Из стенограммы:
И.Артемьев: Под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева состоялось заседание комиссии по контролю за иностранными инвестициями в стратегические сферы российской экономики. Было рассмотрено 14 вопросов. На наиболее интересных вопросах я остановлюсь.
Одна из интересных сделок. Российская компания «Новомет» – это, по сути, то, что было сделано российской компанией «Роснано», когда новые технологии развивались на старых производствах, в данном случае речь идёт о заводе в Перми. «Роснано» удалось добиться того, что этот завод начал выпускать так называемые погружные насосы, очень высокотехнологичное оборудование, которое используется в нефтяной промышленности для добычи нефти и откачивания воды и целого ряда других очень сложных инструментальных проблем. Это абсолютно конкурентоспособная продукция вообще в мире. Если раньше мы всё это полностью закупали за рубежом, то сейчас мы сами это научились производить, и это, конечно, очень большой прогресс для нашей нефтянки.
В соответствии с решением Правительства эта компания была включена в план приватизации. Проводились соответствующие торги и консультации с компаниями. В результате в Саудовской Аравии в присутствии Президента Российской Федерации было подписано соглашение между рядом компаний из Саудовской Аравии и Российским фондом прямых инвестиций, который занимается привлечением инвестиций в экономику. Это специальное соглашение сегодня было одобрено. Согласно решению комиссии компании из Саудовской Аравии приобретут 20,5% в «Новомет» и будут инвестировать в эту компанию, стоимость этой сделки 5 млрд рублей, и Российский фонд прямых инвестиций также приобретёт 10,2%. Таким образом, они выступают в данном случае как инвесторы, которые будут развивать эти технологии дальше, поддерживать их, и мы будем производить эти насосы, в том числе на деньги, которые компания получит от продажи своих акций.
Вопрос: 10,2 – это сколько?
И.Артемьев: Если 20,5% – это 5 млрд, вы легко можете рассчитать. Половина примерно этого.
Далее сегодня рассматривали ходатайство британской компании «Петропавловск ПЛК» в отношении приобретения акций в другой компании, которая является стратегом - недропользователем. В конечном итоге 100% акций компания «Петропавловск» получит на разработку и добычу коренного золота в пределах Эльгинского рудного поля, это в Амурской области, где запасы золота составляют более 72 тонн. Сумма сделки 13 млн долларов.
Следующая сделка, которая рассматривалась, очень крупная и интересная, потому что речь идёт о сотрудничестве одной из крупнейших нефтяных компаний – «Газпром нефть» с также известной в мире англо-голландской публичной компанией Shell. В данном случае комиссия, рассмотрев эту сделку, всю её структуру, решила отложить её на три месяца, поскольку остались неясными некоторые технологические и экономические моменты, которые просто следует прояснить. И даны соответствующие поручения компании «Газпром нефть» в партнёрстве с компанией Shell, продолжая это конструктивное партнёрство, внести в ближайшее время ясность в некоторые вопросы этой сделки, которые нужно на техническом уровне доработать.
И тогда, после доработки и реализации этих поручений комиссия вернётся к данному вопросу в пределах трёх месяцев. И в принципе есть неплохие шансы на то, что эта сделка будет одобрена.
Вопрос: Речь идёт о совместном предприятии «Меретояханефтегаз»?
И.Артемьев: Да, совершенно верно. Речь идёт о покупке акций не в самой «Газпром нефти», а в её дочерней компании, которая имеет такое сложное название «Меретояханефтегаз». Это стратег-недропользователь, который имеет лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Это углеводородное сырьё на Северо-Самбурском и Тазовском участках недр Ямало-Ненецкого автономного округа. Это участки недр федерального значения, поэтому с таким серьёзным и обстоятельным подходом комиссия подошла к этой сделке. А вообще говоря, речь идёт о вложении 100 млрд рублей в достаточно долгосрочный период в российскую экономику – только со стороны компании Shell. Ещё и «Газпром нефть» должна вкладывать. Вообще, это очень большой, крупный проект.
Это инвестиция. А покупка – сумма сделки 9,3 млрд рублей. Предполагалось – сделка отложена на три месяца, – что 9,3 млрд за акции будут непосредственно выплачены компании «Газпром нефть», и будет ещё 100 млрд вложено самой компанией Shell.
Ещё рассматривалось ходатайство компании «Фортум» в отношении сделки с компанией «Юнипро». Вы знаете хорошо эту историю. Там действительно сложности с законодательством. Небольшой актив, филиал водоканала в городе Сургуте является естественной монополией, и инвестиции в эту сферу по понятным причинам (вода – жизненно важный продукт для всех людей) подпадают под 57-й закон. Тогда как вся остальная сфера – это сфера электроэнергетики, куда «Фортум» уже инвестировал более 3 млрд долларов прямых инвестиций в российскую экономику), не регулируется 57-м законом. Электроэнергетика в России является открытой сферой для иностранных инвесторов, они могут по своему усмотрению покупать, сколько они хотят, в электроэнергетике, это очень важно. Получилось, что актив, который стоит меньше 000,1%, на самом деле наложил ограничения на всю большую сделку. Из-за этого компания «Фортум» не может уверенно инвестировать свои миллиарды долларов, которые по инвестиционной программе предусмотрены, в российскую экономику. Поэтому комиссия поступила следующим образом: одобрила, во-первых, сделку с отлагательным условием, имея в виду, что экспансия компании «Фортум» и инвестиции в энергетику, в основные активы, которые приобретаются, одобряются правительственной комиссией и полностью поддерживаются. Но в силу существующих ограничений закона это можно будет сделать после того, как соответствующие поправки к закону вступят в силу. Поправки уже подготовлены.
Мы понимаем, что это не только история с «Фортумом». У нас есть около 30 иностранных инвесторов, которые примерно в таком же положении, когда сама сфера экономическая открыта и они могли бы свободно инвестировать, но... Как строились предприятия в Советском Союзе? Строился крупный комбинат, например металлургический или иной. Сфера открыта для инвестиций, то есть со стороны любых иностранных компаний. Естественно, этот комбинат отапливает, поставляет воду в тот посёлок, где живут рабочие, а это естественная монополия, здесь есть очень серьёзные ограничения, связанные с тем, что здоровье и безопасность граждан – это первично для Правительства, и поэтому накладываются ограничения 57-го закона. Поэтому эти поправки подготовлены не под какую-то конкретную сделку, а вообще – дать соответствующее право комиссии: когда стоимость актива, вызывающего эти ограничения, меньше одного процента, то можно докупать больше.
Во-вторых, комиссия рассмотрит ещё дополнительно – даны соответствующие поручения ведомствам – возможность полного одобрения это сделки. Такой вариант будет рассмотрен дальше с учётом меняющегося законодательства и соответствующих практик.
Вопрос: Что такое полное одобрение сделки?
И.Артемьев: Суть в том, что сфера электроэнергетики является открытой и есть ещё ряд акционеров кроме «Фортума» в этой компании, которые владеют этим, назовём его так, водоканалом. Вполне возможно, что компании «Фортум» удастся договориться с этими акционерами, чтобы на совете директоров проголосовали за отчуждение этого актива. Если такое голосование состоится, то существующее одобрение комиссии позволит в дальнейшем не подпадать под действие 57-го закона и спокойно инвестировать в российскую экономику.
Правительство в данном случае будет помогать компании «Фортум» добиться такого согласия и будет делать всё возможное для поддержки этого проекта, потому что мы видим большую пользу от этих инвестиций, видим большую и очень добросовестную работу компании «Фортум» и относимся к ней с большим уважением.
Вопрос: Поправки подготовлены. Кто вносит их в Госдуму?
И.Артемьев: Правительство будет решать. Существует два варианта, как всегда. Обычный вариант – Правительство эти поправки будет вносить. Второй вариант – Правительство может попросить депутатов Государственной Думы, внеся этот проект самостоятельно либо через ведущую фракцию нашего парламента (а там уже идёт несколько других поправок к 57-му закону) добавить эти новые поправки на второе чтение, не меняя существующей концепции, а эти поправки не меняют существующую концепцию принятых в первом чтении законодательных актов в Государственной Думе. Вполне возможно, что это может быть принято просто как поправки во втором чтении.
Я не могу сейчас сказать по срокам, надо провести консультации с депутатами.
Вопрос: Кто подготовил поправки?
И.Артемьев: Поправки готовила Федеральная антимонопольная служба как уполномоченный орган. Она готовит и готовила их в содружестве со всеми ФОИВами, которые входят в состав комиссии.
Вопрос: Сума сделки по «Газпромнефти» и «Шелл» какая?
И.Артемьев: Сделка отложена, сейчас рано об этом говорить. Некоторые экономические аспекты будут уточнены. Я говорил о том, что компания «Шелл» с точки зрения инвестиций вложит более 100 млрд рублей в этот проект. Только средства компании «Шелл». А все остальные компании, «Газпромнефть» и другие партнёры, дочерние компании также будут вкладывать свои деньги. Это крупный проект.
Вопрос: Уточню ещё раз про «Фортум». Вы сейчас одобрили, что «Фортум» может купить этот водоканал?
И.Артемьев: Они могут совершить сделку, но отчуждение водоканала и получение соответствующего контроля в компании может быть ею осуществлено только после вступления в силу поправок соответствующего закона. Они могут купить «Юнипер», других акционеров, там не только компания «Юнипер» является акционером. Они смогут это сделать только после вступления в силу закона. Сама сделка может быть проведена сейчас, но вступит в силу, в свои права, и «Фортум» получит контроль фактический над всей компанией, то есть условно 50+1 и полный контроль над компанией, только тогда, когда закон, который сейчас подготовлен, вступит в силу.
Вопрос: О поправке в закон хотел бы уточнить: то есть можно одобрять сделки, если не больше 1%?
И.Артемьев: Если какая-то компания инвестирует в открытую от контроля 57-го закона сферу и при этом имеет небольшие активы (меньше 1%), то будет сделано исключение в законе: правительственная комиссия вправе принять решение о получении временного контроля на осуществление только этой сделки по отчуждению этого проблемного актива. И дальше компания остаётся в свободном поле, которое не регулируется 57-м законом, она может покупать хоть 100%. Дальше чистый рынок, никаких ограничений не существует.
Сейчас это не совсем так, и существуют разные трактовки закона. Но для того чтобы всё надёжно сделать, вносятся поправки в закон.
Вопрос: Можно ещё уточнить по отчуждениям: Вы имеете в виду отдать на аутсорсинг или продать?
И.Артемьев: Они могут подарить это городу Сургуту, они могут ещё инвестировать, если хотят избавиться от этого, они могут продать на аутсорсинг компаниям управляющим, которые специализируются в водопроводном хозяйстве. Это любой вариант, кому угодно, кому они считают нужным.
Вопрос: Вопрос в рамках Вашей инициативы по борьбе с картелями. Пакет законопроектов об изменениях в Думу когда вносится? Насколько серьёзно нужны ФАС такие полномочия, фактически как у правоохранительных органов: делать выемки, вскрывать помещения?
И.Артемьев: На самом деле здесь очень много легенд, и очень часто бывает так, что наши оппоненты говорят какие-то вещи, которые они сами придумали, потом с ними начинают спорить. У нас нет оперативно-разыскной деятельности. Ещё в 2005 году я сказал, что мы не хотим, чтобы ФАС стала правоохранительным органом, со всеми правами ОРД и со всеми остальными делами. И эту позицию мы выдерживаем все эти годы. Мы на это не претендуем, мы гражданское ведомство. Но этот вопрос находится в компетенции. Президента Российской Федерации.
Что касается осмотра и выемки, я имею в виду копирование материалов, всего остального, то мы это делаем сейчас, уже по существующему законодательству и нам никакие поправки не нужны. Но мы, в отличие от правоохранительных органов, не имеем права изъять компьютеры и соответствующее электронное оборудование. Мы с помощью, кстати, российского оборудования просто копируем всё, что есть на жёстком диске и так далее, и забираем с собой в присутствии понятых с печатями, подписями и таким образом гарантируем аутентичность снятого материала. В этом различие. И, кроме того, Вы знаете, что все нормы, связанные с конфискацией имущества и так далее, в законе отсутствуют и так далее. Поэтому мы рассчитываем, что после того, как мы три года согласовывали этот документ со всеми нашими предпринимательскими союзами, с губернаторами, с регионами, и, конечно, в первую очередь со всеми правоохранительными органами… И когда появилось заключение и Верховного суда (судебная система принимала в этом участие), закон, можно считать, готов к принятию. Мы считаем, что это так. И никакими новыми полномочиями репрессивного характера мы не наделяемся. Более того, там очень много норм, связанных с тем, что поднимаются пороги признания картельных нарушений уголовным преступлением. И самые высокие пороги в Уголовном кодексе у нас, Вы знаете, что 100 млн. А, например, крупный ущерб и особо крупный ущерб в других нормах уголовного законодательства – это 1 млн и 5 млн, а у нас 100 млн порог. Мы сами это попросили сделать, потому что считаем, что мелкие такие нарушения не должны караться в уголовном порядке, для этого достаточно административных наказаний и оборотных штрафов. Поэтому наше мнение, Федеральной антимонопольной службы, что на основании поручений Президента Российской федерации, Правительства Российской Федерации мы свою работу сделали, мы согласовали законопроект. И мы надеемся, что в ближайшее время он будет внесён в Государственную Думу для принятия.
Вопрос: По аэропорту Внуково не рассматривался вопрос?
И.Артемьев: По Внуково – нет, по Пулково – сделка одобрена. Там акционеры – Fraport франкфуртский, то есть немецкие компании, и компании из Катара.
Они приобретают грузовой терминал Пулково, и становятся собственниками не только пассажирских перевозок и необходимого для этого оборудования и коммуникаций, но и грузовой базы.