Стенограмма:
Вопрос: Какие предложения Минпромторг сделал главе Правительства?
Д.Мантуров: Предложения, которые касаются развития нашей станкоинструментальной промышленности, в первую очередь предполагают внесение изменений в 56-е постановление Правительства, которое вышло в 2011 году. Выпуск этого постановления дал нашим станкостроительным предприятиям дополнительный стимул к поставкам своей продукции заказчикам из других отраслей промышленности. Но на тот момент, когда принималось это решение, станкостроительные предприятия, к сожалению, не производили ряд номенклатуры. Поэтому мы вышли с предложением внести соответствующие изменения в части расширения перечня продукции, аналоги которой производятся в России, если это касается государственных закупок или, точнее, капитальных затрат за счёт государственных бюджетных средств, – не закупать за рубежом, а закупать соответствующую продукцию российского производителя, которая производится в России. Поэтому начиная уже с этого года мы завершаем первый этап реализации программы развития станкоинструментальной промышленности. Мы разработали достаточно широкий спектр продукции, которая сейчас уже запускается в серию, поэтому предприятия рассчитывают на заказы от промышленных объединений, оборонно-промышленного комплекса в частности, в рамках модернизации предприятий.
Вопрос: У ОПК, как и было сказано, уже достаточно изношенный парк станков. Не планируется ли ввести в этой части некую утилизационную программу?
Д.Мантуров: Нет. Утилизационные программы мы, конечно, можем по всем отраслям вводить, но я думаю, что это не самая действенная мера в этой части. Я считаю, основным лейтмотивом, основной такой динамикой для наших предприятий является существующая целевая программа по разработке новых образцов станкоинструментальной продукции, последующее их внедрение за счёт консолидированного государственного заказа. Такой заказ формируется в рамках нескольких федеральных целевых программ, в первую очередь, это, конечно же, ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса, в рамках которой предполагается такая масштабная закупка станкостроительной продукции. Мы, конечно же, рассчитываем на то, что с учётом ограничений ввоза импортной продукции (а такие условия не противоречат правилам ВТО, поскольку это касается государственного сектора) это даст дополнительный стимул для наших станкостроительных предприятий.
Если говорить о сценарии без каких-то дополнительных мер государственного стимулирования, то минимально 150–200 млрд рублей до 2020 года – это заказ для наших предприятий, то есть это обеспечит рост как минимум по 30–35% в год для российской станкоинструментальной промышленности. Это достаточно серьёзный рост, но мы ставим перед собой более амбициозные цели и задачи. Поэтому мы рассматриваем возможность создания совместных предприятий, развития собственных мощностей под новые проекты как через Государственный инжиниринговый центр «Станкина» (где мы с вами находимся), так и через системный интегратор, который создан был не так давно «Ростехнологиями» на базе дочерних компаний «Оборонпрома», который предполагает консолидацию заказов для предприятий «Ростехнологий» при осуществлении проектов модернизации. Поэтому я думаю, что те меры, которые есть сегодня, плюс те корпоративные решения, которые будут приниматься, дадут ещё и дополнительный стимул к закупкам нашей станкостроительной продукции, которая сегодня выходит на конкурентный мировой уровень.
Вопрос: Хотелось бы уточнить: объём заказов до 2020 года, который обеспечит до 35% роста, – это объём заказов только от предприятий ОПК или вообще объём заказов от российской промышленности?
Д.Мантуров: Я говорю о заказах со стороны российской промышленности в целом. Если мы говорим про предприятия ОПК, то посчитайте: 80% этого объёма будет приходиться на предприятия ОПК.
Спасибо!