получить прибыль. Вот по этому принципу всегда и работаем.
Вопрос: Максим Юрьевич, уточните, пожалуйста. Вы сказали, что 16 млрд рублей были получены за счёт индексации тарифов на порожние вагоны или на нефтеналивные грузы. Насколько предлагается всё-таки индексировать?
М.Соколов: Не совсем так. Я сказал, что у нас есть выпадающие доходы в финансовом плане в размере 16 млрд рублей, изначально источником которых планировалось повышение тарифов на
повышение тарифов на нефтеналивные грузы и порожние вагоны. Вы, наверное, в рамках сегодняшнего обсуждения на Правительстве слышали мнения разных участников рынка и других органов исполнительной власти, и здесь я хочу только сказать: в соответствии с протокольным решением нам придётся доработать этот вопрос и, ещё раз доработав, определиться по окончательным источникам компенсации этих выпадающих доходов. Будут ли это тарифы, причём в рамках тарифной политики самой компании, или это будут какие-то иные источники, мы определимся в самое ближайшее время.
Вопрос: Владимир Иванович, сегодня в ходе заседания Правительства Сергей Валентинович Мальцев (член Экспертного совета при Правительстве) выдвинул идею по поводу лизинга локомотивов. Я немного не поняла: он предложил, чтобы частники сдавали в лизинг операторам локомотивы?
В.Якунин: Понимаете, надо рассматривать его выступление вместе с выступлением господина Улюкаева (А.Улюкаев – Министр экономического развития). Я, честно говоря, тоже не очень понял, потому что на рассмотрении на Открытом правительстве, когда господину Мальцеву задали прямой вопрос: вы хотите стать перевозчиком, он сказал: нет-нет. Понимаете? А в выступлении Министра экономического развития звучало о допуске частных операторов на сеть. Думаю, что пока они сами между собой не очень договорились или не очень представляют, о чём идёт речь. Дело в том, что у нас практика привлечения частных инвесторов к приобретению локомотивов и передачи нам в аренду – такая практика есть, мы уже опробовали такой механизм. Он может быть использован, но при этом всё зависит от аппетита того частного инвестора: если он хочет, чтобы локомотив окупался за четыре года, то тогда это не к нам, это тогда в магазин на продажу кефира и чего-нибудь ещё. Если это серьёзные инвесторы, которые мыслят категориями 15 лет, 20 лет, то тогда это к нам, потому что ведь в любом случае это нагрузка на бюджет. Другое дело, что у меня разовые расходы, если не я приобретаю, приобретает кто-то и передаёт мне в аренду, у меня разовая нагрузка снижается в компании. Но это всё равно деньги, которые нужно отдавать. Значит, это деньги, которые нужно резервировать, которые нужно зарабатывать. Мы с рядом предпринимателей по такому пути идём, находим взаимопонимание. Если об этом речь, то да, я готов рассматривать эти вопросы как вопросы взаимной выгоды. Мы говорим только о чистой коммерции.
Вопрос: Можно уточнить? Сегодня была озвучена схема по поводу привлечения, выкупа инфраструктурных облигаций с помощью Госбанка. Можно её подробности?
В.Якунин: Опять-таки не совсем правильная трактовка. Не с помощью привлечения Госбанка, речь идёт исключительно об одном банке, который является оператором, оператором средств пенсионных резервов, и, второе, оператором средств Фонда национального благосостояния. Только об этих деньгах и идёт речь.
Вопрос: А «Газпромбанк», ВТБ и Сбербанк?
М.Соколов: Они могут быть задействованы в этой схеме, но только уже опосредованно. Это скорее вопрос финансовый, то есть, действительно, в связи с принятыми решениями по пенсионной реформе у ВЭБа на данный момент ограничены возможности по дополнительному кредитованию «РЖД» средствами пенсионных накоплений. Этот вопрос тоже необходимо решить. Очевидно, решить можно с помощью других привлечений финансовых ресурсов, других наших банков с государственным участием, чтобы они высвободили у ВЭБа часть средств, которые он направит на выкуп облигаций «РЖД».
В.Якунин: Но при условии, что условия будут соответствовать условиям привлечения пенсионных средств.
Вопрос: А какие это госбумаги? Портфель ВЭБа?
М.Соколов: Я думаю, что лучше спросить либо у самого ВЭБа, либо у вице-премьера. Схему я вам примерно обрисовал.
Вопрос: Владимир Иванович, сегодня было официально опубликовано сообщение о том, что совет директоров рассматривает вопрос о деятельности представительства «РЖД» в Ливии, потому что срок действия там заканчивается. Останется ли «РЖД» в Ливии? Или всё-таки представительство закроют?
В.Якунин: Это очень сложный вопрос. Он связан с международными законами об организации международной торговой деятельности. Значит, поскольку Ливия не объявляла форс-мажор, то формально считается, что в Ливии ничего не произошло, вы обязаны выполнять контракт.
Одновременно с этим сами ливийские власти понимают, что ситуация пока далека от стабильной и требуется определённое решение. Поэтому мы находимся с ливийскими властями в контакте, в переговорном процессе, для того чтобы выработать наиболее приемлемые условия, при которых ни одна из сторон не оказалась бы без вины виновата.