Работа Правительства: факты и цифры.
Демографическая политика
Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады
Социальная
поддержка семей с детьми
Пенсионное обеспечение
Вопросы
организации и качества услуг в социальной сфере
Инвалиды.
Безбарьерная среда
Профессиональные
квалификации
Вопросы
производительности труда и поддержки занятости
Трудовые
отношения. Социальное партнёрство в сфере труда
Оплата
труда. Доходы населения
С 2012 по 2017 год в России родились 11,3 миллиона детей. Это на 2,6 миллиона родившихся (на 29,9%) больше, чем за период 2007–2011 годов.
Суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,69 в 2012 году до 1,78 в 2015 году. По этому показателю Россия обгоняла многие развитые страны.
В 2017 году важные демографические показатели ухудшились, что является следствием демографического провала 90-х годов XX века.
В январе – декабре 2017 года родились 1689,9 тысячи детей, что на 203,4 тысячи (на 10,9%) меньше, чем за аналогичный период 2016 года. По предварительной оценке, суммарный коэффициент рождаемости в 2017 году составит 1,62 ребёнка (2016 год – 1,76).
В конце 2017 года были приняты важнейшие решения по стимулированию рождаемости.
С 1 января 2018 года софинансирование за счёт федерального бюджета расходных обязательств субъектов Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, осуществляется в отношении тех субъектов Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.
Правительством утверждён перечень регионов, которые в 2018 году будут получать софинансирование из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты на третьего ребёнка или последующих детей. В перечень на 2018 год включены 60 субъектов.
Изменение критерия участия регионов в программе софинансирования из федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты на третьего ребёнка или последующих детей позволило продолжить софинансирование из федерального бюджета указанной выплаты в четырёх субъектах Федерации (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Камчатский край и Хабаровский край), а также дополнительно включить в этот перечень ещё 10 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия – Алания, Удмуртская Республика, Пермский край, Астраханская область, Иркутская область, Омская область, Свердловская область, Челябинская область).
Приняты федеральные законы, предусматривающие:
- продление действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года;
- предоставление права направлять средства материнского (семейного) капитала на получение дошкольного образования ребёнком, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, не дожидаясь достижения им трёхлетнего возраста;
- предоставление семьям, среднедушевой доход которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации, ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и ежемесячных выплат в связи с рождением второго ребёнка за счёт средств материнского (семейного) капитала.
Для повышения доступности жилья для семей с детьми Правительством утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретённым) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей. Субсидирование ставки ипотечного кредита (займа) до уровня 6% осуществляется при рождении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года второго ребёнка в течение трёх лет и пяти лет при рождении третьего ребёнка у заёмщиков, которые возьмут кредит или рефинансируют действующий кредит на покупку жилья на первичном рынке.
Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады
За 6 лет в России достигнута почти 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Создано более 1135 тыс. мест в детских садах.
К 2017 году уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в среднем по Российской Федерации составил 98,5%. В отдельных субъектах с сохранившимся дефицитом мест продолжается точечная работа.
Система присмотра и ухода за маленькими детьми получила развитие в том числе в создании условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
У большинства женщин по истечении отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет возникает проблема выхода на работу, связанная главным образом со снижением профессиональной квалификации и частичной утерей профессиональных навыков.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» во всех субъектах Федерации реализуются меры, направленные на обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей. Расширилось применение гибких форм занятости и дистанционной занятости; содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости; организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Ежегодно в субъектах Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 340 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, более 190 программ находятся на стадии разработки.
За 6 лет программами по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию воспользовались 78,8 тысячи женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми.
В 2018 году началась реализация программы по повышению доступности яслей и ясельных групп
(дети до трёх лет).
Социальная поддержка семей с детьми
За 6 лет в развитие программы материнского капитала предприняты дополнительные действия по стимулированию рождаемости.
Во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» развивается система материальной поддержки семей с детьми.
За 6 лет действие программы материнского (семейного) капитала продлевалось дважды:
- Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №433-ФЗ – до 31 декабря 2018 года;
- Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №432-ФЗ – до 31 декабря 2021 года.
Средства материнского (семейного) капитала разрешено использовать на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Гражданам предоставлена возможность направлять средства материнского капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования. В 2015 и 2016 годах за счёт средств материнского (семейного) капитала производились единовременные выплаты на текущие расходы в размере 20 тыс. (в 2015 году) и 25 тыс. (в 2016 году) рублей.
В 2013 году была введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка или последующих детей в размере прожиточного минимума ребёнка в субъектах Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.
В 2017 году ежемесячная денежная выплата установлена в 67 субъектах Федерации. 50 субъектов Федерации получают софинансирование из федерального бюджета, 17 субъектов Федерации производят выплаты за счёт собственных средств.
Средний размер ежемесячной денежной выплаты сейчас составляет 9828,5 рубля.
Нуждающимся семьям в регионах, получающих поддержку из федерального бюджета, осуществлены выплаты на 524,3 тысячи детей, что составляет 80,1% от численности рождённых за 2013–2017 годы третьих и последующих детей.
В рамках подпрограммы
«Обеспечение жильём молодых семей» свидетельства о праве на получение
социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за 2014–2017 годы
получили 53,17 тысячи молодых семей, в том числе: в 2014 году –
10,44 тысячи семей; в 2015 году – 15,18 тысячи семей; в
2016 году – 13,28 тысячи семей; в 2017 году – 14,27 тысячи
семей.
За 6 лет в России принято новое пенсионное законодательство, создана современная информационная система о пенсионных правах граждан.
В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации.
В рамках её реализации принят пакет законов по новому пенсионному законодательству. Этими законами определены параметры дальнейшего развития пенсионной системы с учётом демографических изменений в структуре населения. Предусмотрен механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии. Определены меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений.
В 2013 году на сайте Пенсионного фонда открыт электронный сервис «Пенсионный калькулятор». Персонализированная версия калькулятора внедрена в составе «Личного кабинета застрахованного лица» с 1 января 2015 года. Пенсионный калькулятор позволяет спрогнозировать размер будущей страховой пенсии. В персонализированной версии в составе «Личного кабинета застрахованного лица» калькулятор проводит расчёт с учётом данных о трудовой деятельности и уже сформированных пенсионных правах гражданина в пенсионных баллах.
В целях повышения знаний граждан о своих пенсионных правах и в целом о пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года на сайте Пенсионного фонда заработал электронный сервис «Информирование граждан о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования» в рамках «Личного кабинета застрахованного лица» в части предоставления содержащихся в его индивидуальном лицевом счёте сведений. Используя личный кабинет, каждый может узнать:
- кто является страховщиком застрахованного лица по формированию пенсионных накоплений;
- сумму страховых взносов на страховую и накопительную пенсии, уплаченную работодателем за застрахованное лицо;
- общие сведения о порядке формирования пенсии в системе обязательного пенсионного страхования;
- вариант выбора пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
В электронном сервисе размещена информация о порядке формирования накопительной и страховой пенсий, о системе гарантирования сохранности пенсионных накоплений в размере не ниже номинала, а также информация о рисках, связанных с выбором застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.
К электронному сервису «Личный кабинет застрахованного лица» обращается большое количество граждан, в том числе и для получения через него государственной услуги назначения и выплаты пенсий без личного обращения в территориальное управление Пенсионного фонда.
Средний размер назначенных пенсий за 6 лет увеличился с 9041 рубля в 2012 году до 13 304 рублей в 2017 году (с учетом
единовременной денежной выплаты, назначенной в соответствии с Федеральным
законом от 22 ноября 2016 года №385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей).
Вопросы организации и качества услуг в социальной сфере
Создана независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана стать важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.
За 2015–2017 годы независимая оценка качества проведена в отношении более чем 128 тыс. организаций социальной сферы. Государственные и муниципальные организации социальной сферы, подлежащие независимой оценке, охвачены такой оценкой в полном объёме. Информация о результате независимой оценки качества размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru.
В регионах сложилась практика учёта результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. В первую очередь это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения, внедрение новых форм работы библиотек, музеев, улучшение работы регистратур в поликлиниках, внедрение программ индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях и другие.
В создании современной системы социального обслуживания участвует и негосударственный сектор. Законом №442-ФЗ впервые установлена возможность получения гражданином социальных услуг как в государственных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Определены основы для государственной финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Новое законодательство позволяет негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты из госбюджета.
Новым правовым механизмом привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг является выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).
В результате работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания число негосударственных организаций социального обслуживания граждан выросло с 67 в 2013 году до 239 в 2017 году.
За 6 лет в России усилены права застрахованных граждан на получение гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию.
Увеличена продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за детьми-инвалидами, детьми, являющимися ВИЧ-инфицированными, и детьми с заболеваниями, связанными с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, в возрасте от 15 до 18 лет.
В целях обеспечения своевременной выплаты застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком расширен перечень случаев, при которых выплата пособий застрахованному лицу осуществляется непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования. Закреплена норма о выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком территориальными органами Фонда социального страхования, в случае когда в отношении организации проводятся процедуры банкротства.
В целях обеспечения гарантированного получения застрахованными лицами страховых выплат, правильности исчисления их размеров и выплаты в кратчайшие сроки, реализуется пилотный проект, предусматривающий назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования.
Закреплено право застрахованных лиц получать от Фонда социального страхования бесплатную помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованных лиц в судах.
В 2017 году законодательно закреплена возможность использования листка нетрудоспособности как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такой электронный документ имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном носителе.
Внедрение технологии электронного листка нетрудоспособности позволяет оптимизировать процесс установления страховых выплат, сделать обмен информацией о страховых случаях прозрачным, снизить трудозатраты на оформление бумажных листков нетрудоспособности в медицинских организациях и у страхователей, минимизирует участие застрахованного лица в процессе передачи сведений о страховом случае, так как исключается возможность потери листка нетрудоспособности и необходимость переоформления в случае обнаружения ошибок его заполнения.
Усилены права граждан при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определён порядок исчисления страховых выплат в случае отсутствия документов о заработке застрахованного лица. Конкретизированы положения, связанные со страхованием физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора. Унифицированы правовые нормы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующими аналогичные правоотношения.
Определены виды подлежащих оплате страховщиком дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию физических лиц, осуждённых к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем.
В течение 2012–2016 годов совершенствовалось законодательство о страховых взносах, в том числе в части снижения фискальной нагрузки (установление пониженных тарифов страховых взносов) и создания комфортных условий для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
В целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепления платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования приняты федеральные законы, в соответствии с которыми с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано от государственных внебюджетных фондов налоговым органам.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №442-ФЗ). Этот Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания. Законом №442-ФЗ определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости в конкретных социальных услугах.
С 1 января 2018 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ и постановления Правительства от 14 февраля 2017 года №181 начала работать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). ЕГИССО позволит обеспечить внедрение в сфере социальной помощи принципов адресности и нуждаемости, более точно планировать расходы бюджетов разных уровней на выполнение социальных обязательств, исключить дублирование мер социальной поддержки, оптимизировать процесс администрирования социальной поддержки, учёта льготных категорий граждан, обеспечит наилучший контроль в социальной сфере.
Создана независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана стать важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.
За 2015–2017 годы независимая оценка качества проведена в отношении более чем 128 тыс. организаций социальной сферы. Государственные и муниципальные организации социальной сферы, подлежащие независимой оценке, охвачены такой оценкой в полном объёме. Информация о результате независимой оценки качества размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru.
В регионах сложилась практика учёта результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. В первую очередь это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения, внедрение новых форм работы библиотек, музеев, улучшение работы регистратур в поликлиниках, внедрение программ индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях и другие.
В создании современной системы социального обслуживания участвует и негосударственный сектор. Законом №442-ФЗ впервые установлена возможность получения гражданином социальных услуг как в государственных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Определены основы для государственной финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Новое законодательство позволяет негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты из госбюджета.
Новым правовым механизмом привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг является выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).
В результате работы по развитию
негосударственного сектора в сфере социального обслуживания число
негосударственных организаций социального обслуживания граждан выросло с 67 в
2013 году до 239 в 2017 году.
За 6 лет в России основательно переработано законодательство, затрагивающее права инвалидов.
В 2017 году Российская Федерация подвела итоги пятилетней работы по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году.
За 6 лет российское законодательство в этой сфере основательно переработано в целях реализации идей безбарьерной среды, инклюзивности и разумного приспособления. Существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в важных сферах жизнедеятельности – в образовании, культуре, на транспорте, в спорте, а также в сфере трудовой занятости инвалидов.
Изменения в духе Конвенции внесены более чем в 40 федеральных и 750 региональных законов, в 2,5 тыс. административных регламентов предоставления государственных услуг.
С 2016 года начата реализация практических действий и в негосударственном секторе экономики.
Создана новая система показателей статистической отчётности, позволяющая оценивать выполнение наиболее важных для инвалидов норм Конвенции. Общее количество показателей, по которым ведётся мониторинг выполнения Конвенции, включает 248 параметров.
По государственной программе «Доступная среда» при участии общественных организаций инвалидов идёт приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, на транспорте, в образовании.
За 6 лет оборудовано более 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 51,3% от общего количества приоритетных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов.
В 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении к их проблемам, а также в формировании доступной среды. Доля инвалидов, отмечающих положительные сдвиги в отношении общества к их проблемам, составила 50,8%.
Выработан механизм создания адресно оборудованных (оснащённых) рабочих мест для инвалидов.
Ежегодно с 2013 года создаётся не менее 14,2 тыс. специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Всего за счёт федерального бюджета с 2013 по 2015 год создано 44,2 тыс. специально оборудованных рабочих мест.
Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам, позволило увеличить количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды-колясочники, в 6,5 раза.
В 2017 году Правительством утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости, создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.
В соответствии с Планом принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”» по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов.
Закон предусматривает:
- инициативный характер деятельности органов службы занятости в отношении инвалидов при их согласии (такое согласие инвалид может дать при освидетельствовании или в личном кабинете федерального реестра инвалидов);
- услугу по организации сопровождения при содействии занятости инвалида;
- оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду (в том числе в формировании пути его передвижения до места работы и обратно);
- организацию взаимодействия незанятого инвалида с работодателем.
Закон также предусматривает выделение при необходимости наставника инвалиду и оказание методической помощи работодателю со стороны служб занятости.
Начиная с 2017 года субъекты Федерации приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.
С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.
В Реестре каждому инвалиду предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу. Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что позволит информировать инвалидов о подходящих вакансиях.
К настоящему времени условия для инклюзивного образования созданы в 9341 школе (21,5% от общего количества школ). В школах создаётся универсальная безбарьерная среда, они оснащаются специальным оборудованием для обучения детей-инвалидов.
Растёт число коррекционных классов при общеобразовательных школах. В настоящее время в 39 944 подобных классах обучаются 270 514 детей-инвалидов. За 6 лет более 45 тысяч педагогических работников и специалистов базовых школ прошли повышение квалификации по программам, связанным с образованием детей-инвалидов.
Всё больше инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью становятся студентами колледжей: в 2017 году их количество составило 50 736, что на 3,6% больше, чем в 2016 году. В 2016–2017 годах создано 80 базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 74 субъектах Федерации.
Отмечается тенденция к включению большего числа детей-инвалидов в дополнительное образование. В 2016–2017 учебном году по программам дополнительного образования занималось 60 625 детей-инвалидов (на 11 765 детей больше, чем в 2015 году) и 83 413 детей с ограничениями по здоровью.
Обеспечивается доступность высшего образования для инвалидов и лиц с ограничениями по здоровью. Увеличивается численность лиц с инвалидностью, поступающих в вузы: в 2017 году – 6926 человек, в 2016 году – 6132 человека.
В 3,5 раза увеличилось число лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физкультурой и
спортом (2012 год – 3,5% от числа таких граждан, 2016 год – 12,1%, 2017 год –
14,1%).
За 6 лет в России создана система оценки профессиональных квалификаций на базе новых профессиональных стандартов.
В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждены 1089 профессиональных стандартов.
Сформированы советы по профессиональным квалификациям в 28 ключевых областях деятельности (космическая, атомная, обрабатывающая промышленность, строительство, информационные технологии, здравоохранение, сельское хозяйство и другие). Советы созданы на базе объединений работодателей, их задача – мониторинг рынка труда, изменения профессий, разработка новых требований к квалификациям, знаниям, умениям.
На основе профессиональных стандартов развивается независимая оценка квалификаций, позволяющая гражданам подтверждать свои квалификации безотносительно к способу их получения – неважно, через специальное образование или через опыт работы. Такая оценка квалификации осуществляется объединениями работодателей. Установлены налоговые стимулы для работодателей и граждан для участия в независимой оценке квалификаций.
Система независимой оценки квалификаций основана на принципах доверия к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан. Оценка квалификации позволяет работникам выстраивать профессиональную карьеру, работодателям – планировать кадровую политику и обучение работников, даёт возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда.
Одним из факторов, формирующих востребованность процедур независимой оценки квалификаций, является конкуренция на рынке труда. Наличие свидетельства, объективно подтверждающего квалификацию в соответствии с требованиями профессионального стандарта, которое выдано по итогам профессионального экзамена, проведённого независимым центром оценки квалификаций, может рассматриваться как конкурентное преимущество.
По итогам профессионального экзамена соискателям выдаётся свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительного прохождения экзамена – заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Такое заключение подскажет соискателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
К настоящему времени работают 156 центров оценки квалификации.
Вся информация о независимой оценке квалификации содержится в открытом доступе в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (http://nok-nark.ru), в том числе: сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
В соответствии с приоритетным проектом «Рабочие кадры для передовых технологий» утверждены 44 федеральных государственных образовательных стандарта (далее – ФГОС) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Более тысячи колледжей и 58 вузов приступили к работе по новым ФГОС. Проводится масштабное повышение квалификации педагогических кадров среднего и профобразования – более 5 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) из всех регионов освоили программы повышения квалификации с учётом стандартов «Ворлдскиллс».
В 2017 году в Краснодаре состоялся финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»). Чемпионат стал самым масштабным национальным соревнованием по профессиональному мастерству в мире. В нём приняли участие более 950 конкурсантов, что на 25% превышает число участников предыдущего национального чемпионата, а также Европейского чемпионата 2016 года (EuroSkills 2016), собравшего 500 участников.
Сборная
России успешно дебютировала на 44-м чемпионате мира по профессиональному
мастерству WorldSkills 2017 (октябрь 2017 года, Абу-Даби (ОАЭ)), заняв
первое место в общекомандном зачёте и завоевав 11 медалей (6 золотых, 4
серебряные, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.
Вопросы производительности труда и поддержки занятости
В течение 6 лет обеспечивается стабильная ситуация на рынке труда, несмотря на ухудшение экономической ситуации в 2014–2016 годах.
Численность безработных в возрасте 15-72 лет по методологии Международной организации труда колебалась незначительно в пределах 3,9 миллиона человек – 4,3 миллиона человек (уровень безработицы 5,2–5,6%).
При этом отмечается увеличение численности экономически активного населения (с 75,7 миллиона человек в 2012 году до 76,6 миллиона человек в 2016 году).
В условиях кризисных явлений в экономике действия Правительства были направлены на сохранение кадрового потенциала предприятий. Были предприняты действия для обеспечения занятости населения и повышения уровня доходов работников, находящихся под риском увольнения. В соответствующие программы за 6 лет были вовлечены более 375 тысяч человек, в том числе опережающее профессиональное обучение прошли около 84 тысяч человек. В общественных и временных работах были задействованы около 180 тысяч человек. Стажировку прошли около 13 тысяч выпускников. Оказано содействие в трудоустройстве более чем 60 тысячам граждан из числа незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
Создана современная и удобная информационная система поиска подходящей работы – Общероссийская база вакансий «Работа в России». Она запущена в эксплуатацию 3 июля 2015 года. С целью идентификации пользователей (работодателей и соискателей) портал «Работа в России» интегрирован с Единым порталом госуслуг. Теперь все граждане, зарегистрированные на портале госуслуг, имеют доступ к базе вакансий «Работа в России» без дополнительной регистрации.
В 2016 году произведена доработка портала «Работа в
России» в части реализации на нём дополнительного функционала по стимулированию
внутренней трудовой мобильности. На портале создан отдельный раздел о
трудоустройстве инвалидов, который позволяет осуществлять поиск вакансий в
зависимости от ограничений функций жизнедеятельности, получать доступ к
информации о квотируемых рабочих местах. Кроме вакансий на портале теперь
представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и
правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны
государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами.
Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда
За 6 лет в России создан новый механизм обеспечения безопасности работников, улучшения условий и охраны труда.
В целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда с 1 января 2012 года вступили в силу положения Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которыми в случае наступления страхового случая со смертельным исходом страхователю не устанавливается скидка к страховому тарифу. При расчёте надбавки страхователю на очередной финансовый год учитываются групповые несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие не по вине третьих лиц в предшествующем финансовом году.
В целях обеспечения прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда стала основным способом установления достоверных условий труда на рабочих местах и позволила внедрить механизм экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. Одновременно обеспечено повышение ответственности за нарушение требований охраны труда.
Как следствие, с 2015 года впервые удалось переломить негативную тенденцию роста количества работников, занятых во вредных условиях труда, закрепить динамику снижения производственного травматизма.
Введены в
действие Правила предоставления дополнительных
оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, которые
упростили процедуру предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней
для ухода за детьми-инвалидами.
Оплата труда. Доходы населения.
7 марта 2018 года Президент России
подписал Федеральный закон №41-ФЗ
об установлении минимального размера оплаты труда с 1 мая 2018 года в размере 11 163 рубля. Таким образом, впервые минимальный размер оплаты труда
составил 100% от величины прожиточного минимума
трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.