Работа Правительства: факты и цифры.
Энергетическое
машиностроение
Транспортное
машиностроение
Автомобилестроение
и колесная техника
Сельскохозяйственное
машиностроение
Фармацевтическая
и медицинская промышленность
Судостроение и
морская техника
Авиастроение
Радиоэлектроника.
Микроэлектроника. Суперкомпьютерные технологии. Фотоника
Оборонно-промышленный
комплекс. Государственный оборонный заказ
Развитие
региональной промышленной инфраструктуры. Территориальное планирование
Экологическая
безопасность. Обращение с отходами
За 6 лет в энергетическом машиностроении объём производства вырос на 36% (в денежном выражении). Экспорт увеличился в 2,6 раза. Запущен ряд новых, особо значимых для отрасли производств. Здесь приведены примеры некоторых из них. В мае 2016 года в Екатеринбурге открыт центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин, позволяющий выполнять полный цикл ремонта деталей крупных энергетических турбоустановок иностранного производства. Проект полностью профинансирован частными инвесторами.
В марте 2016 года запущено первое в России серийное производство саморегулирующихся кабелей полного цикла, включая производство проводящих пластмасс со специальными свойствами. Проект частично профинансирован Фондом развития промышленности в виде льготного займа. При этом основной объём финансирования – частные инвестиции. В рамках проекта созданы рабочие места для квалифицированных специалистов.
В мае 2016 года в Татарстане открыта новая высоковольтная испытательная станция, аналогов которой нет в России. Она предоставляет отечественным производителям и разработчикам кабельно-проводниковой продукции необходимый комплекс услуг по испытаниям кабельно-проводниковой продукции до 500 кВ. Работа испытательной станции будет содействовать повышению надёжности энергосистем.
В 2014–2017 годах введено в эксплуатацию 20 генерирующих объектов, функционирующих на основе использования энергии Солнца, на общую установленную мощность 229 МВт с высоким уровнем локализации.
На очереди – создание промышленного производства оборудования ветроэнергетики. Ряд компаний уже взяли на себя обязательства по строительству и вводу в эксплуатацию ветроэлектростанций, так как до 2024 года планируется ввести 3351,2 МВт установленной мощности генерирующих объектов на основе энергии ветра.
В нефтегазовом машиностроении за 6 лет объём производства вырос на
39% (в денежном выражении). Доля импорта сократилась на 10% (с 62 до 52%).
В тяжёлом машиностроении в период с 2014 по 2017 годы объём производства вырос на 38% (в денежном выражении). Экспорт увеличился в 1,5 раза.
Происходит восстановление спроса на железнодорожный подвижной состав. Определённую роль в создании этой положительной тенденции сыграл введённый с января 2016 года запрет погрузки в грузовые вагоны с продлённым сроком службы. Благодаря этому уже в 2016 году производство грузовых магистральных вагонов составило 36,6 тыс. шт., увеличившись на 28,8% к 2015 году.
В 2017 году положительная
динамика в отрасли железнодорожного машиностроения продолжилась: количество
произведённых грузовых магистральных вагонов превысило 40 тыс.
Автомобилестроение и колесная техника
Российский автомобильный рынок преодолел кризис и продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами. Доля в российском рынке автомобилей, произведённых на территории России, растёт и на сегодня составляет порядка 85,9%, в сегменте легковых автомобилей – 86,3%, в лёгких коммерческих – 88,9%, в грузовых – 73,3%, в автобусах – 87,9%.
При этом рост производства почти в 2 раза превышает рост рынка, что свидетельствует о росте экспорта и позитивном настрое автопроизводителей, которые увеличивают производство под растущий рынок, выводят новые модели и актуализируют инвестиционные планы. Во многом доверие автопроизводителей базируется на стабильном внимании и своевременных мерах поддержки авторынка со стороны Правительства. Практически каждый второй автомобиль в России продаётся с применением мер государственного стимулирования спроса, таких как льготное автокредитование, льготный лизинг, программа обновления парка, а также социальных программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и адресных программ «Российский тягач», «Российский фермер», «Своё дело», предоставляющих ещё более выгодные условия приобретения колёсных транспортных средств.
Объём экспорта по основным
сегментам автотранспорта в 2017 году показывает рост порядка 30%. Основные
направления экспорта автомобильной продукции – страны ЕАЭС, СНГ и Европейского
союза (лидеры: Беларусь, Чехия, Казахстан).
Сельскохозяйственное машиностроение
Сельскохозяйственное машиностроение – отрасль, обеспечивающая механизацию сельскохозяйственного производства. Это более 100 предприятий, расположенных в 37 субъектах Федерации, на которых занято более 32 тысяч работников.
Отрасль демонстрирует положительную динамику развития пятый год подряд, в том числе благодаря государственным мерам поддержки, реализуемым Правительством.
Производство сельхозтехники за 6 лет выросло (в денежном выражении) почти в 3 раза. Доля российской продукции на внутреннем рынке сейчас составляет 56%. Экспорт вырос на 16,2%. Сработали меры поддержки аграриев, которые приобретают отечественную технику со скидкой. В 2017 году по этой программе было закуплено 26,4 тыс. единиц сельхозтехники – в 34 раза больше, чем в 2013-м.
В 2016 году в серийное производство поступили 75 новых моделей техники. В 2017 году – уже 150 новых моделей.
Распоряжением Правительства
от 7 июля 2017 года №1455-р утверждена Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения
России на период до 2030 года. В соответствии со Стратегией суммарный объём рынка
сельскохозяйственной техники (с учётом прицепной техники) достигнет к 2030 году
265 млрд рублей, при этом доля российской техники на внутреннем рынке России
достигнет 80%.
Фармацевтическая и медицинская промышленность
По данным Минпромторга России, пятый год подряд идёт рост доли российских препаратов в общем объёме фармацевтического рынка. Сейчас эта доля составляет уже 30,7% по сравнению с 24,1% в 2012 году.
В частности, в сегменте «7 нозологий» доля составляет 39,19% по сравнению с 10,2% в 2012 году.
В сегменте препаратов для лечения гепатита – 31,6% по сравнению с 5,28% в 2012 году.
Доля препаратов для лечения онкологических заболеваний составляет 46,96% по сравнению с 13,24% в 2012 году.
Доля препаратов для лечения ВИЧ составляет 27,24% по сравнению с 9,92% в 2012 году.
Доля инсулиновых препаратов составляет 11,14% по сравнению с 6,33% в 2012 году.
С 2013 года зарегистрировано 50 импортозамещающих жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, разработанных в предыдущие годы.
Поддержана разработка около 400 инновационных лекарственных средств. По состоянию на 1 января 2018 года зарегистрировано 7 инновационных лекарственных препаратов.
Растёт экспортная составляющая отечественной фармацевтической промышленности. Отечественные производители расширяют присутствие своей продукции не только на рынках Евразийского экономического союза и ближнего зарубежья, но и в странах Латинской Америки.
С 2013 года открыто 19 фармацевтических производственных площадок. С 2010 года построено 7 заводов иностранными фармацевтическими предприятиями. На площадках отечественных производителей свою продукцию локализовали (как готовая форма или упаковка) 78 иностранных компаний. Среди них такие производители, как Bayer, Janssen, Merck, Roche.
Разработано и выведено на
рынок 65 импортозамещающих медицинских
изделий и 10 инновационных медицинских изделий. В частности, в 2016 году
было зарегистрировано 36 импортозамещающих медицинских изделий, в том числе
система визуализации рентгеновских изображений СВР, автоматический
малогабаритный дефибриллятор, сосудистые баллонорасширяемые коронарные,
периферические баллонорасширяемые, периферические саморасширяющиеся стенты и
системы доставки, полнопроточные протезы клапанов сердца из пироуглерода с
присоединяемой манжетой, с принадлежностями, полимерный протез клапана сердца,
аортальный протез клапана сердца с системой транскатетерной доставки,
биологический протез клапана сердца, многофункциональный хирургический
микроскоп, модульный монитор пациента.
Судостроение и
морская техника
Изменение принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов позволило сформировать беспрецедентный за последние 20 лет портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях. Совокупный эффект от действия нормативных правовых актов сформирует необходимые предпосылки для обновления российского рыбопромыслового флота и развития сферы отечественного промыслового судостроения. Так, уже в 2016–2017 годах заключены контракты на строительство 50 рыбопромысловых судов общей стоимостью свыше 120 млрд рублей (траулеров, сейнеров, судов ярусного лова и судов для ловли краба) на ПАО «Выборгский ССЗ», АО «ПСЗ “Янтарь”», АО «Ленинградский ССЗ “Пелла”», ПАО «СЗ “Северная верфь”», АО «Адмиралтейские верфи» и АО «ССЗ “Вымпел”».
В области капитального строительства в интересах развития производственных мощностей российского судостроения главным проектом в период 2012–2017 годов является создание судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. В августе 2017 года на верфи введён в эксплуатацию тяжёлый стапель, что позволило осуществить закладку первых четырёх заказов – судов снабжения. Всего производственная программа СК «Звезда» до 2035 года составляет более 150 судов и объектов морской техники, что обеспечивает безубыточную деятельность предприятия. Среди перспективных заказов – танкера типа «Афрамакс», суда обеспечения, газовозы, буровые платформы и другие. Производственные мощности, предусмотренные проектом, позволяют осуществлять строительство судов любых типов, классов и назначений. При этом основная специализация верфи – строительство крупнотоннажных судов и объектов морской техники для обеспечения шельфовых проектов.
Всего за 6 лет предприятиями российской судостроительной промышленности построено 409 различных кораблей, судов и плавсредств водоизмещением 100 т и более.
Среди наиболее значимых проектов:
В военном кораблестроении:
- головной РПКСН проекта 955 на АО «ПО “Севмаш”»;
- головной МАПЛ проекта 885 на АО «ПО “Севмаш”»;
- две серии из шести ДЭПЛ проекта 06363 на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России и на экспорт;
- головной корабль ПМО (базовый тральщик) проекта 12700 на АО «Средне-Невский ССЗ»;
- два (головной и первый серийный) СКР проекта 11356 на АО «Прибалтийский ССЗ “Янтарь”» для ВМФ России;
- головной корвет проекта 20380 на ПАО «Амурский ССЗ»;
- пять МРК проекта 21631 на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»;
- головное спасательное океанское судно проекта 21300 на АО «Адмиралтейские верфи».
В гражданском судостроении:
- МЛСП проекта 20045 «Приразломная» на АО «ПО “Севмаш”»;
- СПБУ проекта 15402М «Арктическая» на АО «ЦС “Звёздочка”»;
- научно-экспедиционное судно проекта 22280 на АО «Адмиралтейские верфи»;
- аварийно-спасательное ледокольное судно проекта Р-70202 на АО «Прибалтийский ССЗ “Янтарь”»;
- серия из трёх ледоколов проекта 21900М на ПАО «Выборгский ССЗ»;
- первый пусковой комплекс ледостойкой стационарной платформы ЛСП-1 (для 1-й очереди месторождения им. В.Филановского) на АО «АСПО»;
- серия из трёх саморазгружающихся земснарядов проекта TSHD1000 на ПАО «Завод “Красное Сормово”».
В настоящее время госкорпорация «Росатом» по заключённым с ООО «Балтийский завод – Судостроение» контрактам осуществляет строительство трёх универсальных атомных ледоколов нового поколения.
Атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» спущены на воду, идёт их достройка на плаву. Формирование корпуса атомного ледокола «Урал» идёт на стапеле завода.
Исходя из перспектив дальнейшего развития Арктики,
разрабатывается проект крупнейшего российского ледокола, который будет
называться «Лидер». Он станет самым мощным – 110 МВт (мощность ледоколов той
серии, которая строится сейчас, – 60 МВт), а ширина составит 50 м, то есть на треть больше,
чем строящаяся «Арктика». Ледовые возможности «Лидера» позволят обеспечить
круглогодичную навигацию по Северному морскому пути в любой ледовой обстановке.
За 6 лет в России произведено 670 самолётов (в том числе 121 гражданский SSJ 100) и 1251 вертолёт (в том числе 164 гражданских вертолёта).
В 2017 году произведено 129 самолётов (в том числе 36 гражданских самолётов) и 220 вертолётов.
В 2016 году собран сотый самолёт SSJ 100. В 2017 году завершены работы по созданию образца модернизированного самолёта SSJ 100.
Одним из прорывных проектов является создание семейства ближне-среднемагистрального самолёта МС-21. В 2017 году начаты заводские лётные сертификационные испытания воздушного судна (первый вылет состоялся 28 мая 2017 года). В марте 2018 года построен второй испытательный экземпляр МС-21.
В 2016 году начаты работы по перспективным проектам: доработка турбовинтового самолёта для местных авиалиний Ил-114, модернизация широкофюзеляжного самолёта Ил-96, разработка широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС).
Сибирским научно-исследовательский институтом авиации имени С.А.Чаплыгина создан опытный самолёт из композитных материалов ТВС-2-ДТС на 11 мест.
На Уральском заводе гражданской авиации организовано производство самолётов L-410 на 19 пассажирских мест.
В результате исследований в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем, в том числе проекта создания и продвижения на рынок унифицированного семейства высокотехнологичных, высокоэффективных самолётов размерности 9–19 мест, создана летающая лаборатория – демонстратор технологий постройки лёгких многоцелевых самолётов.
В 2015 году Росавиацией
выдан сертификат на тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-38-2 с взлётным весом
около 16 т. Запущено его серийное производство на Казанском вертолётном заводе.
В 2016–2017 годах проведены дополнительные сертификационные испытания вертолёта
Ми-38-2 для получения одобрения главного изменения на использование
централизованной заправки и эксплуатацию вертолёта на обводнённом топливе.
Проведены испытания по увеличению взлётной массы и максимальной высоты полёта.
Радиоэлектронная промышленность. Микроэлектроника. Суперкомпьютерные технологии. Фотоника
За 6 лет благодаря мерам
государственной поддержки и регулирования удалось достигнуть качественного
роста показателей радиоэлектронной отрасли. Структурные изменения в построении
кооперационных цепочек, развитие научно-производственного потенциала отрасли и
нормативно-правовой среды позволили достигнуть измеримых результатов. Объём
выручки организаций радиоэлектронной промышленности вырос в 3,26 раза.
Среднегодовая численность работников радиоэлектронной промышленности планомерно
увеличивалась с 256 тысяч человек в 2012 году до 293,3 тысячи человек в 2017
году, таким образом, рост составил 14,6%. Среднемесячная заработная плата в
отрасли по сравнению с 2012 годом выросла на 172%.
Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ
В настоящее время в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) 1355 организаций. Общая численность работников, занятых в организациях ОПК, составляет около 2 миллионов человек.
Создан мощный корпоративный базис ОПК, который включает 65 интегрированных структур, концентрирующих более 80% производства продукции.
Система гособоронзаказа стала более чёткой и эффективной. 6 лет назад он выполнялся на 80%, сейчас стабильно – на 97%.
За эти годы в войска поступило более 58 тыс. единиц различных систем и комплексов. Это позволило модернизировать 800 воинских частей и подразделений. В итоге – оснащённость российской армии новой техникой и вооружением возросла в 3,7 раза.
Россия сохраняет позиции на международном рынке вооружений. В 2012 году объём экспорта превысил 14 млрд долларов. И все последующие годы находился на уровне 15 млрд долларов. Даже условиях санкций портфель заказов не опускался ниже 45 млрд долларов (максимум в 2015 году – 56 млрд долларов). География военно-технического сотрудничества все эти годы постоянно росла. Сегодня среди партнёров России – больше 100 государств.
Особое внимание уделяется кадровой политике в ОПК. Совершенствуется система профессионального образования. Повышается уровень жизни, решаются жилищные проблемы работников ОПК.
В результате консолидированных действий государства и компаний ОПК тенденция повышения среднего возраста работников оборонно-промышленного комплекса переломлена. Доля молодёжи до 35 лет среди работников ОПК увеличилась с 20 до более чем 30% и продолжает расти. Уровень заработной платы работников ОПК превысил уровень заработной платы по промышленности в целом.
Осуществляется
диверсификация ОПК в направлении
выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной продукции гражданского и
двойного назначения.
Развитие региональной промышленной инфраструктуры. Территориальное планирование
За 6 лет количество действующих и создаваемых индустриальных парков выросло более чем в 2,5 раза, с 64 до 166, в том числе количество действующих индустриальных парков за пять лет увеличилось почти в 4 раза – с 28 до 110 объектов. При этом ежегодно создаётся порядка 40–55 проектов.
Расширяется география создания индустриальных парков, за последние 5 лет – с 27 регионов до 51 региона. Лидерами роста числа проектов являются регионы Центрального и Приволжского федеральных округов, в первую очередь Московская область и Республика Татарстан.
Площадь индустриальных парков увеличилась с 14 315 га до 23 572 га, при этом количество резидентов в действующих парках увеличилось в 2,6 раза и составляет 2510 компаний. Число созданных рабочих мест увеличилось более чем в 3 раза, с 45 тысяч человек до 146 тысяч человек.
Законодательное определение и государственная поддержка промышленных технопарков началась с конца 2014 года. С тех пор количество действующих площадок достигло 45 объектов в 22 регионах. На их территории расположены 3156 компаний, работающих в высокотехнологичных секторах промышленности, таких как приборостроение, электроника, лазерные технологии, химическая и медицинская промышленность, биотехнологии и новые материалы.
По итогам 2017 года в России насчитывается 50 промышленных кластеров в 29 регионах, в состав которых входят 1800 промышленных предприятий с численностью сотрудников более 700 тысяч человек, имеющих средний уровень производственной кооперации 20%.
5 из 50 кластеров являются межрегиональными, то есть их участники расположены на территории двух и более субъектов Федерации:
- промышленный кластер метровагоностроения (Московская и Тверская области);
- национальный аэрозольный кластер (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика);
- промышленный кластер фотоники (Пермский край, Удмуртская Республика, Свердловская область);
- насосостроительный кластер (Воронежская и Липецкая область).
5 июля 2017 года на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан состоялось открытие пятого межрегионального кластера – кластера производителей композитных материалов. Этот кластер станет первым по числу субъектов Федерации (Республика Татарстан, Московская и Саратовская области), а также количеству предприятий кластера, численность которых превысит 50 компаний.
В целях поддержки высоких темпов развития индустриальных парков и промышленных технопарков в субъектах Федерации приняты следующие решения.
Разработан механизм возмещения затрат управляющим компаниям парков по обслуживанию кредитов, привлечённых на строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры (постановление Правительства от 11 августа 2015 года №831). В 13 индустриальных парках и 2 промышленных технопарках создано свыше 4500 га производственных площадей и свыше 34 500 рабочих мест. Всего в рамках этого механизма предоставлена поддержка управляющим компаниям в объёме свыше 665 млн рублей.
Сбербанк и МСП Банк представляют управляющим компаниям специализированный кредитный продукт для проектов строительства индустриальных парков и промышленных технопарков, который предполагает кредитование до 14 лет проектов создания индустриальных парков в объёме до 5 млрд рублей под залог прав на строящиеся объекты недвижимости и инфраструктуры или гарантии (поручительства) субъектов Федерации.
Разработан механизм возмещения затрат субъекту Федерации, понесённых на создание инфраструктуры индустриальных парков и промышленных технопарков за счёт фактически уплаченных в федеральный бюджет федеральных налогов и таможенных пошлин резидентами указанных объектов (TIF – Tax Increment Financing). В рамках механизма TIF 9 регионам предоставлены средства на создание 10 индустриальных парков и 1 промышленного технопарка.
Сейчас в России функционирует 25 особых экономических зон (ОЭЗ) 4 типов: 9 ОЭЗ промышленно-производственного типа, 6 ОЭЗ технико-внедренческого типа, 9 ОЭЗ туристско-рекреационного типа, 5 из которых объединены в Северо-кавказский туристический кластер, и 1 ОЭЗ портового типа.
В 25 ОЭЗ – 663 резидента,
создано 25 669 рабочих мест. Объём заявленных инвестиций – более 850 млрд
рублей, фактически осуществлённых – более 260 млрд рублей. Объём налоговых и
таможенных отчислений – более 67 млрд рублей.
Экологическая безопасность. Обращение с отходами
В России ежегодно образуется 5 млрд т отходов, из них перерабатывается 48–57%. Доля твёрдых коммунальных отходов (ТКО) составляет 10% от общего количества образования, или около 5 млн т, из которых утилизируется 7–9%, остальное захоранивается на полигонах.
В феврале 2016 года в Костромской области запущен в эксплуатацию первый автоматизированный комплекс обработки и обезвреживания отходов мощностью 200 тыс. т твёрдых коммунальных отходов в год. Из 100% входящего объёма отходов извлекается до 25–30% вторичных материальных ресурсов; порядка 20% – сырьё для производства RDF (альтернативное топливо); до 25% – производство технического компоста из органических остатков. На полигон для захоронения направляется не более ¼ части поступившего объёма отходов, при этом лишь V класса опасности. Завод построен на основе передовых зарубежных технологий и при этом адаптирован под специфику российского мусора. Наличие типовых решений позволяет снизить сроки реализации аналогичных проектов в других регионах страны.
В настоящее время в отрасли переработки отходов реализуются крупные инвестиционные проекты также в Московской, Мурманской, Архангельской областях, Республике Татарстан.