Стенограмма:
Вопрос: Николай Анатольевич, скажите, пожалуйста, как будет всё-таки решаться проблема по устранению дефицита IT-специалистов ко II кварталу 2014 года (кажется, там указан срок). Не могли бы вы немного уточнить, что будет включать в себя эта программа по устранению дефицита.
Н.Никифоров: Уважаемые коллеги! Чудес, конечно же, не бывает, и сам по себе вопрос каким-то чудесным образом не решится. Речь идёт о том, что мы в рамках «дорожной карты» записали поручения и себе, и Минобрнауки, для того чтобы мы подготовили целый комплекс мер. Дефицит очень серьёзный. Мы говорим о цифре стандартного подхода: около 150 тыс. специалистов будет подготовлено на бюджетной основе, это запланировано сегодня в текущих квотах, скажем так, внутри системы высших образовательных учебных заведений, а 200 тыс. мы видим потенциальный дефицит.
Мы считаем, что нужно внимательно посмотреть, какие есть резервы у существующей системы, так чтобы это не привело к потери качества образования, позволило IT-компаниям более глубоко вовлечься в процессы подготовки самих образовательных программ, привлечения их специалистов и экспертов в том числе для преподавания в высших учебных заведениях, посмотреть какие-то более решительные, необычные схемы. В частности, надо посмотреть варианты использования частно-государственного партнёрства. Вполне может быть, что удастся инициировать те или иные образовательные центры, которые были, по сути, созданы компаниями, финансируются компаниями, – либо там применяется какой-то грантовый подход, либо это может быть даже платное образование. С учётом того, что выработка на одного IT-специалиста достаточно высокая и заработная плата высокая, мы считаем, что здесь такой подход будет более легко работать по отношению к другим отраслям. Надо обязательно эти способы образования, получения образования пробовать, в том числе нужно смотреть на переквалификацию специалистов.
В своём выступлении я сказал, что мы оцениваем 300 тыс. специалистов, задействованных напрямую в IT-компаниях, при этом около 700 тыс. задействовано в этом косвенно. Проще говоря, это сотрудники различных IT-департаментов, банков, крупных компаний. Сегодня работа ни одной более или менее современной компании немыслима без использования IT, и это касается не только каких-то внутренних процессов, к примеру автоматизации управленческого учёта, бухгалтерского учёта, это касается в том числе и способов продвижения товара, способов взаимодействия с потребителями – физическими лицами, юридическими лицами, поэтому здесь нужно смотреть в целом. Конечно, мы считаем, что такой комплекс мер, когда мы учтём и возможности государственной системы, и (обязательно) возможности бизнеса, – только такой подход позволит нам эту проблему решить.
Вопрос: Вопрос, если позволите, не по теме. Когда государственная комиссия по радиочастотам может рассмотреть вопрос об отзыве лицензии на 4G у операторов «большой тройки»?
Н.Никифоров: Такого вопроса в повестке комиссии сегодня нет.
Вопрос: И второй вопрос. Собственно, вы и представители Правительства и Росимущества говорили, что ближе к осени (сентябрь-октябрь) завершится реорганизация «Ростелекома» на базе «Связьинвеста», в общем, реформа «Связьинвеста»…
Н.Никифоров: Наоборот, на базе «Ростелекома».
Вопрос: Да, извините. Что там со сроками, потому что сроки несколько раз переносились, срывались? В этот раз будут они сдвигаться или нет? И есть какие-то риски, что всё-таки государство может не получить контроль в новой компании?
Н.Никифоров: Мы считаем, что оснований для очередной какой-то сдвижки сроков нет, идут уже технические процедуры, необходимые акционерные решения в большинстве своём были приняты. Не видим рисков по сдвижке сроков и считаем, что сохранение контроля государства – ключевая задача, которая там стоит, и тоже не видим каких-то конкретных оснований, для того чтобы это не было исполнено.
Вопрос: А планы по приватизации этого пакета на 2014 год, 2015-й сохраняются?
Н.Никифоров: Действительно, на Правительстве Минэкономразвития и Росимущество такое предложение сделали. Я тогда позволил себе комментарий относительно того, что мы должны обязательно провести серьёзную подготовительную работу, которая связана с тем, что на «Ростелекоме» как на одном из ключевых игроков рынка телекоммуникаций Российской Федерации есть ряд дополнительных задач. Они связаны с мобилизационной готовностью страны и так далее, и так далее. Вот эти задачи должны быть отдельно рассмотрены соответствующими заинтересованными органами власти. И в случае, если мы полностью не видим там каких-то рисков, снимаем эти вопросы. В таком случае, конечно же, план приватизации в этой части должен быть исполнен и соответствующие решения в установленном порядке должны готовиться. Напомню, что «Ростелеком» входит в список стратегических предприятий, и в этом смысле есть целая предусмотренная процедура согласования подобного решения. Сегодня мы это видим и в бюджетных проектировках, что программа Правительства по приватизации 2014 года очень серьёзно зависит от приватизации компании «Ростелеком», то есть половина объёма планируемых средств от приватизации на 2014 год сегодня запланирована по линии приватизации ОАО «Ростелеком».
Вопрос: Николай Анатольевич, вы в своём выступлении показывали материалы, там есть позиция о том, что планируется создать в рамках «дорожной карты» 50 центров прорывных исследований в области IT. Позвольте пару уточнений на эту тему. 50 центров – это до какого времени, до какого года, потому что эта задача уходит за пределы 2018-го? И хотя бы основные направления, по которым эти центры будут, как сейчас думается, работать.
Н.Никифоров: На самом деле впервые эта идея прозвучала в рамках заседания Президиума Совета по модернизации (Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию) 24 декабря 2012 года. Идея очень простая: у нас действительно есть очень серьёзные результаты в научных, фундаментальных научных исследованиях по физике, математике и другим отраслям, но при этом скорее можно констатировать, что мы проигрываем именно в части исследований в области информационных технологий.
В рамках соответствующей федеральной целевой программы Минобрнауки мы предусмотрели отдельное направление, отдельный раздел и обозначили лимит, он составляет 4 млрд рублей, который будет направлен на эти 50 центров. Что такое эти центры? Это чаще всего действующие университеты, действующие научно-исследовательские институты и – сегодня мой коллега по Академии наук также этот вопрос поднимал, – конечно же, там могут участвовать соответствующие институты Академии наук, здесь нет каких-то ограничений. И главное новшество в этом подходе заключается в том, что сами перспективные темы и сама процедура отбора этих центров будут проводиться в том числе с участием представителей и экспертов самой IT-индустрии, то есть это будет делаться не просто внутри системы органов госвласти, как это обычно происходило, а эксперты сыграют здесь достаточно ключевую роль.
На мой взгляд, это очень важный прецедент, который позволит объединить эти усилия государства с точки зрения бюджетной системы по стимулированию исследований и интересы конкретного бизнеса. Сегодня тоже несколько раз было сказано, что мы должны определить приоритетные темы и фокусировать наши условия на них. Сам бизнес должен нам помочь это сделать. И мы, соответственно, таким образом действительно получим в каком-то смысле эффект частно-государственного партнёрства.
Ограничений, сколько таких центров может быть профинансировано в конкретном году, как таковых, напрямую прописанных, нет. Это зависит от лимитов финансирования, они равномерно распределены по годам. Поэтому мы ждём активизации подачи заявок. Все соответствующие процедуры будут утверждены нормативно уже к концу этого года, даже осенью, я думаю, что эти процедуры уже начнутся. Для этого никаких препятствий сегодня нет. Мы с коллегами из Минобрнауки активно эту тему прорабатываем и надеемся, что это будет достаточно серьёзным толчком к тому, чтобы мы сделали серьёзный научный задел на перспективу.
Действительно отрасль IT, как ни странно, очень наукоёмкая, и мы видим, что ключевую добавленную стоимость, рыночную капитализацию имеют компании, которые серьёзно подкреплены уже соответствующими патентами, некими эксклюзивными наработками, которые им это конкурентное преимущество предоставляют.
Вопрос: У меня тоже вопрос немножко не по теме. Определились ли вы с механизмом по частотам для создания госоператора LTE?
Н.Никифоров: Уважаемые коллеги! Этот вопрос уже был. Давайте прокомментируем, наверное, тогда. Действительно в средствах массовой информации мы видели такую подачу материала о том, что готовятся какие-то решения что-то сделать с частотами и так далее. Смею вас уверить, что это не совсем так. Действительно, мы обсуждаем очень активно вопросы конверсии радиочастот, то есть перенос их текущих потребителей, преимущественно это потребители Министерства обороны, Росавиации, это службы, которые связаны с радионавигацией, в другие диапазоны частот, для того чтобы освободить их для гражданского применения. Об этом сегодня, кстати, сказал вице-премьер Аркадий Дворкович. Он сказал, что государство должно сфокусироваться на инфраструктурных вопросах с точки зрения поддержки IT. Если мы решим проблему с мобильным широкополосным доступом, то это само по себе создаст огромный рынок и, соответственно, будет провоцировать рост IT-компаний, появление новых бизнесов, создание новых рабочих мест.
Мы считаем, что в Российской Федерации, когда мы достигли уже более половины проникновения широкополосного доступа в сеть Интернет, дальнейший его рост напрямую связан с подключением удалённых и малых населённых пунктов. Это специфика нашей страны, мы самое большое по территории государство на этой планете. Эту проблему, на наш взгляд, можно решить, только используя так называемый нижний диапазон частот. Физика процесса очень простая. Если мы говорим про верхний диапазон частот, в котором работают, к примеру, 3G или та самая сеть LTE четвёртого поколения, которая сегодня есть в Москве, в некоторых крупных городах, то от антенны покрытие базовой станции достаточно небольшое. Верхний диапазон частот годится лишь для того, чтобы строить сети в таких густонаселённых пунктах с большим объёмом потребления информации. А мы говорим о том, что наша страна – это в том числе десятки миллионов людей, проживающих в сельских территориях, в удалённых населённых пунктах. И там нам нужен нижний диапазон частот, у него значительно больше радиус покрытия базовой станции. Не освободив нижний диапазон частот, мы, по сути, столкнёмся с тем, что дальнейший рост проникновения Интернета будет крайне и крайне замедлен, а у нас стоит задача по интенсивному росту. Поэтому мы обсуждаем самые разные варианты. Есть проблемы у операторов связи, которые получили сегодня лицензию на использование частот нижнего диапазона, они связаны с тем, что, по нашей текущей оценке, конверсия сможет закончиться только лет через 10, и сети будут запускаться эпизодически, в тех или иных областях страны. Мы считаем, что здесь совместно с операторами мы должны найти другие, более решительные способы устранения цифрового неравенства именно для тех территорий, про которые я говорил. Поэтому я бы сейчас не фокусировался на каких-то конкретных механизмах. Понятно, что эта тема вызвала определённый резонанс, но, ещё раз говорю, она не рассматривается как какая-то основная, как основной инструмент, и какие-либо заявления на сей счёт крайне преждевременны.
Наша задача – устранить цифровое неравенство. Наша задача – провести скоростной недорогой Интернет в малые населённые пункты, и мы эту задачу будем решать любыми способами совместно с операторами.
Вопрос: Возвращаясь к «дорожной карте», хотела бы уточнить: дополнения и несогласия, которые высказывали участники мероприятия ранее, – в каком виде будут вноситься в «дорожную карту»? То есть будет какая-то новая редакция? Или что это будет?
Н.Никифоров: Действительно, очень важно уточнить этот момент. «Дорожная карта» – это всё-таки документ высокого уровня, он определяет задачи для всех федеральных органов власти, для институтов развития на небольшой период, но это лишь некий план мероприятий, план действий, и важно, что в целом мы по этому плану не увидели сегодня каких-то конкретных замечаний по его пунктам. Я думаю, что «дорожная карта» по итогам заседания Правительства будет утверждена в том виде, как она была внесена в Правительство, и она была внесена уже согласованной.
В то же время коллеги обратили внимание на ряд моментов. Момент первый – это то, что необходимо определить перечень приоритетных, перспективных, прорывных тем, и это будет сделано в рамках подготовки следующего документа, который называется стратегия. Это уже более подробный документ, который описывает, как и что мы делаем. Мы планируем внести его в Правительство в самом начале 2014 года. Постараемся, может быть, сделать это быстрее при активной работе с коллегами из федеральных органов власти, той же Академии наук, других заинтересованных организаций.
Также вы услышали дискуссию на тему страховых взносов. Это очень резонансный вопрос. Я думаю, что здесь Министр связи, как и всякий отраслевой министр, действительно должен сделать всё, чтобы защитить интересы своей отрасли, а Правительство должно найти некое сбалансированное решение с учётом бюджетных возможностей.
Подчеркну, что сегодня не идёт речь о пересмотре фундаментальных принципов, сроках действия льгот или самой ставке. Мы лишь говорим о том, что сегодня IT-льготы идут на компании с численностью от 30 человек, а наша задача – большей частью поддержать новые стартапы, новые компании, создать условия для их роста и развития. Это компании с численностью от 7 до 29 человек. Мы предлагаем просто расширить критерии для аккредитации этих компаний на льготы. Действительно, это потребует некоторых дополнительных расходов, но они не столь существенны по сравнению с теми выгодами, которые мы можем получить.
На эту тему проходили уже десятки совещаний, разные финансовые модели представлены. Действительно, всё говорит о том, что это нужно сделать и это будет очень позитивно влиять на то, как компании в области IT будут создаваться и развиваться в нашей стране.
Поэтому опять же это лишь некое направление, которое отражено в «дорожной карте», а конкретный механизм его реализации будет определяться законопроектом. Такое поручение от Дмитрия Анатольевича Медведева у нас есть. Законопроект будет внесён. Даже если он будет внесён с разногласиями, опять же это не повод этого не делать, а повод это рассмотреть, внимательно оценить наши возможности, в том числе исходя из достаточно сложного бюджета, который сегодня формируется на 2014, 2015 и 2016 годы, и какое-то решение принять. Но в том или ином виде оно будет принято, и мы сегодня услышали позицию Председателя Правительства о том, что та или иная мера стимулирования обязательно должна быть. Вопрос – какая, за счёт каких источников, как мы конкретно это оформим? Но это техника работы Правительства, это наша работа, решение будет найдено. Самое главное, что мы видим и чувствуем ту поддержку, которая идёт от руководства Правительства.
Вопрос: Уточнение: в отношении стратегии вы говорили – это та, которая нацелена на развитие IT до 2020 года с перспективой до 2030?
Н.Никифоров: Да, абсолютно верно. И ещё один момент такой, может быть, внутренний бюрократический, но он очень важный с точки зрения исполнения. «Дорожная карта» и стратегия в конечном итоге должны найти отражение в государственной программе.
Всё управление страной с точки зрения Правительства сегодня формируется по конкретным государственным программам, их чуть более 40. Есть госпрограмма, которая называется «Информационное общество». В конечном итоге в рамках этой госпрограммы по итогам проработки всех этих вопросов появится отдельная подпрограмма, связанная непосредственно с развитием IT. И вот это уже будет, скажем так, итоговый документ, в котором чётко прописаны мероприятия, деньги, источник, кто делает, какой ключевой показатель. Собственно, наша цель прийти к такому совершенно конкретному плану исполнения.
«Дорожная карта» – это верхний уровень плана мероприятий, который позволил федеральным органам власти согласовать программу своих действий друг с другом: как мы начинаем этот путь. В этом смысле он очень важный, потому что, по моей информации, до этого подобного рода «дорожной карты» по такой отрасли, как IT, никогда не принималось.