О национальном проекте «Демография».
Из стенограммы:
М.Топилин: На заседании президиума мы рассматривали национальный проект «Демография». Он состоит из пяти проектов.
Это в том числе финансовая поддержка семей с детьми. Прежде всего речь идёт о программах, которые были озвучены Президентом Российской Федерации осенью прошлого года. Это выплаты, стимулирующие меры, которые вошли в пакет законопроектов, принятых достаточно оперативно. Это пособие на первого ребёнка до полутора лет семьям, у которых доходы ниже полутора прожиточных минимумов. Сейчас эта программа разворачивается в регионах, и уже более 70 тысяч семей получили такое пособие. Она будет и дальше развиваться.
Мы исходим из того, что, возможно, в дальнейшем потребуются определённые коррективы по этой программе. Но нам надо дождаться результата. Программа заработала только с начала года, и надо подождать хотя бы год, чтобы точно проанализировать, где какие есть нюансы, где какие необходимы настройки.
Это также то, что связано с продлением материнского, семейного капитала до 2021 года. Это программы, связанные с ипотечной ставкой (6%). Сейчас Правительство эти программы корректирует. Имею в виду, что не только второй и третий ребёнок будут включены, но и последующие дети. Сейчас очень активно банки начинают входить в эту систему, и Министерство финансов работает с точки зрения именно популяризации этого продукта. Потому что, как вы понимаете, чтобы получить ипотеку, нужны соответствующие доходы и так далее. Сейчас эта программа тоже очень серьёзно разворачивается в регионах.
Мы исходим из того, что потребуется очень внимательно работать с субъектами Российской Федерации, смотреть, какие есть ограничения, какие барьеры, очень серьёзно подходить к информационной кампании. Эта программа будет развиваться.
Что касается второй программы, это программа содействия занятости и создания дополнительных мест в детских садах. Я напомню, что эта задача связана с первой программой, там пособия на первого и других детишек до полутора лет. Ещё существует программа выплат на третьего ребёнка, она тоже будет развиваться. И у нас увеличивается количество регионов, которые в эту программу входят.
Программа строительства дополнительных мест в детских садах (более 250 тыс. мест в 2021 году) тоже обеспечена финансированием. Мы исходим из того, что до полутора лет в основном мамы сидят с детишками, а после полутора лет, когда заканчивается в том числе и оплачиваемый отпуск, необходимо семьи обеспечить детскими дошкольными учреждениями.
Программы поддержки занятости. Они традиционно охватывают две составляющие. Это обучение женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, – программа, которую мы в регионах реализуем. Но она не поддерживалась из федерального бюджета. Теперь она будет поддерживаться из федерального бюджета, и мы исходим из того, что в этой программе ежегодно будут участвовать около 30 тысяч человек. Это достаточно серьёзные показатели.
И вторая составляющая – это то, что связано с развитием групп ухода. Мы исходим из того, что ясли или детские сады не построим во всех населённых пунктах. А потребность в этом есть. Поэтому проектом программы предусмотрены гранты на создание групп по уходу за детишками. Мы предполагаем, что сможем и обучить тех женщин, которые хотят работать в этой сфере, и, соответственно, они могут получить гранты на то, чтобы открыть такие группы ухода, обустроить помещение, чтобы оно соответствовало определённым стандартам. Программа начнётся с 2020 года, а в 2018 и 2019 годах надо будет создать все нормативные условия для этой программы. Потому что это принципиально новый проект.
Третий проект связан со старшим поколением – это активное долголетие. Он разрабатывается в контексте задач, связанных с увеличением продолжительности жизни. Проект охватывает такую сферу, как создание системы долговременного ухода. В прошлую пятницу на заседании совета по вопросам попечительства у Татьяны Алексеевны Голиковой мы докладывали, как идёт этот проект. Он начался в шести регионах. Мы предполагаем до 2021 года включительно отрабатывать его в пилотном режиме. Этот проект рассчитан на то, чтобы прежде всего оказывать услуги пожилым гражданам – как социальные, так и медицинские, исходя из оценки их потребностей, – вне стационарных условий. То есть на дому, в привычных для них условиях.
Также мы в этом проекте ставим перед собой задачу ликвидировать полностью очередь в учреждения для пожилых людей. При этом исходим из того, что это нужно делать на современной основе. Соответствующие проекты также сейчас разрабатываются, с тем чтобы это были современные учреждения нового типа. Мы предполагаем продлить льготы по налогу на прибыль проектам, которые сейчас реализуются для учреждений социального обслуживания. До 2020 года включительно нужно этому сектору иметь понятную перспективу с точки зрения налогообложения, это мероприятие тоже предусмотрено.
И также то, что связано с развитием системы негосударственных организаций. Я напомню, что в 2014 году в этом секторе доля участия некоммерческих организаций составляла 0, то есть НКО в этом секторе не было. Сейчас доля их участия практически 7–8%. В регионах цифра колеблется. Понятно, в разных регионах этот сектор по-разному развивается, возможности просто разные. Мы исходим из того, что за шесть лет должны довести эту долю до 15% как минимум. Такая работа сейчас тоже ведётся.
Четвёртый проект посвящён здоровому образу жизни. Это требования к продукции и различные мероприятия, связанные с дальнейшими действиями по борьбе с табакокурением и потреблением алкоголя. Это информационная пропаганда, всё, что связано с корпоративными программами. Это новая задача, чтобы именно на корпоративном уровне работодатели вместе с работниками реализовывали программы здорового образа жизни. Это достаточно тесно связано с теми проектами, которые реализует Министерство здравоохранения и Министерство труда по направлению охраны труда. То есть здесь, я вам неоднократно говорил, то, что связано с улучшением условий труда и определёнными мероприятиями на производстве. Это очень важный проект, и мы считаем, что ключевым показателем здесь является снижение смертности населения в трудоспособном возрасте. Как я говорил неоднократно, это главный наш ресурс, для того чтобы увеличить продолжительность жизни.
И пятый проект – это то, что связано с развитием физической культуры. Это доступность различных площадок в муниципалитетах, спортивных комплексов. Это то, что связано с развитием спортивного резерва, оснащением спортшкол, улучшением подготовки и вообще подготовкой тренерского состава, вовлечением наших молодых людей в массовую физическую культуру. Здесь нам тоже придётся достаточно плотно работать с субъектами Федерации, с тем чтобы эти показатели отработать на региональном уровне.
Это касается всех проектов. До 15 августа мы должны будем, уже завершая работу над проектом, согласовать все показатели с субъектами Российской Федерации.
По финансовому обеспечению это более 3,5 трлн рублей на шесть лет – достаточно большие объёмы. Но они вас не должны смущать, потому что это те расходы в том числе, которые предусмотрены и на выплату материнского (семейного) капитала, всех пособий. Здесь достаточно большой пакет финансовой помощи для семей.
Вопрос: Максим Анатольевич, Вы сказали, планируется, что около 30 тысяч матерей, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, могут переобучаться со временем.
М.Топилин: С 2020 года. Эти программы и сейчас идут в регионах, только они реализуются за счёт региональных денег. И там показатели невысокие, потому что у регионов на это нет ресурсов. А здесь регионы будут финансироваться по иной схеме, нежели субсидированием, которое раньше были предусмотрено. Минфин это подтвердил. Во всех программах, которые в рамках федеральных национальных проектов будут реализовываться, и финансовая поддержка будет оказываться регионам, от 95 до 99% – это будет федеральное финансирование. Это гораздо выше, чем по другим субсидиям.
Вопрос: А какое это финансирование? В каком размере?
М.Топилин: Это будет более 1,5 млрд рублей в год.