Работа Правительства: факты и цифры.
Инструменты управления
общественными финансами
Бюджеты субъектов
Федерации. Межбюджетные отношения
Налоги и неналоговые
платежи. Финансовая отчётность и аудит
Федеральная контрактная
система. Госзакупки
Денежно-кредитная
политика. Финансовые рынки
Регулирование
страховой деятельности
Инструменты управления общественными финансами
Стабилизационная экономическая политика Правительства и Центрального банка в ответ на один из мощнейших за последние полвека внешних шоков доказала свою эффективность. Её результат – экономика без серьёзных макроэкономических дисбалансов, со снижающейся зависимостью от динамики цен на нефть и более здоровыми структурными пропорциями. Принятые меры купировали кризисные явления в период подстройки к новым реалиям и создали надёжную и здоровую основу для восстановления темпов экономического роста.
Несмотря на жёсткий подход к бюджетной политике, обеспечено безусловное исполнение социальных обязательств, в частности поддержка наименее защищённых категорий населения.
Финансовая политика позволила обеспечить:
- Быстрое исправление макроэкономических дисбалансов. Сейчас при низких ценах на нефть отечественная экономика характеризуется крепким платёжным балансом с минимальной зависимостью от внешнего финансирования и ограниченной уязвимостью к изменчивости настроений на мировых рынках; контролируемым уровнем бюджетного дефицита с понятной траекторией выхода на сбалансированность бюджета; контролируемой инфляционной динамикой на уровне целевых ориентиров и снижающимися инфляционными ожиданиями.
- Снижение зависимости от цен на нефть. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность текущего счёта платёжного баланса, снизилась с уровня свыше 100 долларов США за баррель в 2013 году до 35–45 долларов за баррель. В 2017 году цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т.е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга), составляет 60–65 долларов за баррель, а на трёхлетнем горизонте она снизится до 40–45 долларов за баррель, в то время как ещё в 2013–2014 годах для балансировки федерального бюджета на первичном уровне требовалась цена в районе 95–105 долларов за баррель.
- Оздоровление структуры экономики. За последние два года выросла доля прибыли в структуре национального дохода. Таким образом, формируется внутренний, естественный источник для финансирования инвестиций. Произошло также существенное снижение долговой нагрузки нефинансового сектора и оздоровление структуры финансового сегмента. Это свидетельствует о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в эффективные инвестиции.
Несмотря на непростую ситуацию в экономике, налоговая нагрузка не была повышена. Стабильность бюджетной системы была достигнута за счёт улучшения администрирования имеющихся налогов, повышения отдачи от государственных активов, оптимизации расходов, а также реализации структурных реформ как в расходной, так и доходной части бюджета.
В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие действия:
введён механизм казначейского сопровождения госконтрактов (договоров, соглашений);
введена специальная форма расчёта – казначейский аккредитив: оплата по госконтракту только после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
реализован механизм приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств при нарушении бюджетного законодательства;
при формировании «возвратного» распределения бюджетных ассигнований ответственным исполнителям госпрограмм и главным распорядителям бюджетных средств рекомендовано исходить из необходимости в приоритетном порядке завершить строительство переходящих (ранее начатых) объектов капитального строительства, оснащать социально значимые объекты с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию;
в сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств акценты смещены с последующего на предварительный контроль.
На системной и регулярной основе организован мониторинг деятельности подконтрольных организаций.
Расширены объекты контроля (включены все получатели субсидий и исполнители по госконтрактам). Ужесточена административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности, а также за невыполнение госзадания.
Основными результатами бюджетной политики за 6 лет стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами.
В 2013 году запущен Единый портал бюджетной системы
Российской Федерации. Внедрена практика разработки и
публикации «Бюджета для граждан» – адаптированных материалов по законам о
федеральном бюджете. Цель «Бюджета для граждан» – дать людям актуальную
информацию о бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания
форме.
Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения.
За 6 лет реализован комплекс мер по поддержке российских регионов – новый механизм бюджетных кредитов, программа по рефинансированию коммерческого долга, реструктуризация бюджетных кредитов. Проводимая в последние годы политика в сфере межбюджетных отношений позволила добиться значительных результатов в обеспечении сбалансированности региональных финансов.
Дефицит региональных и местных бюджетов снизился до минимального с 2008 года уровня.
Количество и объём дефицита «дефицитных субъектов» сократились.
Сократился уровень долговой нагрузки.
Уменьшилось количество субъектов с неустойчиво высоким уровнем госдолга (выше 100% собственных доходов).
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы вследствие повышения операционной прибыли корпоративного сектора, так и принятые меры в сфере межбюджетного регулирования, направленные на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение роста госдолга.
В сфере повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов осуществлялась концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях, повышение качества и культуры бюджетного планирования, повышение операционной эффективности управления бюджетными средствами. Проведена унификация соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
В связи с существенными изменениями в организации
местного самоуправления начиная с 2015 года исполнение местных бюджетов
осуществлялось в условиях нового разграничения расходных полномочий и доходных
источников между муниципальными районами и сельскими поселениями, городскими округами
с внутригородским делением и внутригородскими районами.
Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит.
Меры налоговой политики в период 2012–2017 годов были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы с одновременным налоговым стимулированием структурных преобразований, проведением антикризисных налоговых мер, повышением эффективности системы налогового администрирования.
За 6 лет произошло качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Это способствует наполняемости бюджета, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия, ограничивающие рост производительности труда и сдерживающие процессы модернизации и внедрения инноваций.
Обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов способствует повышению эффективности распределения ресурсов в экономике и расширению её потенциала. При этом соблюдается такой баланс между мерами административного (санкционного) и побудительного (стимулирующего) характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения серых практик происходит на фоне снижения издержек для легального бизнеса.
Применение новых информационных технологий в налоговом администрировании за последние годы наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени.
В налоговую практику внедрена система АСК-НДС (АСК-НДС-2), которая сопоставляет информацию из выставленных и полученных счетов-фактур. Несмотря на экономический спад, это позволило существенно (почти на 0,5 процентного пункта ВВП) повысить собираемость: поступления НДС увеличились с 5,4% от конечного внутреннего спроса (налогооблагаемая база НДС по экономике в целом) в 2014 году до 5,9% в 2016 году. За период с начала 2017 года поступления НДС также растут опережающими (+11,1% г./г. в I полугодии 2017 года) по сравнению с конечным внутренним спросом (+6,7% г./г. в I полугодии 2017 года) темпами.
Внедрена система прослеживаемости (контроля за производством и оборотом), что позволило существенно сократить долю теневого сектора на отдельных рынках.
Так, развёртывание ЕГАИС в 2016 году практически пресекло возможность реализации нелегально произведённого алкоголя в розничных магазинах. Как результат, на фоне стагнирующих объёмов потребления поступление в консолидированный бюджет акцизов по крепкому алкоголю выросло на 28% в 2016 году и более чем на 21% только в первой половине 2017 года. Этому, среди прочего, способствовало усиление контроля над незаконным оборотом алкоголя со стороны региональных властей, в том числе благодаря частичному переходу на распределение доходов от акцизов между регионами пропорционально объёмам продаж в ЕГАИС.
Внедрение системы маркировки товаров из меха в 2016 году привело к увеличению легального оборота этих изделий почти в шесть раз.
Первый этап интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговой и таможенной служб обеспечил мониторинг движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и позволил повысить собираемость налогов и таможенных платежей.
Создана (уточнена) нормативно-правовая база, необходимая для дальнейшего сокращения теневого сектора.
В целях получения информации обо всех розничных продажах в стране приняты законодательные нормы, предусматривающие полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера налоговой службы.
В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц, эти категории самозанятых были освобождены от уплаты НДФЛ.
Проведённый анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам является основой для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений.
Реализован комплекс мер по деофшоризации и возвращению собственности в правовое пространство России. В рамках усиления межгосударственного взаимодействия налоговых администраций подписано соглашение об автоматическом обмене страновыми отчётами и финансовой информацией по налоговым делам, который планируется начать с 2018 года.
В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды был введён институт контролируемых иностранных компаний.
Действия по выводу экономики и отдельных
отраслей/рынков из тени позволили избежать повышения уровня налоговой нагрузки
в период подстройки бюджета к снижению рентных нефтегазовых доходов.|
Федеральная контрактная система. Госзакупки.
За 6 лет в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных закупок товаров, работ, услуг произошло существенное изменение законодательного регулирования. Создана единая система закупок – федеральная контрактная система.
В 2013 году принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Закон №44-ФЗ, а также принятые подзаконные акты образуют в совокупности контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме Закон №44-ФЗ носит концептуальный характер и позволяет обеспечить открытость и прозрачность проведения конкурсов, снизить субъективизм на стадии присвоения баллов участникам закупки и коррупционные риски, позволяет увеличить количество участников закупки, что благоприятно сказывается на развитии конкуренции, позволяет эффективнее расходовать бюджетные средства.
В целях контроля за соблюдением требований Закона №44-ФЗ и Закона №223-ФЗ внесён блок изменений в КоАП в части установления административной ответственности.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена административная ответственность за нарушения субъектами контроля законодательства о контрактной системе.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года №122-ФЗ введена административная ответственность юридических и должностных лиц за нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года №318-ФЗ введена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе при планировании закупок, несоблюдении требований о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, при осуществлении приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В числе наиболее значимых новаций в сфере государственных и муниципальных закупок – изменения в части совершенствования порядка отбора подрядчиков при осуществлении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года №471-р, постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года №1184 и №1185).
Принят Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».
В 2015 году запущена система «Независимый
регистратор», которая позволяет бороться с электронным мошенничеством в сфере
закупок товаров, работ и услуг, в том числе связанных с госзаказом, с
госкомпаниями. На основе этой системы, которая независимым образом
протоколирует то, что происходило на электронных площадках, появилась
возможность проанализировать и отследить цепочку событий в случае возникновения
споров. Таким образом, третья доверенная сторона может независимо
контролировать происходящий процесс, в том числе в случае судебных разбирательств,
предоставлять объективную информацию о том, что происходило между организатором
аукциона (конкурса) и его участниками.
Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки.
Реализован комплекс мер по совершенствованию финансового сектора:
программа по докапитализации банков через ОФЗ в размере 1 трлн рублей;
программа по поддержке ипотечного рынка;
увеличен размер суммы страховых выплат Агентством по страхованию вкладов;
внесены комплексные изменения в законодательство об ОСАГО: увеличена страховая сумма, установлена обязанность страховщиков обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, установлена преимущественно натуральная форма страхового возмещения вреда, причинённого транспортному средству.
Диверсифицировано предложение долговых инструментов как по типам, так и по срокам. Осуществлён дебютный выпуск новых гособлигаций, ориентированных исключительно на российских физических лиц. Основная цель выпуска этих инструментов – повышение финансовой грамотности населения, воспитание культуры сохранения и инвестирования средств гражданами.
Несмотря на действующий санкционный режим, осуществлено привлечение иностранного капитала.
Апробирована принципиально новая
структура размещения евробондов, опирающаяся на национальную рыночную
инфраструктуру (выпуск еврооблигаций в 2016 году впервые обслуживала российская
организация – Национальный расчётный депозитарий, обладающий статусом
центрального депозитария в РФ).
Регулирование страховой деятельности.
Внесены комплексные изменения в законодательство об ОСАГО: увеличена страховая сумма, установлена обязанность страховщиков обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, установлена преимущественно натуральная форма страхового возмещения вреда, причинённого транспортному средству.