Стенограмма:
Вопрос: Михаил Анатольевич, в вопрос совершенствования общественного контроля входит ли вопрос субсидирования пассажирских перевозок? Не секрет, что с каждым годом государство снижает субсидирование, тем самым страдают люди с очень низким доходом.
М.Абызов: Основной вопрос, который сегодня рассматривался на встрече Председателя Правительства с членами Экспертного совета, – вопрос о введении в действие с 1 января 2014 года норм федерального закона, обеспечивающих внедрение новой контрактной системы. Другими словами, с 1 января будущего года все государственные расходы и государственные закупки переходят на принципиально новый механизм. И основной задачей сегодняшнего обсуждения была дискуссия по вопросам, направленным на совершенствование нормативно-правовых актов, которые должно принять Правительство до 1 января и которые позволят своевременно и качественно внедрить новую федеральную контрактную систему.
Государственные расходы и вопросы субсидирования как часть бюджетных расходов сегодня детально не рассматривались. Это не есть предмет нового законодательства, тем не менее вопрос оптимизации бюджетных расходов напрямую связан с качеством государственных закупок, подготовкой персонала, отвечающего за закупочную деятельность. И сегодня основными рассматриваемыми вопросами были вопросы, связанные с работой наших министерств и ведомств в части государственных закупок: как сделать так, чтобы новое законодательство при его применении позволило ликвидировать те недостатки пресловутого 94-го федерального закона о государственных закупках, по поводу которого были многочисленные нарекания как со стороны профессионального сообщества, участников рынка, так и со стороны общественных организаций.
Вопрос: Какие наиболее сильные стороны ФКС (федеральной контрактной системы) по сравнению с 94-м законом, по вашему мнению и по мнению Экспертного совета?
М.Абызов: Новая федеральная контрактная система позволяет более гибко применять закупочные конкурентные процедуры, которые в том числе позволяют проводить повторные процедуры, связанные с переторжками, оптимизацией стоимости, финальными участниками закупочных процедур.
С другой стороны, федеральная контрактная система позволяет производить умные закупки, то есть закупки товаров и услуг, а также осуществлять инвестиции государства, связанные с так называемыми контрактами полного жизненного цикла и полной стоимости владения. То есть иногда не самое эффективное – купить самое дешёвое, то, что быстро выйдет из строя. Новые критерии федеральной контрактной системы позволяют производить закупки с тонкой донастройкой на финальный результат: качество приобретённого сервиса или товара для нужд государства.
Мы определили, что в 2014 году придётся сделать огромную работу по подготовке персонала и новых административных регламентов для министерств и ведомств, направленных на внедрение федеральной контрактной системы. По сути дела, это новое нормативное поле, времени осталось достаточно для принятия на уровне Правительства соответствующих решений. Но на что обращали внимание участники совещания: ещё большая работа предстоит в регионах, которые тоже перейдут с 1 января на новую федеральную контрактную систему. Она не даст моментальных, быстрых результатов, это большая работа с серьёзным подготовительным и переходным этапом, потребует новых профессиональных качеств от людей, которые в Российской Федерации непосредственно осуществляют закупочную деятельность для нужд государства.
Вопрос: Михаил Анатольевич, от экспертов звучали предложения ввести KPI для госзаказчиков, некие рейтинги. Поддержаны ли они, если да, то в какой форме это всё может быть реализовано?
М.Абызов: В целом эти предложения поддержаны. Действительно, у нас существует система, которая на сегодняшний день не позволяет рейтинговать министерства и ведомства по критериям качества закупочной деятельности. Мы часто слышим нарекания относительно этого качества, но сами процедуры и результаты их применения между министерствами и ведомствами не сопоставляются. Поэтому трудно оценить, какие практики являются лучшими, какие являются практиками, в которых есть определённые риски и недостатки. И поэтому сегодня было принято решение разработать систему критериев эффективности закупочной деятельности, которая бы объективно показывала непосредственно качество обеспечения госзакупок в различных министерствах. Эта система будет подготовлена в I квартале, и я надеюсь, что по результатам 2014 года уже будут обнародованы результаты применения этого рейтинга.
Вопрос: Михаил Анатольевич, вопрос о пилотных регионах. Как вы оцениваете первые результаты?
М.Абызов: Что абсолютно очевидно? Применение новых норм федеральной контрактной системы в пилотных регионах показало, что федеральная контрактная система более эффективна, чем 94-ФЗ. Но работа в пилотных регионах и пилотных ведомствах также выявила целый ряд недостатков, которые необходимо будет устранить при разработке Правительством соответствующих актов. Есть проблемы, связанные с перегрузкой информационных систем при реализации государственных закупок, эти проблемы возможно решить за ещё оставшийся до начала 2014 года период.
Соответствующее поручение Казначейству, которое ведёт основной информационный ресурс по государственным закупкам, будет подготовлено и дано.
Спасибо.