О планах мероприятий в рамках программы «Цифровая экономика».
Из стенограммы:
Н.Никифоров: На заседании Правительственной комиссии по информационным технологиям были в целом утверждены четыре плана мероприятий в рамках программы «Цифровая экономика».
Хочу напомнить предысторию. 1 декабря 2016 года Президент нашей страны поставил задачу Правительству разработать программу «Цифровая экономика» и, по сути, заложить долгосрочную технологическую основу для роста экономики нашей страны. В июне 2017 года проект этой программы мы рассмотрели на Совете при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в июле программу утвердило Правительство. Компании – представители индустрии, наши ведущие технологические компании учредили даже отдельную автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика». Она, по сути, объединила сотни ведущих российских компаний и тысячи экспертов, которые и готовили данные планы мероприятий.
Сегодня мы утвердили четыре плана мероприятий. Первый из них касается нормативного регулирования, второй – технологических и исследовательских заделов, которые как раз должны создать в Российской Федерации необходимые компетенции для дальнейшей цифровой трансформации, третий план касается инфраструктуры и четвёртый план – вопросов информационной безопасности. Несмотря на то что в планах мероприятий содержатся определённые обоснования бюджетных затрат, в целом сегодня такие решения не принимались, и они будут отдельно рассматриваться уже в рамках последующего цикла бюджетного планирования. Утверждённые планы мероприятий в целом запрашивают около 520 млрд рублей финансирования, из них около 150 млрд рублей – это финансирование бюджетное, из которого, мы видим, предусмотрено уже около 50 млрд. Мы изначально говорили, что определённая часть задач так или иначе в проекте федерального бюджета уже утверждена.
Планируется и достаточно серьёзное внебюджетное финансирование – более 300 млрд
рублей. Это средства наших крупнейших компаний, предприятий отрасли, которые так или иначе будут направлены на реализацию данных мероприятий.
Эти планы мероприятий позволят с января 2018 года начать реализацию программы «Цифровая экономика», рассчитанной до 2024 года и обозначающей некий ключевой набор целей и задач, создающих условия для развития экономики, которая использует данные как некую новую экономическую сущность. Мы эти данные собираем, создаём с помощью разных сенсоров и источников, передаём, храним, обрабатываем и на основе этих данных получаем дополнительную экономическую эффективность, а в итоге улучшается и качество жизни. Считаем, что это серьёзная составляющая для дальнейшего поступательного экономического роста нашей страны. А основана она будет на планах мероприятий, которые мы утверждали сегодня.
Один план мероприятий остался за кадром. Он связан с мероприятиями в области человеческого капитала, подготовкой кадрового состава. Председатель Правительства поручил завершить эту работу в январе. Таким образом, в январе будет завершена вся система планов мероприятий для начала работы по «Цифровой экономике».
Также я хотел бы отметить, что планы мероприятий будут оперативно корректироваться. Это не какая-то жёсткая правовая конструкция. Планы мероприятий будут корректироваться как минимум раз в год, а может быть, даже чаще. Основную задачу здесь выполняют именно предприятия, сама индустрия. Это не программа, реализуемая министерствами или ведомствами, как в традиционном смысле мы привыкли воспринимать государственные или федеральные целевые программы. Программа «Цифровая экономика» действительно сильно отличается. Здесь во главе угла стоят интересы индустрии, тех компаний, чьими руками и создаётся преимущество, лидерство Российской Федерации в эту новую цифровую эпоху.
Вопрос: Комиссия РСПП направила в правительство письмо с предложениями по поводу сроков хранения данных, передаваемых по каналам операторов связи. Рассматривались ли эти предложения?
Н.Никифоров: Срок хранения данных – это всё же компетенция наших правоохранительных органов, прежде всего Федеральной службы безопасности. Могу сказать, что стороны – я имею в виду органы безопасности, наше министерство и самих операторов связи – очень близки к тому, чтобы всё-таки зафиксировать некую модель решения, и это сейчас уже происходит на площадке Аппарата Правительства. Нужно дождаться принятия итоговых нормативных актов. Убеждён, что определённые компромиссы будут найдены в самое ближайшее время. Диалог этот идёт, письмо это внимательно изучается, доводы, я думаю, услышат и наши коллеги из Федеральной службы безопасности. Давайте дождёмся просто этих финальных согласований.
Вопрос: На фоне решения суда по АФК «Система» акции МТС сейчас достаточно сильно падают. Учитывая, что МТС – это один из ключевых игроков на телеком-рынке, не видите ли вы рисков?
Н.Никифоров: Компания обладает действительно лидирующими позициями на рынке по целому ряду показателей. Признаюсь честно, не видим каких-то рисков, потому что всё-таки речь идёт не о компании МТС, а в основном о ключевых акционерах. Компания МТС, насколько мне известно, не получает какого-то финансирования от своих акционеров. Наоборот, она скорее является источником выплаты дивидендов, достаточно уверенно занимает позиции и по выручке, и по прибыли, и по дивидендам. Поэтому у меня здесь нет каких-то комментариев относительно непосредственно этого судебного решения, и считаю, что оно не должно сказываться непосредственно на котировках акций самой компании МТС.