Обсуждались итоги работы отрасли за первое полугодие, в том числе организация пассажирских перевозок в отпускное время, расширение программы субсидирования региональных рейсов, расширение международного авиасообщения, а также работа по поддержанию и обслуживанию воздушных судов, сертификации российской авиационной техники и развитие национальной системы управления воздушным движением.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Дмитрий Викторович!
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Вы возглавляете ведомство, которое ответственно за развитие воздушного транспорта в стране, обеспечивает его устойчивую работу, в том числе поддерживает лётную годность самолётов.
Как подчёркивал Президент, отрасль авиационных перевозок функционирует стабильно и успешно. За ближайшие шесть лет интенсивность авиасообщения внутри страны по планам должна вырасти в полтора раза. Это серьёзная задача, которую предстоит выполнить. При этом, конечно, надо повысить безопасность полётов. Для этого ведётся большая работа, в том числе реконструкция аэропортов, наземной инфраструктуры, строятся полосы.
У нас есть цель – до 2030 года привести в порядок и построить 75 аэропортов. Это поручение Президента, которое стоит у нас на особом контроле. Очень важно, чтобы людям было комфортно летать, путешествовать. Это уже реализуется, есть примеры качественной работы. Знаю, что вы активно занимаетесь строительством, в том числе новых аэропортов, с использованием самых современных информационных технологий.
В ходе поездок по регионам мы внимательно инспектируем такие объекты. В частности, в текущем году мы были вместе с Вами в аэропорту Минеральных Вод. Он открылся. Также ознакомились с модернизацией посадочной полосы аэропорта в Благовещенске, когда посещали Амурскую область. Продолжим следить за ситуацией в этой сфере.
Я бы хотел, чтобы Вы рассказали, как были организованы пассажирские перевозки по стране в отпускное время и в целом об итогах работы отрасли за первое полугодие.
Д.Ядров: Уважаемый Михаил Владимирович!
Гражданская авиация функционирует в целом штатно и выполняет все поставленные Президентом страны и Правительством Российской Федерации задачи. И в первую очередь об этом говорят показатели деятельности авиакомпаний, аэропортов, аэронавигации, в целом всей отрасли.
За летний период, с июня по август, уже перевезено более 33 миллионов пассажиров: 25,5 миллиона – внутри страны и 7,6 миллиона – по международным воздушным линиям.
Летний период для нас абсолютно привычен. Мы понимаем, что это период высокой интенсивности полётов, период высокого сезона отпусков. В этом году мы столкнулись ещё с одним вызовом – это кратковременные ограничения на полёты, которые были в Московском авиационном узле, Пулково, ряде других городов нашей страны. И чтобы снизить количество этих задержек, а также повысить комфорт для наших пассажиров, Минтрансом совместно с Росавиацией был разработан план действий. Он в первую очередь внёс изменения в схему взаимодействия военного и гражданского сектора, повысил уровень взаимодействия по альтернативным видам транспорта. И я хотел бы поблагодарить коллег из «Российских железных дорог», которые постоянно предоставляют дополнительные провозные ёмкости для доставки наших пассажиров с запасных аэродромов. Помимо этого, изменён механизм взаимодействия по направлению воздушных судов в запасные аэропорты, чтобы мы нивелировали перегрузку, с которой может столкнуться аэропортовая инфраструктура. В целом мы усилили работу авиакомпаний и аэропортов по взаимодействию с нашими пассажирами.
Если говорить в целом о первом полугодии в части авиационных перевозок, то за этот период перевезено 50,8 миллиона пассажиров. Работу наших авиакомпаний, их эффективность мы оцениваем уже второй год по кресельной загрузке. Она вновь за первое полугодие выросла на 0,7 процентного пункта и составила 88,6%. А если выбрать наибольший процент занятости у ряда авиакомпаний, то у «Смартавиа» это уже 96,1%, «Победа» – 94,6%, «Сибирь» – 93,6%. И не могу отдельно не остановиться на нашем национальном перевозчике, на группе «Аэрофлот» в целом, – ими перевезено 25,9 миллиона пассажиров. Они показывают рост порядка 2%.
Важной задачей остаётся региональная повестка, региональные полёты. Доля межрегиональных регулярных пассажирских рейсов, минуя Москву, сохраняется на уровне 53,2%. Это в первую очередь говорит о выполнении поручения Президента относительно повышения связанности наших регионов.
В фокусе внимания Росавиации остаётся 18 туристических регионов, которые определены Минэкономразвития. Также держим на контроле перевозки. 36,6 миллиона пассажиров уже перевезено. И рост в аэропортах. 22% уже показывает Горно-Алтайск. И я уверен, что с учётом тех мероприятий, которые мы запланировали по реконструкции аэропорта, этот рост, безусловно, продолжится. В Благовещенске были с Вами, Михаил Владимирович, – там рост 17,8%. Ждём открытия терминала в этом году. И конечно, тоже ожидаем дальнейший рост. Владивосток – 13,4%, Калининград – 9,9%.
И помимо всего прочего, мы по‑прежнему выполняем поставленную Вами задачу по наращиванию авиаперевозок. Открыт Геленджик, перевезено уже 77 тысяч пассажиров. Открыт Краснодар. Активно ведём работу с авиакомпаниями. Уверен, что Краснодар тоже покажет очень хорошие цифры.
Отдельно остановлюсь на льготах, в первую очередь для детей. По поручению Президента предоставляется льгота 50% на воздушном транспорте. Уже перевезено более 3 миллионов детей по данной льготе.
А если говорить в целом о субсидировании авиационных перевозок, то хочу поблагодарить Вас, Михаил Владимирович. Вы ежегодно поддерживаете программу субсидирования, и это позволяет нашим гражданам, особенно наименее социально защищённым, осуществлять перелёты.
О программе региональных перевозок, которая позволяет связывать регионы страны, я уже отчасти сказал. В этом году совместно с Министерством транспорта мы изменили частично подходы в программах субсидирования, чтобы региональные полёты стали ещё более доступными и более эффективными. Это дополнительные маршруты на Дальнем Востоке, а также предоставление в рамках региональных программ льгот только в низкий сезон. Суммарно у нас до конца года льготы предоставляются по 432 маршрутам. На сегодняшний день уже перевезено 2,5 миллиона пассажиров.
Остановлюсь отдельно на международном авиасообщении. Тут тоже есть результаты. В первую очередь это открытие авиасообщения с Республикой Абхазия. 70 тысяч пассажиров уже перевезено. Второе – это исполнение поручения Президента – рейс Москва – Пхеньян. Выполняется авиакомпаний «Северный ветер». И по поручению Президента возобновлено авиасообщение с Саудовской Аравией. Суммарно 38 государств – с ними у нас теперь имеется авиационное сообщение.
Конечно, результаты деятельности перевозчиков и вопросы, связанные с такими показателями, напрямую связаны с поддержанием лётной годности. 3059 инспекционных мероприятий уже проведено Росавиацией. 1399 сертификатов лётной годности выдано. Парк воздушных судов российских авиакомпаний насчитывает 1135 воздушных судов.
И что очень важно – с января прошлого года по сентябрь мы восстановили 34 воздушных судна. Для этого у нас работают восемь крупнейших центров по поддержанию и обслуживанию воздушных судов. В структуре 19 ангаров, они могут обслуживать 80 воздушных судов. 8 тысяч специалистов трудится. 2,5 тыс. форм технического обслуживания уже проведено. И, что также очень важно, мы нарастили компетенцию по обслуживанию иностранной техники. Уже 30 типов иностранных воздушных судов мы имеем возможность обслуживать.
Продолжаем решать задачи по реконструкции. Капитальный ремонт. 55 аэродромов до 2030 года. В настоящее время в проектировании 23 аэропорта. По шести уже получено положительное заключение «Главгосэкспертизы». Из них по трём уже заключены контракты. Это Чебоксары – поручение Президента, Ленск, Усть-Куйга.
Полноценно стать нам независимыми позволит наша авиационная техника. И тут Росавиация является ключевым фактором, потому что мы осуществляем сертификацию авиационной техники. В настоящее время десять типов воздушных судов у нас находятся в стадии сертификации – семь самолётов, три вертолёта. И шесть типов авиационных двигателей.
Результаты деятельности за отчётный период. Мы выдали сертификат типа на двигатель ВК-650, который позволит произвести импортозамещение «Ансата» и сертифицировать новый лёгкий вертолёт Ми-34. Сняты полностью все ограничения по двигателю ПД-14, который будет стоять на МС-21, в том числе и по температурам. Ил-114 – тоже по двигателю ТВ7-117 сняты все ограничения.
В целом эта работа с Министерством промышленности, с корпорациями проводится системно, и в настоящее время мы с авиационной промышленностью, с Минтрансом обсуждаем будущие поставки воздушных судов для российских авиакомпаний. И самое главное – спрос на них.
Очень коротко про госуслуги. Эту работу мы тоже не прекращаем. В этом году 14 государственных услуг соптимизируем. Процент оптимизации по документам и по срокам от 60 до 80%. Работа идёт системно, и все задачи выполним.
М.Мишустин: Очень важно сохранять объёмы перевозок и продолжать активно расширять маршрутную сеть. В том числе и на Дальнем Востоке. О чём говорил Президент совсем недавно на Восточном экономическом форуме. Чтобы как можно больше людей могли комфортно путешествовать без специальных пересадок.
Сильная и суверенная авиация, без сомнения, имеет ключевое значение в обеспечении связанности наших регионов, а также способствует росту экономики, влияет на мультипликатор, связанный с бизнесом. Ведь есть много городов, куда можно добраться только авиационным рейсом.
Очень важно, чтобы качественно работала национальная система управления воздушным движением. Вы сами профессионал, в прошлом диспетчер, много лет работали в этой области. Прекрасно знакомы с современными технологиями. Какие задачи стоят сейчас перед национальной системой управления воздушным движением и какие в этой сфере достигнуты результаты?
Д.Ядров: Уважаемый Михаил Владимирович, провайдером по аэронавигационному обслуживанию в Российской Федерации является федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения». Зона ответственности и обслуживания воздушного движения – это 26 млн кв. км. Ежегодно мы обслуживаем порядка 1,5 млн рейсов. 870 тыс. км – протяжённость наших воздушных трасс. В структуре 117 аэродромных центров и 14 региональных центров. Как Вы знаете, мы недавно завершили программу укрупнения, и в конечном итоге их стало 14. Количество оборудования радиотехнического обеспечения полётов – 27 тыс. по всей стране. То есть это весь блок – связь, навигация, наблюдение. В структуре предприятия работает 26,5 тысячи человек, из них 9,3 тысячи – это инженеры и 7,7 тысячи – это персонал обслуживания воздушного движения, диспетчеры.
Михаил Владимирович, предприятие в 2020 году столкнулось с серьёзными финансовыми проблемами. И ваша поддержка (в 2022 году – 17,9 млрд рублей и 5 млрд рублей в 2023-м), конечно, позволила нам пережить и коронавирус, и ограничения на использование воздушного пространства. На сегодняшний день предприятие работает стабильно, функционирует устойчиво.
Что касается нашей программы до 2030 года, мы планируем проинвестировать 145,4 млрд рублей. В том числе 37,3 млрд рублей на аэродромы в рамках федерального проекта – это 75 аэродромов. Суммарно до 2030 года введём 690 объектов, а для 75 аэродромов – 91 объект.
В отношении программы поддержки персонала у нас тоже действуют постоянные льготы. Это и северная программа привлечения молодых кадров, и предоставление жилья, и предоставление компенсации стоимости авиабилетов. И по производительности труда – то, что Вы постоянно держите на контроле, – рост в 2023 году 99%, а в 2024 году – 29,1%.
М.Мишустин: Главное, Дмитрий Викторович, – это гарантия надёжного обеспечения диспетчерского сопровождения самолётов по всей территории страны. Этого мы ждём от службы. В целом воздушный транспорт, несмотря на очень непростые текущие вызовы, продолжает показывать достойные результаты. И конечно, я рассчитываю, что все задачи, которые перед вами ставит Президент, Правительство Российской Федерации, отрасль выполнит.