О совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли.
Из стенограммы:
Вопрос: Сегодня Правительство рассмотрело законопроект о нестационарной, мобильной торговле. В чём его суть? Зачем понадобилось принципиальное разделение стационарных и мобильных торговых точек?
Д.Мантуров: Это долгожданный законопроект, поправки в закон о торговле. До этого не было дефиниции, связанной с мобильной торговлей. С учётом предложений сейчас это появляется. Это даёт возможность отделения мобильных вендоров. Имеется в виду автомобили, автолавки, фудтраки не рассматривать как стационарный киоск, потому что передвижная торговля подразумевает возможность мобильности. До этого закон такой возможности не предоставлял.
Самое главное – за счёт этих предложений, поправок предусматривается привлечение дополнительных инвестиций средним и малым бизнесом в эту отрасль – порядка 220 млрд рублей в общей сложности в ближайшее время. Это даёт стабильность бизнесу, уверенность на долгосрочный период. Если раньше бизнес выживал, то теперь он чётко понимает правила игры на долгосрочный период.
В целом законопроект предусматривает (мы расчётным путём пришли к этому), помимо дополнительных инвестиций, о которых я сказал, возможность реализации дополнительно как минимум 4,5 млн т сельхозпродукции. Это те сельхозтоваропроизводители, которые раньше не могли попасть с учётом объективных условий в торговые сети. За счёт этого у них будет возможность реализовывать оперативно свою продукцию.
Плюс это обеспечит дополнительную занятость почти четверти миллиона человек – 250 тысяч человек получат новые рабочие места. И мы надеемся, что коллеги из Государственной Думы, уважаемые депутаты, поддержат законопроект оперативно, потому что это один из пунктов национального проекта малого и среднего предпринимательства, один из моментов, который даёт возможности развития этого направления.
Вопрос: Вы назвали сумму дополнительных инвестиций 220 млрд рублей. Можно уточнить, в какой срок такие дополнительные инвестиции планируется получить? В целом такой экономический эффект ожидается от реализации этого законопроекта?
Д.Мантуров: В целом экономический эффект исчисляется, конечно, бóльшими цифрами, потому что это закладывается на долгосрочную перспективу. Я назвал Вам цифры, которые предусматриваются на ближайшие несколько лет. Если Вас интересует, как раскладываются эти цифры, я могу привести один из знаковых примеров. Если мы говорим о мобильной торговле, то (это опять же расчётным путём) порядка 50 тыс. единиц грузовиков и лёгкого коммерческого транспорта будет приобретаться предпринимателями для реализации своей предпринимательской деятельности. Но если вы помножите это количество на стоимость автомобилей, к стоимости автомобилей прибавите стоимость оборудования, которое устанавливается на эти фудтраки, автолавки, затем прибавите к этому инвестиции на стоимость киосков и другой инфраструктуры, которая будет организовываться в рамках этих инвестиций... Поэтому это только прямые инвестиции на обеспечение деятельности этого направления.
Что касается дополнительных налоговых поступлений на федеральном, региональном уровне – это дополнительные поступления, которые мы даже не обозначаем, объёмы, которые также можно рассчитать, и это точно будут внушительные цифры, бóльшие, чем те инвестиции, которые я обозначил. Это мультипликативный эффект на долгие годы.
Вопрос: Территориальные ограничения для этого нестационарного бизнеса будут какие-то? Может быть, по виду деятельности, по объёмам бизнеса?
Д.Мантуров: Вы задали сложный, сочленённый вопрос. Если вы говорите о том, какими правами хозяйствующие субъекты, предприниматели будут обладать при мобильной торговле, то главное преимущество – это нахождение в разных точках ведения бизнеса по схеме, заранее согласованной с территориальными образованиями, то есть муниципалитетами. Допустим, в определённые дни автолавка будет размещаться в одном месте, а в другие дни или часы, например, будет размещаться в труднодоступных местах или удалённых населённых пунктах. Это невозможно реализовать при стационарной или даже малоформатной торговле, если мы не рассматриваем бизнес на колёсах.
Если мы говорим в целом о малоформатной торговле, то главное преимущество для бизнеса, предусмотренное законопроектом, – это гарантия сохранения бизнеса. Например, если муниципалитет предусматривает благоустройство на территории, где находится киоск, то при этом он гарантирует возможность переноса этого киоска в другое место. На сегодняшний день такой возможности нет.
Если мы говорим о внешнем виде киосков, прерогатива будет за муниципалитетами. Инвесторы, малый и средний бизнес будут вкладывать средства во внешний вид, предусмотренный органами власти.
Но главное – будет гарантия долгосрочных договоров, на период пять-семь лет, в том числе будет предусматриваться продление для добросовестных предпринимателей этих договоров без торгов на аналогичный срок. Это гарантия для бизнеса и стабильность его ведения.
Вопрос: Денис Валентинович, Вы сейчас упомянули в том числе всем привычные торговые сети. В связи с этим хотелось бы спросить: не планирует ли Министерство предлагать повысить порог доминирования этих сетей, который сегодня составляет 25%? И если такие поправки будут предлагаться, когда это будет сделано?
Д.Мантуров: Знаете, казалось бы, законопроект, который сейчас вносится в Государственную Думу, тоже не вызывал вопросов, тем более у предпринимательского сообщества, потому что они, наоборот, просили об этом, и мы старались оперативно с федеральными органами исполнительной власти, в Правительстве рассмотреть все эти новеллы в законопроект. Но достаточно длительные дискуссии были с субъектами Российской Федерации, они заняли определённое время. С начала согласования уже прошло почти полтора года, поэтому давать какие-то прогнозы по тем новациям, о которых Вы сейчас упомянули, я бы не стал. Но по крайней мере мы это точно поддерживаем, и если коллеги из других ведомств оперативно нам согласуют в установленном порядке данные поправки, мы будем только признательны и оперативно отработаем это.
Вопрос: Сегодня было сообщение Минпромторга о том, что АвтоВАЗ с партнёрами – альянсом Renault – Nissan – Mitsubishi подали заявку на СПИК. Параметры можете озвучить подробно?
Д.Мантуров: Подтверждаю, что такая заявка официально поступила. Мы в рабочем порядке с коллегами уже достаточно долгое время обсуждали этот вопрос. И это в определённом смысле даёт надежду, что не потребуется длительного согласования.
Что касается инвестиций, то на период реализации специнвестконтракта (десятилетний период) инвестиции – порядка 60 млрд рублей. По крайней мере то, что на сегодняшний день заявлено. Когда будут рассматриваться детали, специфика этого специнвестконтракта с учётом моделей, предусмотренных требований, которые мы предъявляем автопроизводителям по агрегатам, автокомпонентам, я думаю, могут быть инвестиции и откорректированы. Но цифры, обозначенные в заявке, я назвал.