Министр энергетики Александр Новак выступил на заседании Правительства 30 октября 2013 года с докладом о ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
По завершении заседания Правительства Министр энергетики Александр Новак провёл брифинг для журналистов.
Стенограмма:
А.Новак: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на заседании Правительства рассмотрен проект закона о внесении изменений в закон «Об экспорте газа» и в закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Этот закон разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях частичной и поэтапной либерализации экспорта сжиженного природного газа Российской Федерации. В соответствии с законопроектом предлагается предоставить право на экспорт газа помимо государственной компании «Газпром» и её дочернего общества ещё двум категориям. Первая категория – пользователи недр, у которых в лицензии по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрено строительство завода по производству сжиженного природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по производству СПГ. Вторая категория компаний – это государственные компании с долей участия Российской Федерации в уставных капиталах более чем 50%, являющиеся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая и Чёрное, и Азовское моря, и производящими СПГ из газа, добытого из указанных участков недр. Это же касается и дочерних обществ таких государственных компаний, у которых доля материнской компании составляет более 50%.
Данный законопроект позволит Российской Федерации увеличить объём инвестиций, привлекаемых в производство сжиженного природного газа, в строительство соответствующих заводов. Вы знаете, что очень активно сегодня этот рынок СПГ развивается во всём мире, и только с 2005 года по 2012 год почти в 2 раза составил рост потребления СПГ. К 2020 году объём потребления составит 380 млн т, увеличившись где-то на 120 млн т по сравнению с сегодняшним объёмом, а к 2030 году в мире ожидается потребление 480 млн т, то есть в 2 раза больше, чем сегодня.
И понятно, что Россия сегодня является участником этого рынка. Один из крупнейших производителей газа не может стоять в стороне от участия в рынке сжиженного природного газа. Как вы знаете, на сегодня в России производится 9,6 млн т сжиженного природного газа по проекту «Сахалин-2», где контролирующим акционером является «Газпром», это составляет примерно сегодня 4,5% на рынке сжиженного природного газа. В случае реализации тех проектов, которые будут экономически мотивированы и стимулированы принятием данного закона, мы можем увеличить к 2020 году объёмы производства сжиженного природного газа до 35–40 млн т, то есть увеличить долю Российской Федерации в мировом рынке СПГ где-то до 10%, а к 2030 году объём может составить 70–80 млн т. Принятие данного закона позволит реализовать такие крупнейшие проекты по строительству заводов по сжижению природного газа, как «Ямал СПГ», как владивостокский СПГ и завод, который планирует строить компания «Роснефть» на Сахалине. Одобренный сегодня законопроект будет в ближайшие дни направлен в Государственную Думу, и мы рассчитываем, что до конца 2013 года законопроект будет одобрен Государственной Думой.
Также хотел бы сказать, что сегодня на заседании Правительства был рассмотрен отчёт об итогах реализации Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года. Вы знаете, что стратегия была принята в конце 2009 года, и фактически ежегодно проводится мониторинг реализации данной стратегии. Один раз в пять лет проходит корректировка стратегии, то есть мы на сегодняшний день уже стоим на пороге корректировки стратегии на период до 2035 года, поэтому было очень важно, конечно же, сегодня рассмотреть, где мы находимся, какие новые вызовы стоят перед топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации и какие требуются изменения в стратегию. Тем более что на базе принятой энергетической стратегии разработаны все необходимые документы стратегического характера по развитию газовой отрасли, развитию нефтяной отрасли, угольной отрасли и электроэнергетики. Принятие закона о сжиженном природном газе, кстати, – это один из факторов ответа на те вызовы, которые стоят сегодня на мировых рынках газа и которые в том числе требуют изменений в энергостратегию Российской Федерации, поскольку ещё три года назад мы не планировали таких масштабных изменений, и в мире очень быстро происходят на сегодняшний день изменения, особенно на газовом рынке.
В целом на заседании Правительства по результатам отчёта одобрено, что в основном показатели и индикаторы, которые были предусмотрены стратегией, выполняются по объёмам добычи нефти и газа, по объёмам реализации, переработки в нефтегазовом комплексе. Многие показатели даже перевыполнены. В частности, объём добычи нефти, который составил в 2012 году 518 млн т, фактически превышает уровень, предусмотренный стратегией уже даже на 2015 год. Аналогичная ситуация и с объёмами добычи угля.
Несколько хуже ситуация по объёмам добычи газа – в связи с тем, что в стратегии были предусмотрены большие объёмы. Но здесь объективные причины, которые были связаны, как вы понимаете, с прошедшим финансовым кризисом 2008–2009 годов, в соответствии с которым объём валового внутреннего продукта во многих странах уменьшился, и фактически темпы роста экономик в европейской части, других странах гораздо ниже прогнозных. Поэтому при восстановлении соответствующих экономик, безусловно, показатели и по газовой отрасли будут восстановлены.
Мы наметили определённые позиции, связанные с корректировкой стратегии, в том числе и моменты, связанные с необходимостью усиления инновационной и модернизационной направленности, поскольку отметили, что недостаточно всё-таки происходит модернизация электроэнергетического комплекса. При плановых задачах по снижению износа на 10% фактически достигнут показатель около 4%. Кроме этого нужно будет внести изменения, связанные с регулированием модели рынка тепла, рынка электроэнергии (с такими показателями), с возобновляемыми источниками энергии и с необходимостью более углублённой переработки в нефтегазохимическом комплексе.
И также третий вопрос, о котором я хотел вам сообщить, уважаемые коллеги. Сегодня утром я провёл всероссийское совещание по подготовке к осенне-зимнему периоду, к отопительному периоду, который уже во всех субъектах Российской Федерации наступил. Это всероссийское совещание было призвано подвести итоги летней, осенней кампании по подготовке к зиме наших энергетических компаний, субъектов Российской Федерации. На совещании присутствовали руководители штабов субъектов Российской Федерации, руководители крупнейших энергокомпаний. Мы в течение года проводили совещания с теми же компаниями и субъектами по федеральным округам. Я лично посетил все девять федеральных округов. Мы провели такие разборы степени готовности, проблем, которые существуют при подготовке. Могу сказать, что в целом ситуация достаточно стабильная по подготовке. На сегодня уже начали работу комиссии, которые созданы при Министерстве энергетики и при субъектах Российской Федерации по приёмке объектов и выдаче паспортов готовности субъектов электроэнергетики. В целом из 79 предприятий федерального уровня, которые должны быть проверены до 15 ноября и должны получить паспорта готовности, на сегодня 45 компаниям уже выданы паспорта готовности, из них двум – с замечаниями. Надо сказать, что по двум компаниям пока не выданы паспорта готовности, сделаны соответствующие замечания Ростехнадзора и других контролирующих структур.
Могу отметить, что ремонтные программы идут в основном в плановых сроках. На сегодня уже на 100% в соответствии с календарным графиком выполнены работы по расчистке просек линий электропередачи. По ремонту энергетического оборудования и сетевого комплекса линий электропередачи здесь на 85% от годового плана уже выполнены объёмы, и, соответственно, до конца года мы рассчитываем, что все компании выполнят свои обязательства.
Важнейший вопрос – это обеспечение топливом, резервными источниками питаниями. На сегодня по углю мы имеем запасы топлива 167%, по мазуту – около 130%, в том числе по аварийным источникам резервного электроснабжения также субъекты и компании приобретают: в этом году будет приобретено более 2 тыс., и компании выйдут на показатель порядка 75% от нормативного. Достаточно высокий уровень, хотя мы ставим задачу выйти на более высокие показатели. Мы также на этом всероссийском совещании говорили о тех проблемах, которые стоят в электроэнергетическом комплексе, не только о подготовке к зиме, но и в целом о совершенствовании нормативно-правовой базы, необходимости дальнейшей работы в этом направлении. Обсудили вопросы, связанные с развитием рынка электроэнергии – оптового и розничного, обсудили вопросы, связанные с необходимостью повышения эффективности электросетевого комплекса и повышения доступности подключения потребителей к инфраструктуре.
Здесь я хотел бы особо отметить, что вчера в рейтинге Doing Business Российская Федерация поднялась со 188-го места до 117-го места именно в разделе «Подключение к инфраструктуре». Это некие такие рекордные показатели по движению, это серьёзный вклад в целом в улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business. Как вы знаете, в целом Российская Федерация поднялась со 112-го места на 92-ю позицию, улучшив свои позиции на 20 пунктов. Так вот, в рейтинге по подключению к инфраструктуре улучшение составило 67 пунктов. Это серьёзный показатель, который был достигнут благодаря реализации утверждённой «дорожной карты», которая реализуется Министерством энергетики совместно с Федеральной службой по тарифам и Министерством регионального развития и совместно с Агентством стратегических инициатив, бизнес-сообществом, участниками рынка. То есть можно сказать, что общие показатели, которые характеризуют улучшение ситуации в среднем по стране, улучшились следующим образом: количество дней подключения к инфраструктуре сократилось с 280 до 195 и количество этапов подключения сократилось с 10 до 5, а также стоимость присоединения уменьшилась в 5 раз в среднем в Российской Федерации по сравнению с тем, что было год назад. Вот эти ключевые показатели дали возможность существенно улучшить позиции Российской Федерации, а это означает, что улучшен предпринимательский климат и инвестиционная привлекательность отрасли. Готов ответить на ваши вопросы.
Вопрос: Горшкова Анна, агентство «Интерфакс». Хотела бы уточнить по поводу СПГ. Я так понимаю, что Минэнерго будет координатором процесса, будет согласовывать с компаниями экспорт СПГ. Какой будет механизм этой координации, то есть по каким принципам вы будете разрешать или не разрешать компаниям экспортировать СПГ? По каким направлениям? Допустим, будете ли вы согласовывать экспорт СПГ в двух направлениях, в европейском и азиатском, или всё-таки это будет касаться только рынка АТР? И как вы оцениваете конкуренцию между трубным газом российским и сжиженным газом? То есть не будет ли у нас такого противостояния «Газпром» – и не «Газпром», «Газпром» и «Роснефть»?
А.Новак: Вы знаете, у нас законом не предусмотрена координация Министерством энергетики деятельности по строительству заводов либо по реализации экспорта газа. Мы предусмотрели в законе необходимость компаниям предоставлять соответствующую информацию в Министерство энергетики, для того чтобы владеть ситуацией о том, какие проекты планируется реализовывать, какие направления поставок планируются, сроки, порядок ценообразования, контрагенты. У нас этот перечень информации, которая будет предоставляться в Министерство энергетики, будет утверждён отдельным нормативно-правовым актом, то есть Правительством Российской Федерации. Пока в законе ссылка только на утверждённый перечень. Но это не означает, что Министерство энергетики будет запрещать, либо не запрещать: у нас законом не предусмотрен такой механизм. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень критериев, который позволяет компаниям иметь право на экспорт газа. Я их назвал вначале – это наличие в лицензии соответствующей записи, и второй критерий… Они не «и», а «или». Второй критерий – это госкомпании, которые реализуют проекты на шельфе. Поэтому здесь больше вопрос в целях даже информирования Министерства энергетики, Правительства Российской Федерации о планируемых задачах по строительству заводов и по реализации на экспорт.
Что касается конкуренции по трубопроводному газу и сжиженному природному газу, я считаю, что на сегодняшний день фактически можно сказать, что есть, конечно же, и конкуренты с точки зрения объёмов добычи, но с точки зрения реализации это абсолютно разные рынки. Существует такое правило экономическое о том, что если расстояние до потребителя в пределах 4 тыс. км, то выгоднее строить трубопровод, если расстояние до потребителя от места добычи и производства газа больше 4 тыс., выгоднее поставлять газ в виде сжиженного природного газа. Поэтому здесь, на мой взгляд, по рынкам сбыта особой конкуренции нет, и сегодня многие страны, которые не имеют возможности получить газ за счёт трубопроводного транспорта, строят терминалы по регазификации сжиженного природного газа, в том числе это и островные страны, и страны, не имеющие собственной добычи газа.
Почему мы говорим, что Азиатско-Тихоокеанский регион – это тот регион, в котором мы видим наибольшие перспективы роста потребления? Потому что собственного газа там фактически нет, при этом проложить трубопровод в какие-то далёкие страны фактически невозможно, поставлять газ. Поэтому, на мой взгляд, существует ниша как для трубопроводного газа, так и для сжиженного природного газа. И здесь реализация данных инфраструктурных проектов либо строительство и вложение инвестиций в заводы, танкеры, регазификационные терминалы зависят от экономических условий полностью. Спасибо.
Вопрос: Дина Хренникова, Platts. У меня вопрос по реформированию налоговой отрасли. В частности, как Министерство видит ситуацию в нефтепереработке, после того как в 2015 году будут уравнены экспортные пошлины на сырую нефть и мазут? Или предполагается, что всё-таки это уравнивание будет в какой-то момент отложено?
И второе. Вы упоминали в своём докладе о том, что Министерство энергетики планирует принимать меры для увеличения коэффициента извлекаемости нефти. Какие меры для этого предполагается принимать?
А.Новак: У нас сейчас сложившаяся система налогообложения – в том числе принята система «60-66-90», которая, на наш взгляд, пока не требует изменений в связи с тем, что мы достаточно мало живём в тех условиях, которые были приняты, и требуется определённое время. Моя позиция в том, что нам нужно как можно реже менять правила налогообложения, и если мы и хотим это делать, нужно заранее предупреждать, чтобы компании планировали свою деятельность, исходя из установленных правил.
Что касается 100-процентной пошлины на мазут, действительно у нас с 1 января 2015 года такая норма должна вступить в силу, и я думаю, что мы в течение 2014 года вернёмся к рассмотрению этого вопроса, исходя из экономических условий и целесообразности этого перехода. Здесь очень тонкие настройки между налогообложением добычи нефти и переработки нефти, с тем чтобы не допустить каких-то перекосов, которые бы привели к дефициту нефтепродуктов либо к стимулированию вывоза, нам нужно будет очень тщательно проанализировать. В настоящее время такая работа ведётся, и мы пока не отвечаем на вопрос, какие решения будут приняты. Вернёмся к этому весной, когда будет формироваться бюджет на следующую трёхлетку.
Вопрос: При этом одновременно шло, что из пошлины на мазут у нас возникли вопросы по нефтекоксу, по маслу, по нафте, произведённой из сжиженных углеводородных газов. Все эти виды нефтепродуктов будут вычёркиваться из таможенного кода, по которому с 2015 года планируется ввести 100-процентную пошлину на нефть?
А.Новак: Я только что ответил на этот вопрос, что мы сейчас ещё не приняли решение. Вы спрашиваете конкретно, будет ли вычеркнуто или нет. Я сказал, что мы в I квартале к этому вопросу вернёмся и ответим на него.
Вопрос: А какие меры предполагается принимать для увеличения КИН?
А.Новак: Знаете, есть меры, которые Правительство может принимать, в основном стимулирующего характера – это налоговые меры. И вы знаете, недавно были приняты изменения в налоговое законодательство по добыче трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Кроме этого есть предложение нефтяных компаний по внесению изменений в налоговое законодательство в части налога на прибыль по отнесению дополнительных затрат, которые несут компании, связанные с повышением коэффициента извлечения нефти, – это тоже один из способов и стимулов.
Третье. Изменение системы налогообложения, которое произошло два года назад, «60-66-90» – это тоже механизм, который позволяет увеличить коэффициент извлечения нефти, вовлекая в рентабельную добычу скважины, которые в части налогообложения становятся рентабельными. Я думаю, что наиболее эффективный механизм, конечно, был бы по стимулированию коэффициента извлечения нефти – это переход на налогообложение с добавочного дохода. То есть тот вопрос, который я сегодня на Правительстве озвучил в рамках стратегии, и, как вы слышали, Председатель Правительства поручил федеральным органам исполнительной власти, вице-премьеру Аркадию Дворковичу ещё раз рассмотреть этот вопрос, обсудить и подготовить предложения.
Вопрос: Агентство «Блумберг», Ольга Тонас. Можно вас попросить прокомментировать ситуацию по поводу поставок газа на Украину? Вчера на совещании в Горках было озвучено предложение по поводу 100-процентной предоплаты.
А.Новак: Вы знаете, что у нас все поставки газа осуществляются на основе коммерческих контрактов, заключенных «Газпромом» или его дочерними компаниями с потребителями. Соответственно, в коммерческих контрактах оговариваются все условия оплаты поставленного газа: либо это предоплата, либо это оплата по истечении какого-то времени постфактум, поэтому (мои комментарии) в случае, если такие условия прописаны в контрактах и «Газпром» имеет право на это обращать внимание украинской стороны, соответственно, это имеет право на жизнь.
Вопрос: Софья Пекарихина, информагентство «РБК». Александр Валентинович, недавно Николай Токарев, президент «Транснефти», сообщил о том, что компания вместе с нефтяными компаниями, вместе с Минэнерго сейчас обсуждает вопрос о целесообразности строительства второго по мощности ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан»). Что вы можете нам рассказать на эту тему? На какой стадии обсуждения и какие-нибудь подробности?
А.Новак: Вы знаете, я сейчас очень активно занимаюсь вопросом обеспечения поставок нефти на Дальний Восток. То решение, которое было принято, распоряжение Правительства в 2004 году о строительстве ВСТО, предусматривает строительство нефтепровода и расширение в последующем его пропускных способностей на участке ВСТО-1, то есть до Сковородино, до 80 млн т в год, на участке от Сковородино до Козьмино – до 50 млн т в год. В настоящее время у нас пропускные способности составляют на первом участке 50 млн, на втором – 30 млн т. В инвестиционной программе «Транснефти» заложено расширение пропускной способности и первого, и второго участка, и мы в перспективе также рассматриваем и будем вместе рассматривать инвестпрограмму, в которой были бы предусмотрены средства для достижения тех показателей, о которых я сказал вначале, – 80 и 50 млн т.
На что я хотел бы обратить внимание? Стимулирующие меры, которые мы сегодня проводим для обеспечения вовлечения в разработку месторождений, расположенных на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, дали свой положительный эффект, и фактически сегодня объёмы добычи в этом направлении, в этой части Российской Федерации увеличиваются. То есть меры стимулирующие – и налоговые меры, и строительство инфраструктуры – дают тот эффект, которого мы даже не ожидали. На сегодняшний день мы оцениваем, что, возможно, в перспективе за рамками 2020 года 80 млн пропускной способности ВСТО-1 и не хватит, то есть объёмы добычи могут быть в этом регионе свыше 80 млн т. Поэтому сейчас мы проводим сверку данных компаний, в том числе по планируемым объёмам добычи, по геолого-разведочным работам, которые планируется проводить в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На мой взгляд, конечно же, если возникнет такая необходимость и будут потребности в большей прокачке нефти, нам придётся принимать решение о расширении пропускной способности.
Вопрос: Людмила Подобедова, газета «Известия». Подскажите, пожалуйста, сколько денег «Роснефть» просила из Фонда национального благосостояния и на какие нужды?
А.Новак: У меня короткий ответ: мне об этом ничего не известно, по поводу просьб «Роснефти» относительно Фонда национального благосостояния. У нас есть просьбы компаний электроэнергетического комплекса, в частности Россетей и «РусГидро».
Что касается нефтегазового комплекса, здесь таких просьб, по крайней мере в министерстве, я не видел.
Вопрос: Елена Кудрявцева, РИА «Новости». Раз мы заговорили о ФНБ, то сегодня стало известно о том, что ФСК рассчитывает на получение средств из ФНБ в размере до 100 млрд, помимо заявки Россетей. Обращалась ли компания в Минэнерго на эту тему и что происходит сейчас с заявкой Россетей?
А.Новак: Да, вы знаете, и ФСК, и Россети – это, видимо, одна и та же заявка, поскольку ФСК является дочерним обществом Россетей. Россети самостоятельно не инвестируют средства. Действительно, такая заявка поступила в Министерство энергетики, мы её рассматриваем. Направление, которое планирует использовать Федеральная сетевая компания, – это в первую очередь энергообеспечение и расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали, то есть это энергообеспечение также и проектов, реализуемых в Восточной Сибири в части подключения к инфраструктуре.
Вопрос: А ФСК хочет получить эти средства в уставной капитал или на долговой основе, или и такой, и такой вариант?
А.Новак: Есть разные варианты. В заявке, которая поступила от электросетевой компании, рассматриваются разные варианты… Не только ФНБ, в том числе можно рассмотреть возможность выделения денег из федерального бюджета либо из Фонда национального благосостояния. Разные варианты, в том числе и возможность внесения в уставный капитал.
Вопрос: Это до 100 млрд?
А.Новак: Около 100 млрд.
Вопрос: Владимир Солдаткин, «Рейтер». Александр Валентинович, «Роснефть» вчера сказала, что в следующем году они планируют удвоить поставки нефти в Китай до 30 млн т, то есть уже в следующем году, в 2014-м. Вам известно, какие маршруты при этом будут использованы? И, в частности, будет ли использован Казахстан в качестве транзита?
А.Новак: Вы знаете, соглашения, которые были подписаны между «Роснефтью» и компанией СNPС (АО «СNPС-Актобемунайгаз» – прим. ред.) в марте этого года, предусматривают увеличение поставок по маршруту Сковородино – Мохэ по графику. Это график по нарастающей, по нему уже в этом году дополнительно 800 тыс. т будет поставлено, в следующем году будет 2 млн т поставлено, то есть с выходом, по-моему, к 2018 году на уровень 30 млн т в год. Также было подписано соглашение о возможных поставках через Казахстан, поэтому соглашение такое есть. В настоящее время компания «Роснефть» вместе с казахской компанией «Казмунайгаз» прорабатывает такие возможности поставок, в случае соответствующих заключений контрактов будут такие поставки осуществляться. Наверное, действительно в этом направлении те цифры, которые были озвучены компанией «Роснефть», будут обеспечены.