Стенограмма:
М.Топилин: Добрый день! Хотел бы довести до вашего сведения, что Правительством одобрены проекты законов. Это три законопроекта – о страховых пенсиях, о накопительной пенсии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием этих двух законов. Это пакет из трёх законопроектов, это так называемый пакет, который содержит те изменения, которые будет претерпевать пенсионная формула, то, что мы все называем пенсионной формулой. Это те меры, которые многократно и постоянно с весны этого года обсуждались в рамках Государственной Думы, различных фракций Государственной Думы, на площадках Совета Федерации, среди журналистов, в прессе активно велись дискуссии по этому поводу.
Какие, коротко, мы себе ставили цели и какие позиции будут в законопроектах, которые внесёт Правительство в Государственную Думу? Это, во-первых, изменение, как я уже сказал, пенсионной формулы – это переход от начислений пенсионного капитала в рублях и деления его на коэффициент дожития так называемый (на 19), переход к системе баллов, когда права, которые образуются после перечисления страховых взносов в пенсионную систему, будут оцениваться, как я уже сказал, в баллах. Те, кто получает заработную плату на потолке, предельном потолке, налогообложения заработной платы, те будут получать 10 баллов условно. Те, кто ниже, будут получать меньшее количество баллов. Сколько человек наберёт этих баллов на протяжении своей трудовой жизни, когда за него уплачивались взносы, эти баллы будут складываться и при выходе на пенсию умножаться на стоимость пенсионного коэффициента. То есть это те известные правила, которые мы неоднократно до вас доводили.
В связи с чем этот переход предусматривается? Он предусматривается в связи с тем, что если формировать права в рублях и никоим образом их не учитывать с точки зрения стажевых вещей, то система будет через определённое время очень сильно разбалансирована, и мы не сможем избежать очень серьёзного увеличения дефицита Пенсионного фонда.
Также предусмотрено то, что в течение 10 лет будут повышены требования к стажу входа в систему. Если сегодня это пять лет, то в течение 10 лет необходимый стаж увеличится для входа в систему до 15 лет. То есть каждый год будет прибавляться по году и тем самым будет обеспечено то, что потребуется для того, чтобы войти в страховую систему, – нужно будет проработать 15 лет. Это то мероприятие, которое может вызывать некое, может быть, недопонимание. Но вместе с тем, когда мы проводили опрос общественного мнения, опрашивали людей по этому поводу, большинство людей считают, что это будет справедливо, то есть пять лет в восприятии граждан является слишком маленьким стажем, для того чтобы войти в страховую систему, на общих правах принимать участие в назначении пенсий, а 15 лет… По статистике я могу вам сказать, что порядка 95–97% имеют такой стаж, то есть, с одной стороны, здесь не должно быть каких-то потерь, но с точки зрения потом распределения и участия в солидарной системе это оценивается как правильный момент.
Также формула будет содержать коэффициенты, премиальные баллы, которые человек будет получать за то, что он отложит, если захочет, добровольно пенсию. То есть если, предположим, выход на пенсию будет отложен на пять лет, то это будет увеличение приблизительно на 45%, то есть практически в 1,5 раза пенсия будет выше. Мы надеемся, что в перспективе, когда эта формула заработает, всё-таки люди будут стремиться к тому, чтобы отложить пенсию, но получать её впоследствии в более высоком размере.
Кроме этого хотел бы обратить внимание, что увеличивается налогооблагаемая заработная плата в течение семи лет (эта тема тоже обсуждалась): с 1,6, соотношение со средней заработной платой, до 2,3. Но это делается, чтобы бизнес к этому отнёсся спокойно и не имел каких-то резких дополнительных расходов. Это сделано специально по шкале, каждый год по 0,1, то есть это будет каждый год увеличиваться, и здесь первый раз мы применяем какую технологию фактически? То есть мы объявляем, что в течение семи лет будет такая линейка, то есть можно планировать свою деятельность и прогнозировать те или иные расходы.
Что касается пенсионного возраста, мы неоднократно говорили, что пенсионный возраст не повышается. Мы ничего не меняем по отношению к назначению пенсий по потере кормильца, по инвалидности – эти все категории пенсионеров, для них ничего не будет меняться, никаких изменений происходить не будет. И, что очень важно ещё, коллеги (чтобы было понятно – этот вопрос всё время вызывал некое недопонимание): когда люди будут получать пенсию по новой формуле? Так как эти правила начинают работать с 1 января 2015 года, то фактически полностью пенсионные права заработает по новой формуле, по новой схеме только тот, кто начнёт работать с 1 января 2015 года. Вот кто всю свою трудовую жизнь отработает с 1 января 2015 года, тот полностью весь массив пенсии, которая будет… На него будут распространяться полностью эти новые правила.
Для тех, кто уже на пенсии, будет произведена конвертация. Это значит, что действующие права пенсионные будут пересчитаны в баллы, но для человека это ничего не будет означать, он просто будет продолжать получать ту же пенсию, ничего для него не меняется.
Тот, кто выходит через год, допустим, в 2016 году выходит, только год успел поработать по новым правилам, у него, соответственно, если он 40 лет работал, 39 лет сформировано уже по действующим правилам и новая формула, новое правило дадут изменения только на год, поэтому изменения будут очень растянуты. Это всегда так бывает, это не новелла данной пенсионной реформы. Но я хочу, чтобы все поняли, что в этой конструкции и действующие пенсионеры, и те, кто отработали основную часть трудовой жизни, – для них правила не поменяются. Для них не надо будет сразу обязательно обеспечить, чтобы что-то достичь, каждый раз отработать на максимальной заработной плате, если человек сегодня получает среднюю зарплату. То есть вот это влияние будет очень таким длительным. И мы рассчитываем, что, как в любой нормальной пенсионной реформе, это длинный эффект. И мы исходим из того, что до 2030 года у нас дефицит в процентах ВВП снизится с 2,2 на сегодня до где-то 1,2% ВВП, то есть на один процентный пункт. Это очень серьёзное снижение, а средняя пенсия к прожиточному минимуму пенсионера к 2030 году (мы рассчитываем выполнить те показатели, которые заложены в стратегии) – это 2,5, может быть, чуть больше прожиточного минимума пенсионера, то есть мы по расчётам выходим на эти параметры.
Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что индексация пока сохраняется в таком виде, в каком она есть, то есть будет индексироваться и базовая, и страховая часть сначала по инфляции, потом досчитываться на доходы. Такое решение тоже было принято, это сохраняется в законе как право Правительства применительно к базовой части пенсии. Это право Правительства сохраняется, и Правительство его будет, естественно, реализовывать. Если вы посмотрите на бюджет – чтобы убедиться в этом, нужно посмотреть на бюджет Пенсионного фонда, который уже находится в Думе, там заложена такая индексация не только на инфляцию, но и на доходность Пенсионного фонда, как сейчас, то есть не меняется, как сейчас. Спасибо.
Мы сейчас, после внесения законопроектов Думу, будем обязательно очень активно всё это продолжать разъяснять, точки определённые там поставлены. Мы готовы с каждым из вас общаться очень плотно и по мере, конечно, своих возможностей я и мои замы готовы разъяснять, с тем чтобы мы эту информацию с вами раскрывали. Спасибо.